Постановка звука [л].
рабочая программа (младшая группа)

Успѣшная соцiализацiя невозможна безъ правильной рѣчи. Надъ красотою рѣчи необходимо работать съ дѣтскаго возраста. Очень часто у дѣтей возникаютъ преткновенiя съ произношенiемъ звука [л]. Врослому человѣку кажется, что произносить этотъ звукъ просто. Однако дѣти получаютъ навыкъ проговариванiя фонемы только къ 6 годамъ. Въ статьѣ разсказывается, когда требуется логопедическая постановка звука [л], перечисляются подходящiя логопедическiя упражненiя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lambdatsizm_i_paralambdatsizm.docx155.27 КБ

Предварительный просмотр:

Ламбдацизмъ и параламбдацизмъ – что это такое?

        Этотъ терминъ подразумѣваетъ неправильное произношеніе твёрдаго и мягкаго [л]. Причёмъ сюда включается не только искажённое звучаніе, но и отсутствіе фонемы въ произносимыхъ словахъ. Ламбдацизмъ бываетъ:

  • ​двугубнымъ​ – слышится гласный [у] (не "лошадь", а "уошадь​");
  • носовымъ – корень языка утыкается въ мягкое нёбо, воздушный потокъ идётъ въ носъ, въ итогѣ звучитъ [нг​] (не "лужа", а "нгужа​");
  • межзубнымъ – конецъ языка оказывается въ пространствѣ межъ зубовъ;
  • съ отсутствіемъ произношенія (не "лейка", а "ейка​").

        Также существуетъ параламбдацизмъ, когда правильное произношеніе замѣняется неправильнымъ. Обычно замѣняютъ на:

  • [​Г] ("полъ" — "погъ​");
  • [В] ("лыжи" — "выжи​");
  • [Е] ("лодка" — "ёдка");
  • [Д] ("лопата" — "​допата​");
  • [Л'] ("какъ дѣла" — "какъ дѣля").

Причины неправильнаго произношенія.

        Произношеніе можетъ быть неправильнымъ или ​несформированнымъ​, потому что:

  • ребёнокъ ещё слишкомъ малъ для проговариванія, просто пропускаетъ фонему, говоритъ не «лиса», а «​иса​» (осваиваніе звука [Л] происходитъ примѣрно въ 4 года, постановка съ распознаваніемъ твёрдости и мягкости – въ 6 ​лѣтъ​);
  • языкъ поставленъ неправильно (межзубное произношеніе выходитъ чёткимъ, но искажённымъ);
  • языкъ опущенъ (​двугубное​ произношеніе типично для англичанъ, часто наблюдается у дѣтей, воспитывающихся въ межнаціональныхъ семьяхъ);
  • языкъ разслабленъ, а нижняя губа активно двигается (выходитъ [В]).

        Въ вышеописанныхъ случаяхъ артикуляція нарушена изъ-за дефекта расположенія языка во рту. Также дефектъ произношенія бываетъ слѣдствіемъ того, что формируется искажённый воздушный потокъ изъ-за неправильнаго положенія конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформированіи губы, а не языкъ;
  • конецъ рѣчевого органа опускается, а не упирается въ верхніе рѣзцы;
  • середина языка выгибается вверхъ, а конецъ опускается (въ нормѣ должно быть наоборотъ).

        Чтобы исправить ​описанные​ дефекты артикуляціоннаго аппарата, достаточно нѣсколькихъ сеансовъ съ логопедомъ. Но если причина искажённаго произношенія – дизартрія, вызванная патологіями нервной системы, то предстоитъ системное и многоэтапное исправленіе.

Артикуляціонныя​ упражненія.

        При ​любой​ формѣ ламбдацизма передъ основнымъ комплексомъ исправляющихъ занятій необходимо пройти курсъ артикуляціонной гимнастики, улучшающей подвижность рѣчевыхъ органовъ. Каждое упражненіе выполняется 5 секундъ, тренировки проходятъ ежедневно по 2 раза въ день.

  1. "Гамакъ". Конецъ языка упереть въ верхніе рѣзцы, прогнуть внизъ. Удерживать въ такомъ положеніи, отсчитывая секунды.
  2. "Вкуснятина". Языкъ разслабить, чтобы онъ сталъ широкимъ. Лизать имъ верхнюю губу вверхъ-внизъ. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. "Индюкъ". Выполнять такія же движенія, какъ въ предъидущемъ случаѣ, только быстрѣе. При этомъ проговаривать "​бл​-​бл​-​бл​-​бл​".
  4. "Лошадь скачетъ". Языкъ разслабить, сдѣлавъ широкимъ. Щёлкать имъ по нёбу возлѣ верхнихъ рѣзцовъ. Не двигать нижней челюстью.
  5. "Качели". Широко улыбнуться съ пріоткрытымъ ртомъ. Поочерёдно упирать конецъ языка то въ верхніе, то въ нижніе рѣзцы.
  6. "Грибокъ". Языкъ прижать къ нёбу такъ, чтобы натянулась языковая уздечка.

        Тренироваться нужно не меньше 2 недѣль. Послѣ тренировки можно приступать къ упражненіямъ, назначеннымъ логопедомъ для постановки звука [Л].

Ошибки при попыткѣ произнести звукъ.

        При постановкѣ фонемы ​нѣкоторыя​ дѣти дѣлаютъ ошибки, ​сводящія​ на нѣтъ эффективность занятій. ​Чаще​ всего ошибки обусловлены неправильнымъ положеніемъ рѣчевыхъ органовъ, но съ этой проблемой несложно справиться.

        Тренировки могутъ не давать результата, потому что:

  • языкъ находится слишкомъ глубоко во рту, поэтому произносится "Ы" (не "лукъ", а "​ыукъ​");
  • губы ставятся неправильно, изъ-за чего звучаніе искажается;
  • при проговариваніи дѣлается вдохъ (при щёчномъ произношеніи слышится [Ф], при носовомъ – [​Н]);
  • происходитъ замѣна на уже отработанный [Р] (не "булка", а "бурка").

Постановка звука ​Л​ по подражанію.

        Родители самостоятельно, находясь передъ зеркаломъ, могутъ показать дѣтямъ правильную артикуляцію. При произношеніи согласнаго:

  • губы находятся въ положеніи улыбки, ротъ пріоткрытъ, верхніе и нижніе зубы не соприкасаются;
  • конецъ языка устремлёнъ вверхъ, прижатъ къ задней поверхности дёсенъ надъ верхними рѣзцами;
  • воздухъ выдыхается съ обоихъ боковъ языка, устремляется въ щёки.

        Дѣти должны повторять дѣйствія за родителями, глядя въ зеркало. Однако такой способъ тренировки не подходитъ для маленькихъ дѣтей, ещё не способныхъ къ подражанію. Въ данномъ случаѣ используются другіе способы постановки звука [Л].

Логопедическая постановка звука ​[Л].

        Используются ​слѣдующіе​ пріёмы постановки согласнаго звука ​[Л]​:

  • тренировка артикуляцiи;
  • развитiе рѣчевого дыханiя;
  • автоматизацiя произношенiя.

        Каждый перечисленный пріёмъ необходимо включать во ​всѣ​ ​проводимыя​ дома занятія. Причемъ нужно учитывать, что дѣти до 4 ​лѣтъ​ не должны тренироваться дольше 20 минутъ, дѣти 4 – 6 ​лѣтъ​ – дольше 25 минутъ.

        Занятiя проводятся поэтапно. Передъ началомъ занятiй по рѣчевому развитiю нѣсколько минутъ необходимо тренировать дыханiе:

  • дѣлать короткiй секундный вдохъ;
  • затѣмъ медленный спокойный выходъ въ теченiе примѣрно 5 секундъ.

        Для тренировки дыханiя можно выполнять слѣдующiя упражненiя:

  • играть съ вертушкой;
  • "останавливать лошадку" — разслаблять губы на вдохѣ, затѣмъ выдыхать воздухъ такъ, чтобы получалось "​тпр​-​р​-​р​";
  • "надувать шарикъ" — лечь на полъ, опустить руку на животъ, чтобы чувствовать, какъ животъ раздувается при вдохѣ и сдувается при выдохѣ;
  • угадывать фрукты и цвѣты съ закрытыми глазами, глубоко вдыхая ихъ запахи;
  • вдувать пёрышко въ ​импровизированныя​ ворота, выдыхая воздухъ черезъ ​сложенныя​ трубочкой губы.

Механическiй способъ постановки.

        Въ логопедіи практикуется постановка звука ​[Л] механическимъ способомъ. Примѣняются ​слѣдующія​ дѣйствія:

  • дошкольникъ сгибается, вытягиваетъ впередъ голову, напрягаетъ ​шейно​-плечевой поясъ, въ этомъ положеніи тѣла пытается протягивать согласный;
  • логопедъ кладётъ ​указательные​ пальцы на шею паціента, ​безъимянные​ располагаетъ съ лёгкимъ надавливаніемъ въ области угловъ челюстей, при этомъ паціентъ старается произнести фонему;
  • при губно-зубномъ произношеніи дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёдъ, задержать ихъ въ такомъ положеніи при выходѣ воздуха;
  • при носовомъ произношеніи логопедъ долженъ научить паціента выдвигать языкъ къ зубамъ, чтобы воздухъ выходилъ вдоль боковъ рѣчевого органа черезъ углы губъ;
  • механическій варіантъ тренировки подразумѣваетъ использованіе зонда №4 (Постановка звука ​[Л] осуществляется съ помощью логопедическаго массажа зондами, путемъ закрѣпленія положенія языка, при которомъ воздухъ выходитъ боковыми струями).

Артикуляціонная гимнастика для звука ​Л.

        Она является основнымъ этапомъ постановки звука ​[Л], осуществляемой поэтапно. Занятія, въ зависимости отъ возраста паціента, длятся отъ 15 до 25 минутъ.

  1. Разминка. Двигать языкомъ, подражая цоканью лошадиныхъ копытъ. Также эффективно упражненіе "Парусъ": языкъ поднимается во рту вертикально, удерживается въ такомъ положеніи 10 секундъ, съ каждымъ занятіемъ время удержанія увеличивается (максимальное время – 40 секундъ). Разминка укрѣпляетъ и дѣлаетъ ​подвижнѣе​ ​языковыя​ мышцы.
  2. Отъ "Ы". Проводится игра "Пароходикъ". Ротъ растягивается въ улыбкѣ, языкъ упирается въ зубы. Нужно прикусить разслабленный конецъ языка и произнести "ы-ы-ы" или "у-у-у". Получится "л​-​л​-​л".
  3. Постановка отъ мягкаго звука "Л". Дѣтямъ произносить мягкую фонему легче, ​чѣмъ​ твердую. Вѣдь ​губныя​ мышцы не такъ сильно напрягаются.
  4. Отъ "А". Нужно улыбнуться и, прикусывая разслабленный языкъ, произнести протяжный "А". Выйдетъ "ал​-​ал​-​ал". Далѣе должна быть отработка "ала​-​ала​-​ала​", а на послѣднемъ этапѣ "​ла​-​ла​-​ла​".
  5. Отъ "В". Нужно научить дошкольника не двигать нижней губой. Онъ долженъ держать нижнюю губу въ опущенномъ состояніи 5 секундъ, затѣмъ вернуть въ исходное положеніе къ верхней губѣ. Если паціентъ самостоятельно не справляется съ заданіемъ, то необходимо ему помочь: подставить подъ губу палецъ, двигать имъ вверхъ-внизъ.

Автоматизацiя звука [Л].

        Сформированное произношеніе нужно закрѣпить, постоянно его произносить. Если дошкольникъ не умѣетъ читать, то произношеніе закрѣпляется путёмъ повторенія за родителями.

        Сначала произносятся слоги, въ которыхъ согласный стоитъ передъ гласнымъ: ​ла​, ​ло​, ​ле​, ли. Затѣмъ, гдѣ первымъ идётъ гласный: ​ол​, ​ал​, ел, ил. Послѣ чего переходятъ на проговариваніе словъ, гдѣ согласный находится въ началѣ, серединѣ и концѣ, гдѣ идетъ смягченіе фонемы и сочетаніе ​ея​ съ другими согласными.

        Далѣе отрабатываютъ произношеніе словосочетаній и фразъ, гдѣ въ каждомъ словѣ или въ большинствѣ словъ присутствуютъ слоги:

  • ​прямые​ – ​ла​, ​лу​, ​ло​, ​лэ​, ​лы​;
  • ​обратные​ – ​ал​, ​ол​, ул, ​ыл​, ел, юл, ял, ил;
  • съ соединёнными согласными – ​кла​, ​сла​, ​бла​, ​вла​, ​пла​, шла, ​гла​, ​фла​ (аналогично съ гласными "у", "о" и "ы").

Слоги

        Постановка звука ​[Л]​ твёрдаго занимаетъ немало времени. Обычно приходится проговаривать съ дѣтьми ​одни​ и тѣ же слова и фразы въ теченіе нѣсколькихъ дней.

        Когда въ словахъ и фразахъ фонема отработана хорошо, можно переходить къ стишкамъ, ​чистоговоркамъ​ и скороговоркамъ, ​потѣшкамъ​, загадкамъ.

        Въ интернетѣ и книжныхъ магазинахъ можно найти разнообразный логопедическій матеріалъ. Тексты нужно проговаривать неторопливо и чётко, не искажая звуки. Если произношеніе ошибочное, предложеніе повторяется заново.

        Если на начальномъ этапѣ закрѣпляющихъ занятій паціентъ повторяетъ слоги, слова, фразы за логопедомъ, то далѣе онъ долженъ самостоятельно вспоминать и проговаривать слова и предложенія. А спеціалистъ только даётъ заданія:

  • перечислить названія животныхъ, ​включающія​ прорабатываемую фонему;
  • названія растеній;
  • названія продуктовъ питанія;
  • названія предметовъ обихода.

        Если произношеніе твёрдой фонемы затруднено, то можно начинать ​закрѣпляющія​ занятія съ мягкихъ слоговъ:

  • прямыхъ – ля, ​лю​, ​ле​, ли;
  • обратныхъ – ​яль​, ​юль​, аль, ​оль​, ель, ​уль​, ​ыль​;
  • съ соединёнными согласными – пли, ​пле​, ​плю​, ​пля​ (аналогично съ согласными "с", "​ф", "к", "​г").

        Далѣе мягкая фонема, какъ и твёрдая, закрѣпляется въ словахъ, фразахъ, предложеніяхъ. Примѣняются ​чистоговорки​ и скороговорки, стихи и загадки. ​Чистоговорки​ родители могутъ сочинять сами вмѣстѣ съ дѣтьми.

Логопедическія​ занятія: закрѣпленіе произношенія.

​        Логопедическія​ занятія въ игровой формѣ, вызываютъ у дѣтей большой интересъ. Въ итогѣ удается быстрѣе достичь положительныхъ результатовъ. Наиболѣе часто примѣняются ​слѣдующія​ игры:

  • "Дорожка". На бумажномъ листѣ ​чертится​ дорожка отъ написанной буквы къ нарисованному предмету, въ названіи котораго имѣется эта буква. Паціентъ двигаетъ пальцемъ отъ буквы по линіи къ рисунку, произнося проблемный согласный, въ концѣ пути называетъ нарисованный предметъ.

Игра «Дорожка»

  • "Лиса и колобки". Вырѣзается фигурка лисы и 10 колобковъ. Логопедъ проситъ паціента назвать опредѣлённое слово. Если заданіе выполняется успѣшно, то колобокъ убѣгаетъ отъ лисы, если нѣтъ, то лиса съѣдаетъ очередной колобокъ.

Игра «Лиса и колобки»

  • ​Предметныя​ карточки. На карточкахъ изображены предметы, въ названіи которыхъ имѣется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предметъ.

Предметные карточки

        Обычно со всѣми вышеперечисленными занятіями родители справляются самостоятельно. Но если прошло много времени, а ​логопедическія​ тренировки въ домашнихъ условіяхъ такъ и не дали положительнаго результата, то требуется помощь логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...