Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimod._dou_i_semi.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию
основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни. Приобщение детей к здоровому образу жизни является одной из важнейших сторон успешной социализации ребёнка в обществе.
На протяжении последних десятилетий проблема формирования здорового образа жизни является объектом изучения многих исследователей (А.И.Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлёва, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский). Немногочисленные исследования посвящены проблеме изучения формирования представлений о здоровом образе жизни и воспитания привычек здорового образа жизни у дошкольников (Н.А. Андреева, Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, М.Г. Меличева) [5, c. 5].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 года направлен на решение одной из задач - «формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни…»; образовательная область «Физическое развитие» включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.).
Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит становление ценностей здорового образа жизни. Решение задач укрепления физического и психического здоровья ребёнка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры, задач валеологического просвещения дошкольников становится базой для успешной реализации программы воспитания и обучения в целом.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни [5, с. 9].
В «Концепции содержания непрерывного образования» сказано, что «взрослые способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни: бережного отношения к своему организму, представления о том, что полезно и что вредно для здоровья».
Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
Одной из самых главных причин, приводящих к формированию неправильных рационов, является информационный хаос, царящий на рынке продуктов питания.
Человек уже давно утратил способность интуитивно выбирать полезную для него пищу. Переедая одни продукты и недоедая другие, дети формируют не правильные стереотипы пищевого поведения, которые, как правило, сохраняются на всю жизнь и приводят к ухудшению здоровья.
А может ли ребёнок дошкольного возраста самостоятельно оценивать своё питание? И может, и должен, если взрослые ему помогут. Дошкольники вполне способны владеть такими понятиями, как «разнообразие пищи», «режим питания», «гигиена питания». Для того, чтобы помочь детям усвоить эти понятия, родители и педагоги должны знакомить с некоторыми физиологическими закономерностями, лежащими в основе рекомендуемых ими правил питания. Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (14 ноября 2013 г., N 30384) направлен на «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» и является основой для «оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей».
Разработанная система физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении является первоочередным в привлечении родителей к взаимодействию по выбранной тематике.
Педагогическими условиями формирования у детей основ здорового образа жизни являются условия, названные А.И.Ивановой в пособии «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду» (2007): Условие 1. Формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий. Данный подход к организации педагогического процесса является для дошкольных учреждений новым. Суть теории развития понятий заключается в следующем: при усвоении сложных понятий их нельзя сообщать, как это обычно делается при усвоении отдельных фактов. Их надо именно формировать, т.е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный познавательный процесс, многократно в течение года возвращаться к одному и тому же понятию и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения.
Условие 2. В основе процесса познания законов природы лежат многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям, используя преимущества наглядно – образного мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, и понимать биологический смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур.
Условие 3. Следует широко использовать решение логических задач, конкурсы, работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребёнка и способствуют развитию его познавательных способностей.
Условие 4. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны как взрослого, так и ребёнка.
Условие 5. Большую роль в формировании сознания и общей направленности личности играет практическая деятельность [3, c 11].
Первоочередным мероприятием будет сбор информации о семьях воспитанников, о семейных традициях, о том интересна ли родителям данная тема, актуальна ли она вообще. Для объективной оценки достаточно проведения беседы или анкетирования. А далее выстраивается работа по выбранному направлению.
Из практики работы с детьми дошкольного возраста можно сделать вывод, что наиболее приемлемым и наиболее эффективным по формированию основ здорового образ жизни у детей старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Это находит подтверждение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: …взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей, родителей.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса [1, c 39].
В чём же преимущества метода проектной деятельности в реализации данной темы? Во - первых, в проекте взаимодействуют все субъекты образовательного процесса – дети, педагоги, родители; во – вторых, могут быть охвачены различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста – игровая (сюжетно – ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр), коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание, конструирование, изобразительная (рисование, лепка, аппликация); в – третьих, определённый отрезок времени мы работаем над одной темой. Следует отметить, что в проектной деятельности допустимо использование различных методов и приёмов, например, «Круги Эллера» для классификации и обобщения, для решения принципа наглядности при решении логических задач; метод проблемного обучения, который строится на основе того, что дети сами находят знания, а не получают их в готовом виде от воспитателя.
Дети старшего дошкольного возраста заинтересованно действуют совместно с родителями и педагогами, решая проблемы, которые встают перед ними в ходе реализации проектов. Но важнее всего в первую очередь заинтересовать родителей. Очень важно, чтобы именно родителям была интересна данная тема. Предварительно с родителями можно организовать консультации, беседы со специалистами. Эффективными будут рекомендации для родителей «Здоровое питание - здоровая семья!»; организация «Маминых пятиминуток», в которых мамам предлагается вместе со своим ребёнком рассказывать всем детям о каком-либо продукте, и что из этого продукта можно полезного и вкусного приготовить.
Семейный клуб «Здоровая семья – здоровые дети» один из действенных каналов передачи, сохранения и развития знаний родителей по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Объединяя воспитывающих взрослых (родителей и педагогов) клуб обеспечивает живую связь, передачу всего лучшего, что есть в педагогической практике детского сада. Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:
- круглый стол;
- тренинг;
- практикум;
- решение педагогических ситуаций;
- обмен опытом семейного воспитания;
- видеопросмотры по организации жизни детей в дошкольном учреждении;
- организация совместной деятельности детей и родителей (досуги, спортивные праздники).
Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада один раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.
К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители.
Педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности, обмен семейным опытом “А я делаю так”.
Организуя работу по данной актуальной теме с родителями, акцентируем их внимание на то, что в нашем современном обществе наиболее модно и интересно вести здоровый образ жизни, убеждаем родителей в том, что можно и для себя, взрослого готовить правильную здоровую еду без острого, жирного, сладкого; делать гимнастику по утрам вместе с ребёнком, посещать бассейн или спортивную секцию. Это является отличным примером для ребенка и залогом семейного здоровья, успешной социализации ребёнка в обществе.
Список литературы
- Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012. – 112 с.
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
- Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с.
- Лампман В.Е. Родитель – ребёнок – педагог: модели развития взаимоотношений. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 96 с.
- Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2012. – 207 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...
Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "
Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру,...
«Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми»
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...
Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"
Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...
ПРОГРАММА по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровей-ка».
Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Она ориентирована на формирова...
План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста...
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Здоровый образ жизни детей – одна из самых важных проблем в сфере дошкольного образования. С юного возраста детей нужно приучать к здоровому образу жизни. Решение задач укрепления физическ...