Консультация Формирование и развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
консультация

Чепурнова Надежда Викторовна

Консультация Формирование и развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 44.docx772.22 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель-логопед

Чепурнова Н.В.

«Здоровьесозидающие технологии в

коррекционной работе»

Образовательный проект «Речь. Развитие. Здоровье.».

Формирование и развитие фонематического восприятия.

Как научить ребенка запоминать стихи.

Азбучные истины.

«Речь. Развитие. Здоровье.»

Своевременные представления о здоровье человека неразрывно связаны с его речевым развитием, коммуникативными возможностями и способностью найти адекватное вербальное (речевое) выражение своим мыслям, чувствам, стремлениям. Насыщенное и гармоничное речевое пространство может играть роль терапевтической среды, погружение в которую ( в соответствии с законами резонансного волнового взаимодействия) способствует укреплению здоровья ребенка на всех структурных уровнях, вплоть до клеточного.

В настоящее время установлено , что звуки, издаваемые младенцами в возрасте до 3 месяцев, независимо от их национальной принадлежности , характеризуются тремя диапазонами частот, связанными между собой пропорциями «золотого сечения». Именно заложенное в эти отношения иррациональное число является тем камертоном , на который настраиваются все микро- и макрокосмические системы живого. О своей принадлежности к общей мировой гармонии и заявляет человек , едва появившись на свет.

Между тем пренебрежение принципом природосообразности, нарушение динамичных законов согласованного взаимодействия людей, безответственное загрязнение жизненно необходимых человеку пространств , в том числе и речевого, приводят к широкому распространению болезненных состояний как среди взрослых , так и , в первую очередь , среди детей.

Развитие        новой

образовательной        парадигмы включает сохранение и созидание здоровья как необходимой составляющей                процесса

непрерывного        образования.

Сознательное        строительство динамичной яркой насыщенной языковой среды на основе

богатства русского литературного языка и использование представлений о системных связях, которые активизирует речевая деятельность, являются серьезным вкладом в оздоровление каждого находящегося в этой среде ребенка.

Основой образовательного проекта является создание гармонизирующего коррекционно-развивающего пространства при согласованном и заинтересованном взаимодействии взрослых и детей. В рамках реализации проекта «Речь. Развитие. Здоровье.» педагогами МБДОУ разработаны и реализуются коррекционные программы «Раз словечко, два словечко...» и «Речевая лесенка». Программа психолого-педагогического сопровождения « Я, ты, мы» и программа сотрудничества педагогов с родителями « Лучики сотрудничества».

Основная цель данного проекта - создание насыщенного оздоравливающего гармоничного образовательного пространства, полноценного для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, для обеспечения всесторонней подготовки их к успешному обучению в школе.

Формирование и развитие фонематического восприятия

Общее недоразвитие речи

- нарушение , при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными основные компоненты        языковой системы- фонетика, лексика, и грамматика.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции                общего недоразвития речи многие исследователи        отводят формированию

фонематического восприятия , то        есть                способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). С помощью                        выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального, и притом временного                                эффекта. Гарантировать стойкий навык правильного произношения можно                только                        при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.


Кроме того, без достаточной

сформированности        основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

В свою очередь, без длительных        специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи        не овладеют грамотным чтением и письмом.

На начальном этапе формирования

фонематического восприятия можно выделить пять ступеней;

Узнавание        неречевых звуков.

Различение одинаковых по высоте , силе и тембру звукокомплексов.

Различение близких по звуковому составу слов.

Дифференциация слогов.

Дифференциация   фонем

(звуков)

Различение близких по звуковому составу слов.

Дифференциация слогов.

ТА-ТО-ТУ

ВО-ВЫ-ВУ

БО-БА-БЫ

ТЫ-ТА-ТО

НУ-НЫ-НА

БУ-БО-БА

Как научить ребенка запоминать стихи.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности воспроизведения предъявляемого материала. Дети не могут запомнить многоступенчатую инструкцию и соответственно выполнить ее. Продуктивность запоминания снижена по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети слабо запоминают стихи, в которых много образных выражений, метафор.

В настоящее время широко используется прием подключения к слуховой памяти кинестетической. Это довольно эффективно в работе с проблемными детьми.

«Рассказывание» стихов руками и всем телом неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают у ребенка неуверенность, зажатость, часто связанные с речевым или другим дефектом, личностными комплексами. Взрослый может показывать готовые движения или придумывать их вместе с детьми. Сопровождать при этом можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней. Однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложным речевым диагнозом.

При использовании приема рисуем стихотворение текст кодируется с помощью рисунков- символов. Учим стихотворение наизусть,  выразительно  читаем,  затем  даем  детям  установку:

«Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда ты сумеешь его хорошо запомнить». К этим приемам можно добавить и игры с мячом. Взрослый читает первую строчку и бросает мяч ребенку, а тот читает вторую строчку .

АЗБУЧНЫЕ ИСТИНЫ

Верьте в силы ребенка и помогите обрести веру ему!

Будьте умелым помощником,

оставляя в душе малыша чувство самостоятельности сотворенного!

Не давайте ему останавливаться и топтаться на месте,

пробуждайте интерес ко все более трудным задачам!

Но помните, что конечная цель- не сами задачи, а развитие с их помощью!

Обучайте в игре. Ведь человеку отведено так мало

времени для этого увлекательнейшего способа познания!

Обучайте в активном действии!

Обучайте в живом непринужденном общении!

Не забывайте о том, что ребенок очень хочет стать

взрослым и подражает вам во всем!

Будьте искренни. Не носите масок!

Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним,

разделив беду и счастье пополам!

Пусть наши дети будут умнее, добрее и прекраснее нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия....

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....

Консультация для воспитателей. "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ, овладению чтеним и письмом. В данной консультации рассматриваются наиболее распр...

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей:«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический. Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего ...