2019 Консультация для педагогов «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
Как выявить и устранить нарушения речевого развития у ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
оказание методической помощи педагогу | 531.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
воспитатель Суворова Н.Н
Дошкольный возраст является самым благоприятным для выявления и устранения нарушения речевого развития, которые в дальнейшем приведут к определенным проблемам. Поэтому нужно как можно раньше развивать у детей внимание к собственной речи, умение ориентироваться в родном языке, слушать слышать его.
Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и индефицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам. Для того чтобы распознать фонему необходимо различать её отличные от других звуков признаки. Так, согласные звуки дифференцируются по пяти признакам:
- наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;
- способу артикуляции;
- месту артикуляции;
- наличию или отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;
- месту резонирования.
Гласные звуки дифференцируются по трём признакам:
- участию или неучастию губ в артикуляции;
- степени подъёма языка к твёрдому нёбу;
- месту подъёма языка.
Нарушение восприятия хотя бы одного признака приводит к неспособности идентифицировать словоформы. Таким образом, фонематический слух контролирует собственное произношение и произношение окружающих.
Известно, что при нормальном развитии ребёнок осваивает речь спонтанно, без видимых усилий. Этот процесс совершается при помощи слухового анализатора, тесно взаимодействующего с речедвигательным и зрительным анализаторами.
Очевидно, что при контроле за собственным произношением слуху принадлежит ведущая роль. Новорождённый ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2~ ой недели жизни, в 7 -11 месяцев уже откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.
К концу первого года жизни слово становится орудием общения, когда ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку - фонемы, входящие в его состав. Далее фонематическое развитие происходит бурно, опережая артикуляционные возможности ребёнка. И уже к концу второго года жизни ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Практика знает случаи, когда в 2 года малыши устойчиво различали на слух и чисто - с фонематической точки зрения - произносили все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить о сформированной фонетико-фонематических представлений.
Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своем дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (ш - с, р - л, ч - т, из - сь и наоборот), не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом во изводят скороговорки и пр., что свидетельствует о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения вплоть до окончательного завершения последней. Вместе с тем правильное произношение не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.
Так, ребёнок 5 лет рассказывает о своих игрушках, чисто произнося все звуки речи. Но некоторые задания, например, на повтор трех схожих по звучанию слов (бак - бык - бок), (миска - мишка - мышка), слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости мягкости-твердости (па-ба-па, а-жа-ша), слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты, мотоциклисты, транспорт, фотографироваться), выполняет с многочисленными ошибкам.
Это свидетельствует о том, что внешне благоприятной картине формирование фонематического восприятия не соответствует возрастной норме. Проявляется ли такое отставание в произношении. Безусловно, да. Но только в фонетически сложных комбинациях, которые ре, встречаются в самостоятельных высказываниях. Например, при произношении слов с чередованием акустически и артикуляционно близких фонем: шоссе, раскладушка, балерина, рояль и т.п.
Сможет ли ребёнок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно, но, нет. Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, а с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проигрывании».
Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
- определение порядка слогов и звуков в слове;
- установление различительной роли звука;
- выделение основных качественных характеристик звука».
Фонематическое восприятие (если речевое развитие ребенка в норме) не требует специального обучения, а звуковой анализ требует (это дидактический фактор, определяющий необходимость организации специального обучения). Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая (порядковый фактор). Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте (возрастной фактор). И наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме (содержательный фактор).
В период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой - с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают (Д.Б. Эльконин).
В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных - согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких - глухих, мягких - твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом, и только слухом».
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним: четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить»
Итак, необходимыми предпосылка, для обучения дошкольника грамоте являются:
- сформированное фонематическое восприятие;
- правильное произношение ее звуков родного языка;
- наличие элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. При чтении у детей, занятия с которыми вели без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
- трудности в слиянии звуков в слоги и слова;
- замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твердых - мягких, звонких - глухих);
- побуквенное чтение;
- искажение слоговой структуры слов;
- слишком медленный темп чтения;
- нарушение понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:
- замены букв;
- пропуски гласных или согласных при их стечении;
- слияние слов на письме;
- раздельное написание частей одного слова;
- пропуски, нарушения или перестановки слогов;
- орфографические ошибки (нарушение прав правописания).
Доктор наук, профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков логопедии, подчёркивала, что ключевым моментом в коррекции речевых нарушений является фонематическое восприятие.
В развитии фонематического восприятия можно выделить три этапа:
- Развитие неречевого слуха.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие навыка элементарного звукового анализа.
На первом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Как отмечает Г. В. Чиркина, они способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Упражнения включают задания на распознание:
- звучащих инструментов (бубен, дудочка, свисток, гармошка...)
- звучащих предметов (погремушка, крупа в коробках, шуршание бумаги, хлюпанье воды, ...)
- действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стук, звуки транспорта...), проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий, типа «Кто позвал?», «Кто пришел в гости?», «Кто кричит?», «Три медведя», «Угадай, на чём играют», «Повтори так же» 1 1,1 11,11 1,..., воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, ...)
В дидактических упражнениях по различению одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру дети учатся определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо, умеренно), произносить один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски:
А - плачет девочка; О - удивилась мама;
А - поёт певица; О - стонет бабушка;
А - качаем малыша; О - потягивается папа;
А - показываем горло врачу; О - кричит охотник в лесу.
На втором этапе для развития речевого слуха рекомендуется начинать с дифференциации слогов, так как именно слог является единицей восприятия речи. Сначала проводится дифференциация слогов с акустически наиболее контрастными согласными ротовыми - носовыми звуками: ма - фа, мо - хо. Затем - с наиболее контрастными ротовыми звуками одного способа и различного местообразования: фа - ха; далее ребёнок учится выделять слоги со звуками одного местообразования и различного способа образования: фа - та. В последнюю очередь производится работа по различению слогов с глухими - звонкими: па - ба; твёрдыми - мягкими: та - тя; свистящими - шипящими: са - ша.
После того, как ребёнок научится безошибочно различать определённый слоговой ряд, можно начинать упражнения по воспроизведению более сложных рядов. Далее проводиться работа по различению слов, близких по звуковому составу, состоящих из правильно произносимых ребёнком звуков. Для этого используются следующие игровые упражнения:
- выделить слог «са» из слогового ряда: са - ма - на - да - ка - са;
- определить, какой слог лишний на - на - ма - на;
- повторить за взрослым слоговой ряд: са - со - су - сы.
- повторить слова, близкие по звуковому составу.
Особое внимание обращать на конечный согласный звук: тик - гак - ток - тук; вол - пол - дол - кол и т. д.
- выбрать лишнее слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные: мак - так - бак - башмак; лиса - коса - колбаса - роса;
- выбрать из ряда слов правильное название предмета на картинке: витамин, митавин, фитамин, витании, митанин;
- подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу: дом - том, уточка - удочка, миска - мишка;
- провести сравнение лексического значения слов, близких по звучанию:
Что такое лужи? пирог? ком?
Что такое лыжи? порог? дом?
- дополнить предложение нужным словом, выбрав по картинкам:
У девочки (батон), (бутон).
У мальчика (бинт), (винт).
Что скатали мы зимой? (дом, ком, гном, сом)
Что построили с тобой? ( ....)
На крючок в реке попал? ( ....)
Может всё, хоть ростом мал? ( ....)
- подобрать словечко в рифму:
Шепчет ночью мне на ушко
сказки разные ...(подушка)
Шёл по лесу шустрый мишка,
На него свалилась .. .(шишка)
- исправить ошибку взрослого:
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (санки) по горе.
Отругала мама зайку –
Не надел под свитер ГАЙКУ (майку)
- отобрать из набора картинок только картинки со звуком [ ф ]: фартук, вата, фата, фантик, вишни, ванна, фрукты, флажок, ворона;
- разделить картинки со звуками [ н ]- [ м ] в два столбика: малина, носки, майка, ноги, машина, мыло, нож, мухомор, нос.
На третьем этапе ребёнок должен овладеть:
- навыками вычленения первого или последнего звука;
- определение звука перед выделенным или после него;
- последовательности звуков в слове;
- определения количества звуков или слогов в словах.
Традиционная методика по формированию навыка звукового анализа и синтеза может быть представлена алгоритмом:
- анализ ряда гласных звуков;
- слогов, состоящих из гласного и согласного звука;
- согласных звуков;
- слов различной слоговой структуры.
Первоначально работа проводится с опорой на воспитательные средства (зрительные образы, символы, выполнение движений). Затем на основе переноса полученных навыков во внутренний план - с опорой на слухопроизносительные представления ребёнка, т. е. без вспомогательных средств.
Звуковой анализ и синтез проводится только на материале слов о правильно произносимыми звуками.
В обучении детей звуковому анализу используется очень большое разнообразие дидактических игр и упражнений на определение количества слогов и звуков (гласных, согласных) в словах разной сложности. Это игры, типа «Весёлый поезд», «Домик», «Теремок», «Назови имя» (по первым звукам картинок), «Определи звук», «Помоги Незнайке», «Три квадрата», «Волшебная тучка», «Проведи дорожку» (позиция звука в слове) и т. п., а также творческие задания: «Кто больше придумает?» (слов с заданным звуком), «Кто больше увидит?», «Кто больше услышит?» и т. д.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук [м] в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове — хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
Игра «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
Игра «Определить место звука в слове».
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например, с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,
са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.
Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
Назвать слово со звуком«Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.
Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Например:
с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с
р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы
п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.
Произнести по порядку все звуки в слове.Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
Игра «Четвертый лишний»
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна — не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.
Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.
Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].
Пример:
-Как тебя зовут?
-Ира.
-А фамилия?
-Иванова.
-Откуда ты приехала?
-Из Иркутска
-Что там растёт?
-Инжир.
Игра «Цепочки слов»
Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?
Игра «Починим испорченный телефон»
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону».
Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.
Игра «Не ошибись».
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон — вакон — фагон – вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака – бумака». Игра очень нравится детям и проходит весело.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
Игра «Будь внимателен»Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик — по вашей инструкции).
Игра «Подбери по звучанию»Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок: ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плетка моток марка
Игра «МАГАЗИН»
Игры на выделение звука на фоне слова.
Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.
Игра «Живая азбука»
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "О правильной осанке детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов. Данную консультацию можно провести и для родителей....
Консультация для педагогов "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов с презентацией и участием воспитателей....
Консультация для педагогов "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"
Профилактика здоровья детей. Плоскостопие. Презентация...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: Ознакомление детей дошкольного возраста с социальным миром
Особенности социально-личностного развития детей по возрастным группам....
Консультация для педагогов и родителей. "Закаливание детей дошкольного возраста".
Закаливание – одно из действенных средств воспитания детей здоровыми , стойкими, активными....
Консультация для воспитателей: «Фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей: «Фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста».Объект исследования: педагогическая работа по развитию с детьми, страдающими дизартрией....