Консультация Формирование и развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
консультация
Консультация Формирование и развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
44.docx | 772.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель-логопед
Чепурнова Н.В.
«Здоровьесозидающие технологии в
коррекционной работе»
⮚Образовательный проект «Речь. Развитие. Здоровье.».
⮚Формирование и развитие фонематического восприятия.
⮚Как научить ребенка запоминать стихи.
⮚Азбучные истины.
«Речь. Развитие. Здоровье.»
Своевременные представления о здоровье человека неразрывно связаны с его речевым развитием, коммуникативными возможностями и способностью найти адекватное вербальное (речевое) выражение своим мыслям, чувствам, стремлениям. Насыщенное и гармоничное речевое пространство может играть роль терапевтической среды, погружение в которую ( в соответствии с законами резонансного волнового взаимодействия) способствует укреплению здоровья ребенка на всех структурных уровнях, вплоть до клеточного.
В настоящее время установлено , что звуки, издаваемые младенцами в возрасте до 3 месяцев, независимо от их национальной принадлежности , характеризуются тремя диапазонами частот, связанными между собой пропорциями «золотого сечения». Именно заложенное в эти отношения иррациональное число является тем камертоном , на который настраиваются все микро- и макрокосмические системы живого. О своей принадлежности к общей мировой гармонии и заявляет человек , едва появившись на свет.
Между тем пренебрежение принципом природосообразности, нарушение динамичных законов согласованного взаимодействия людей, безответственное загрязнение жизненно необходимых человеку пространств , в том числе и речевого, приводят к широкому распространению болезненных состояний как среди взрослых , так и , в первую очередь , среди детей.
Развитие новой
образовательной парадигмы включает сохранение и созидание здоровья как необходимой составляющей процесса
непрерывного образования.
Сознательное строительство динамичной яркой насыщенной языковой среды на основе
богатства русского литературного языка и использование представлений о системных связях, которые активизирует речевая деятельность, являются серьезным вкладом в оздоровление каждого находящегося в этой среде ребенка.
Основой образовательного проекта является создание гармонизирующего коррекционно-развивающего пространства при согласованном и заинтересованном взаимодействии взрослых и детей. В рамках реализации проекта «Речь. Развитие. Здоровье.» педагогами МБДОУ разработаны и реализуются коррекционные программы «Раз словечко, два словечко...» и «Речевая лесенка». Программа психолого-педагогического сопровождения « Я, ты, мы» и программа сотрудничества педагогов с родителями « Лучики сотрудничества».
Основная цель данного проекта - создание насыщенного оздоравливающего гармоничного образовательного пространства, полноценного для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, для обеспечения всесторонней подготовки их к успешному обучению в школе.
Формирование и развитие фонематического восприятия
Общее недоразвитие речи
- нарушение , при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными основные компоненты языковой системы- фонетика, лексика, и грамматика.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи отводят формированию
фонематического восприятия , то есть способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального, и притом временного эффекта. Гарантировать стойкий навык правильного произношения можно только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.
Кроме того, без достаточной
сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи не овладеют грамотным чтением и письмом.
На начальном этапе формирования
фонематического восприятия можно выделить пять ступеней;
⮚Узнавание неречевых звуков.
⮚Различение одинаковых по высоте , силе и тембру звукокомплексов.
⮚Различение близких по звуковому составу слов.
⮚Дифференциация слогов.
⮚Дифференциация фонем
(звуков)
Различение близких по звуковому составу слов.
Дифференциация слогов.
ТА-ТО-ТУ | ВО-ВЫ-ВУ | БО-БА-БЫ |
ТЫ-ТА-ТО | НУ-НЫ-НА | БУ-БО-БА |
Как научить ребенка запоминать стихи.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности воспроизведения предъявляемого материала. Дети не могут запомнить многоступенчатую инструкцию и соответственно выполнить ее. Продуктивность запоминания снижена по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети слабо запоминают стихи, в которых много образных выражений, метафор.
В настоящее время широко используется прием подключения к слуховой памяти кинестетической. Это довольно эффективно в работе с проблемными детьми.
«Рассказывание» стихов руками и всем телом неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают у ребенка неуверенность, зажатость, часто связанные с речевым или другим дефектом, личностными комплексами. Взрослый может показывать готовые движения или придумывать их вместе с детьми. Сопровождать при этом можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней. Однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложным речевым диагнозом.
При использовании приема рисуем стихотворение текст кодируется с помощью рисунков- символов. Учим стихотворение наизусть, выразительно читаем, затем даем детям установку:
«Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда ты сумеешь его хорошо запомнить». К этим приемам можно добавить и игры с мячом. Взрослый читает первую строчку и бросает мяч ребенку, а тот читает вторую строчку .
АЗБУЧНЫЕ ИСТИНЫ
⮚Верьте в силы ребенка и помогите обрести веру ему!
⮚Будьте умелым помощником,
оставляя в душе малыша чувство самостоятельности сотворенного!
⮚Не давайте ему останавливаться и топтаться на месте,
пробуждайте интерес ко все более трудным задачам!
⮚Но помните, что конечная цель- не сами задачи, а развитие с их помощью!
⮚Обучайте в игре. Ведь человеку отведено так мало
времени для этого увлекательнейшего способа познания!
⮚Обучайте в активном действии!
⮚Обучайте в живом непринужденном общении!
⮚Не забывайте о том, что ребенок очень хочет стать
взрослым и подражает вам во всем!
⮚Будьте искренни. Не носите масок!
⮚Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним,
разделив беду и счастье пополам!
⮚Пусть наши дети будут умнее, добрее и прекраснее нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»
Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия....
Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....
Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Консультация для воспитателей. "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ, овладению чтеним и письмом. В данной консультации рассматриваются наиболее распр...
Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
Консультация для воспитателей:«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический. Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего ...
2019 Консультация для педагогов «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
Как выявить и устранить нарушения речевого развития у ребенка...