Консультация для педагогов "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»
консультация по логопедии на тему

Егорова Марина Владимировна

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_fonematicheskiy_sluh_s_pomoshchyu_igr.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Развиваем фонематический слух с помощью игр и игровых упражнений».

Учитель –логопед Егорова М.В.

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с нарушением  фонематического слуха.

Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и различать звуки речи.

Чем раньше начать развития фонематического восприятия и привлечь внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Так же развитию фонематического слуха помогут следующие игры:

Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Необходимо найдены все пары.

Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

Громко-тихо. Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Поймай звук. Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов....

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей:«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....

Консультация для воспитателей «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа.

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье – это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с пр...