Семинары -практикумы, мастер-классы
материал


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательно автономное

учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Семинар-практикум

 для родителей воспитанников с ОВЗ

«Вместе за одной партой»

Подготовили и провели:

 старший воспитатель: Егорова Т.В.;

учитель-логопед: Хасанова Г.Ю.;

музыкальный  руководитель: Легостаева Т.И.;

учитель-дефектолог: Каракотова Е.В.,

педагог-психолог Туркова Е.А.

Пыть-Ях, 2019

Цель: укрепление связи семьи и детского сада, обеспечение единства в воспитательных подходов в развитии дошкольников

Задачи:

 - показать важность индивидуальных и подгрупповых занятий  с детьми дошкольного возраста;

- поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры, игр на развитие воображение, наглядно-образного мышления.

- способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике, в домашних условиях

Ход:

1. Старший воспитатель:

- Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас вместе с вашими детьми, для того что бы показать как проходят индивидуальные и подгрупповые занятия, как ваши дети выполняют задания, чему уже успели научиться.   Я очень рада, что вы нашли время и пришли к нам.  Сегодня для вас проведут увлекательное занятие специалисты нашего детского сада:

- Учитель-логопед Хасанова Гульсасак Юмагужовна,

- Учитель-дефектолог  

- Педагог-психолог

- Музыкальный руководитель

- Старший воспитатель

Предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга.

«Игра «Ладошки»: (повторяем все за мной и выполняем все действия)

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко

Дружно хлопните раз пять

1, 2, 3, 4, 5

Продолжайте потирать!

Мой сосед такой хороший!

Я пожму ему ладоши!

 И другой сосед хороший –

И ему пожму ладоши

Руки вверх поднять пора

Крикнем дружное: Ура!(помашем руками)

- Спасибо.

Вот так мы друг друга поприветствовали, а теперь немного поиграем.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд, это жизнь ребенка. В игре накапливаются знания, развивается воображение, речь, мышление.  

Предлагаю поиграть в игру с мячом: цель данной игры: способствовать развитию речи, усвоению грамматических основ языка.

Дидактическая игра «Где?»

Цель: развивать речь, внимание, воображение, способствовать усвоению грамматических основ языка: упражнять в правильном согласовании существительных с предлогами «на», «в».

Ход игры: Кидая мяч, задаем вопросы:

- где растут деревья? (в лесу)

- где растут ветки? (на дереве)

- где растут листья? (на ветке)

- где живут рыбы? (в реке)

- где живет лиса? (в лесу)

- где сидит шофер? ( в кабине)

- где летит самолет? (в небе?)

- где стоит светофор? (на перекрестке)

- где висит люстра? ( на потолке)

- где производят конфеты? (на фабрике)

- где пекут хлеб? (в пекарне)

- где растет огурец? (на грядке)

- где живет жираф? (в Африке)

Дидактическая я игра «Вкусные слова»

Цель: развивать речь, внимание, воображение, упражнять в классификации предметов по одному общему признаку.

Ход игры: Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Называем «вкусное слово» и «кладем» его соседу на ладонь соседу.  

- Можно играть в кислые слова, соленые, горькие.

2. Учитель-логопед Хасанова Гульсасак Юмагужовна

Логопед: Здравствуйте, ребята и родители! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, и узнаете, кто пришёл к нам в гости:

Живет в норке,

грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки…(Мышка)

Логопед: Правильно, это мышка. А зовут её Шуша (логопед достаёт картинку, / слайд).

-Какие звуки повторяются в словах мышка и Шуша? – Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии  мы будем играть со звуком [ш].

Повторение

Логопед: Давай пошипим. Вспомним, что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку? – Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается на бугорки за верхними зубами).

- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем длительно шшшш.

– Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, язык поднимается к бугоркам за верхние зубы, а его края загибаются. Выходит струя теплого воздуха.

Артикуляционная гимнастика и развитие речевого дыхания.

Логопед: Сейчас мы с тобой угостим Шушу чаем. Давай испечем к чаю пирог и блинчики.

1. «Месим тесто»                                            

 2. «Блинчики»

3. «Вкусное варенье»                                      

 4. «Бублик»

5. «Чашечка»

Упражнение на развитие дыхания

Логопед: Ой, какой чай горячий! Что нужно сделать, чтобы его остудить? (подуть).

-Давайте подуем на чай.

 Формирование фонематического восприятия. Логопед: Мышка предлагает вам поиграть в игру «Ловишки». Шуша будет произносить разные звуки (слоги). Когда вы услышите звук [ш], хлопайте  в ладошки.

С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ

Автоматизация Ш в слогах.

Логопед: Мышка принесла с собой мешочек. Давай посмотрим, что в нем лежит. Только чтобы мешочек развязать, нам нужно произнести волшебное заклинание. Повторяйте за мной.

-ша- ша – ша,  шо-шо-шо,  шу-шу-шу,  ши-ши-ши

Логопед: Не развязывается мешочек, давай повторим еще одно заклинание:

аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш, иш-иш-иш

Автоматизация Ш в словах.

Логопед: Теперь мешочек развязался. Посмотрим, что принесла мышка. Что это?

Дети: Картинки

Логопед: Правильно, давайте их посмотрим и назовем (шапка, шуба, шкаф, груша)

Автоматизация звука в словах

  1. Употребление имен существительных во множественном числе.

Логопед: А теперь мы пойдем с мышкой в магазин. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что продается в магазине.

Дети: машины, подушки, шапки, чашки.

  1. Согласование им. сущ. с числительным. 

Логопед: Много шапок увидела мышка, давайте поможем ей их сосчитать.

Дети: Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок

Логопед: Молодцы. А теперь посчитайте машины.

3.Музыкальный руководитель  

- Сейчас предлагаю вам поупражняться в игре на музыкальных инструментах.

Дидактическая игра «Оркестр»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение включатся в игру по зрительному сигналу.

Ход игры:

Игроки по желанию выбирают музыкальные инструменты, выстраиваются полукругом. На экране демонстрируется последовательность звучания музыкальных инструментов. Игроки в соответствии с картинкой слайда выполняют действия.

4.Учитель-дефектолог  

Дидактическая игра «Что в домике лежит?»

Цель: Развивать тактильные  ощущения, мелкую моторику рук, воображение, образное мышление, умение сопоставлять предметы видимые глазом и ощущаемые руками.

Ход игры: На сенсорном домике лежат шашечки наполненные различными предметами, в домике лежит такая одна шашечка. Игроку нужно угадать какой наполнитель лежит в «спрятанной»  в домике шашечке.

5. Педагог-психоло:г  

Дидактическая игра «Построй домик» (с Палочками Кюизенера)

Цель: упражнять в умении возводить плоскостную постройку в соответствии с образцом, соблюдая пропорции и цветовую гамму, развивать наглядно-образное мышление.

Ход игры: Игроки поучают карточки с изображением, набор палочек Кюизенера. Каждый игрок должен выложить  свой домик.

6.Музыкальный руководитель:

В завершении нашей встречи приглашаю вас на музыкальную игру «Веселый хоровод».

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении соотносить движения в соответствии с игровым текстом, умение слушать музыку.

7.Старший воспитатель  

Наше совместное занятие завершилось. Спасибо всем за участие, детям пожелаем успехов и новых достижений, а родителям советуем использовать такие игры дома со своим ребенком, и выражаем надежду на дальнейшее сотрудничество. До свидания!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательно автономное

учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Семинар - практикум

для родителей воспитанников ДОО

«Учимся, играя!»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Хасанова  Гульсасак  Юмагужовна

Пыть-Ях

Цель:  Способствовать  педагогической грамотности родителей (законных представителей) по использованию игровых приемов для развития речи детей дошкольного возраста.

           Задачи:

         - познакомить с методами и приемами работы по развитию речи детей;

- помочь овладеть приемами артикуляционной и дыхательной гимнастики;

- познакомить родителей с методикой проведения  речевых игр;

- создать  открытые и доверительные отношения между родителями и педагогами.

Ход семинара-практикума:

Логопед: Добрый день, уважаемые родители!  Я рада Вас видеть!

Для полноценного развития речи ребенка, необходимо выполнять определенные упражнения: артикуляционную и дыхательную гимнастики, речевых игры. Эти упражнения наши воспитанники выполняют в группе или на занятиях  с логопедом.

Сейчас, давайте вместе со мной попробуем выполнить несколько артикуляционных упражнений. Вы выступите в роли своих детей.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения.

Предлагаю вашему вниманию сказку «Язычок и Змейка» и  мы с вами научимся выполнять некоторые  упражнения для языка.

Сказка «Язычок и Змейка»

Жил-был язычок. (Упражнение «Иголка» .Открыть рот.  Узкий напряженный язык выдвинуть вперед).  

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Упражнение  «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Упражнение «Змейка». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язычок изо рта, затем спрятать).

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях.   (Упражнение  «Качели». Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз). 

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки  и стали копать                         (Упражнение «Лопатка». Открыть рот, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе).

Поиграли в футбол. (Упражнение «Футбол». Рот закрыть, напряженным языком .Упираться то в одну, то в другую).  

Посмотрели на часы. (Упражнение «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому

Пора домой. Нарвали корзину грибов.  (Упражнение «Гриб». Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

            Правильное дыхание очень важно для развития речи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Правильное дыхание поможет  ребенку научиться  правильно, говорит спокойно и плавно. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Давайте выполним упражнения, в которые доступно и легко играть дома вместе с детьми.

«Снежинка»

          Цель: развитие речевого дыхания, тренировка мышц губ.

На ниточки  прикрепляются снежинки, и ребенку предлагается длительно подуть на  них.  

 «Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного  и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый  выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

«Осенние листья»

Цель: развитие длительного, плавного  и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Вырезать из тонкой  бумаги листочки  и предложите сдувать листочки с ладони. «Вертушка»

Цель: развитие длительного, плавного  и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку.  Затем  предложите подуть на нее: «Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот так завертелась. Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее».

Игры на развитие грамматического строя речи.

Логопед:  А сейчас, давайте поиграем в игры, которые помогают вашим детям развивать свою речь.

Игра «Животные и их детеныши»

Цель игры: закрепить знания детей о животных и их детенышах

Знают всех зверят на свете или «Кого зовет мама?»

у тигра – тигренок                     у льва – львенок

у слона – слоненок                

у лося – лосенок                       у лисы – лисенок

у медведя – медвежонок         у лошади – жеребенок

у волка – волчонок                   у зайца – зайчонок

у белки – бельчонок                  у коровы – теленок                

у свиньи – поросенок                у овцы – ягненок

у курицы – цыпленок                у собаки – щенок

Игра «Что бывает круглым?»

Цель: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).

Заключительная часть.  Поиграйте эти игры с детьми и придумывайте свои игры.  Спасибо большое за внимание.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательно автономное

учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Семинар-практикум для родителей и с детьми ОВЗ

 «Развиваем речь детей и взрослых»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Хасанова  Гульсасак  Юмагужовна

 

Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей; расширение контакта между узкими специалистами ДОО и родителями.

Задачи:

-познакомить родителей с играми, игровыми приемами, способствующими речевому развитию детей;

- формировать практические навыки использования предложенного материала;

-акцентировать внимания родителей на важности и значимости и их участия, помощи в коррекционной работе;

-вызвать желание сотрудничать с узкими специалистами.

Форма  проведения: встреча

Участники семинара-практикума: воспитанники с ОВЗ, родители, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог.

Оборудования: столы, стулья, дидактический материал, памятки для родителей от логопеда, зеркало, бумажные салфетки.

Ход занятия:

                     1.Организационный момент.

            Логопед: Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте,  узнаете,   кто пришёл к нам в гости:

Живет в норке,

грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки…(Мышка)

Логопед: Правильно, это мышка. А зовут её Шуша (логопед достаёт картинку, / слайд).

-Какие звуки повторяются в словах мышка и Шуша? – Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии  мы будем играть со звуком [ш].

Логопед: Давай пошипим. Вспомним, что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку? – Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается на бугорки за верхними зубами).

- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем длительно шшшш.

Логопед: Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, язык  поднимается к бугоркам за верхние зубы, а его края загибаются. Выходит струя теплого воздуха.

2.Артикуляционная гимнастика. Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Логопед: Сейчас мы с тобой угостим Шушу чаем. Давай испечем к чаю пирог и блинчики.

1. «Месим тесто»                                            

 2. «Блинчики»

3. «Вкусное варенье»                                      

 4. «Бублик»

5. «Чашечка»

3. Упражнение «Остуди чай». Цель: на развитие дыхания.        

Логопед: Ой, какой чай горячий! Что нужно сделать, чтобы его остудить? (подуть). Давайте подуем на чай.

         4.Дидактичексая игра «Ловишка». Цель: развитие фонематического восприятия.

Логопед: Мышка предлагает вам поиграть в игру «Ловишки». Шуша будет произносить разные звуки (слоги). Когда вы услышите звук [ш], хлопайте  в ладошки.

С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ

5. Дидактическая игра  «Чудесный мешочек». Цель: Автоматизация Ш в слогах и словах.

Логопед: Мышка принесла с собой мешочек. Давай посмотрим, что в нем лежит. Только чтобы мешочек развязать, нам нужно произнести волшебное заклинание. Повторяйте за мной.

-ша- ша – ша,  шо-шо-шо,  шу-шу-шу,  ши-ши-ши

Логопед: Не развязывается мешочек, давай повторим еще одно заклинание:

аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш, иш-иш-иш

6.Автоматизация Ш в словах.

Логопед: Теперь мешочек развязался. Посмотрим, что принесла тебе мышка. Что это?

Дети: Картинки

Логопед: Правильно, давайте их посмотрим и назовем (шапка, шуба, шкаф, груша)

7. Дидактическая игра  «Магазине».  Цель: Автоматизация звука в словах.

а).Употребление имен существительных во множественном числе.

 Логопед: А теперь мы пойдем с мышкой в магазин. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что продается в магазине.

Дети: машины, подушки, шапки, чашки.

б)  Дидактическая игра  «Сосчиткай-ка». Цель: упражнение в согласовании существительных с числительными.

Логопед: Много шапок увидела мышка, давайте поможем ей их сосчитать.

Дети: Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок

Логопед: Молодцы. А теперь посчитайте машины.

Логопед: Молодцы!

Дидактическая игра «Закончи предложение». Цель: развитие речевого слуха, внимания.

Логопед: А теперь Шуша будет сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние слова.

Логопед: Носит яркий гребешок наш веселый …

Ребенок: Петушок.

Логопед: Мышка моется под душем, моет хвостик, моет…

Ребенок: Уши.

Логопед: Вот бежит малышка серенькая …

Ребенок: Мышка.

Логопед: Зашуршали тихо шины – это едет к нам ….

Ребенок: Машина.

Логопед: Рисуют дружно малыши, у них в руках…

Ребенок: Карандаши.

Логопед: Мама просит Машу: «Свари братишке…»

Ребенок: Кашу.

Итог занятия.

Логопед: Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?

– А какой звук мы сегодня повторяли? – Правильно, звук [ш]

- Тебе понравилось занятие? Ты очень хорошо занималась, молодец. Я думаю, что Шуша осталась тоже очень довольна. Ей пора домой, давай проводим мышку. Что мы ей скажем? Что мы скажем гостям? ( До свидания!)



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательно автономное

учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Выступление

 на общеродительском собрание ДОО

Семинар-практикум

 «Су-джок  массажёры в коррекции речи»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Хасанова  Гульсасак  Юмагужовна

Пыть-Ях , 2020

Цель: использование Су-Джок массажёров в играх с детьми для коррекции речевых нарушений

Задачи:

- воздействовать на биологически активные точки по системе «Су-Джок»;

-стимулировать речевые зоны коры головного мозга;

-способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти.

Ход семинара-практикума:

  1. Вводная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я учитель-логопед Хасанова Г.Ю., веду работу с детьми  по коррекции  речи.  В последнее время наблюдается  рост количества детей с нарушениями речи.Я хочу показать вам игры  су –джок шариком в домашних условиях.

 «Су-Джок» массажёры идут в комплекте с эластичными металлическими колечками, которые свободно продаются в аптеках. Вы можете использовать их  дома или в дороге с детьми.

   А игры с ними достаточно просты и занимательны. Сейчас в этом, уважаемые родители, вы  сами убедитесь.

Вот некоторые варианты работы с детьми с шариком су- джок:

II.  Основная часть.
     1.Массаж Су – Джок шарами (слова и действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 

2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

3. Речевые игры с шарико . Рассказывание сказок с использованием шарика.
Сказка«Ёжик»
        Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку: дыхательная гимнастика- вдох через нос, выдох на ладонь руки( повторить 2 раза)..
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

4. Прокатывание шарика по лабиринту. Например, « Помоги ёжику добраться до грибка».

5.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

«Ловко с шариком играем и предлоги называем»

На столе коробка, по инструкции взрослого ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки.

6.Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки»

«По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

7. Для автоматизации звуков игры: « Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове звук.»; « Шарик мне назад верни, слово( слоги) верно повтори».

8. Развитие лексико- грамматических категорий: Игры: «Шар лови, пять овощей назови» «Назови ласково» «Скажи наоборот» «Один – много» «Какой? Какая? Какое?».




Предварительный просмотр:

Мастер- класс для родителей:

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

Разработала учитель-логопед:

Хасанова Г.Ю.

 Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.

    Задачи: познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Ход мастер-класса:

Учитель-логопед:

-Здравствуйте, уважаемые родители!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (нет или да?)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (нет или да).

Учитель-логопед:

-Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс. Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.В своей работе я использует как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, биоэнергопластику, дыхательную гимнастику. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые родители, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать со своими детьми дома.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает: 
 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов; 

 Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.

  Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

«Язычок идёт в зоопарк»

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Давайте вместе с вами, выполним упражнение.  

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят-пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит-трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем-«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,

поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем-гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко-скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать-каждый палец зажимаем в кулачке.

 Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворных и музыкальных сопровождений. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми.  

Самолётик - самолёт (ребенок разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) 

Отправляется в полёт (задерживает дыхание) 

Жу- жу -жу (делает поворот вправо) 

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) 

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох) 

Жу – жу – жу (делает поворот влево) 

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) 

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

   Также я хочу вас познакомить с дидактическими играми на развитие дыхания.

     Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз.

Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах использую в работе яркие игрушки.

Упражнения с детьми произвожу сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Мы снежинку увидали.-

Со снежинкою играли.

Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Вот  снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести её влево.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал……

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем,

Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.

Учитель-логопед:

Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.

 Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев).

Учитель-логопед:

-Спасибо, молодцы, у вас получилось. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Следующей метод, биоэнергопластика. Что же такое биоэнергопластика? Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

-Уважаемые родители, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.

 «Дятел»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

 На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д». Это дятел на сосне.

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»,

долбит клювом по коре.

-А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились? Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Итог мастер- класса:

Учитель-логопед:

 - Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. Спасибо, до новых встреч!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное учреждение центр развития ребенка-                   детский сад «Аленький цветочек»

Семинар -практикум

 с родителями детей 5- 6 лет, в группе комбинированной направленности

«Играем - речь развиваем!»

Подготовила   и провела учитель-логопед:                                                                                  Г.Ю.Хасанова

Пыть-Ях,2023

Цель: помочь родителям создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.

Задачи:

- Познакомить родителей с особенностями игры, обогатить опыт игрового взаимодействия с ребенком.

- Побуждать родителей к активному взаимодействию с педагогами.

- Формировать у родителей культуру общения с детьми.

Материалы: мультимедийная презентация, предметные игрушки

Ход мероприятия:

Учитель-логопед:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть всех. Мы сегодня пригласили вас на семинар – практикум и тема нашей встречи «Играем-речь развиваем». Сегодня мы с вами поучимся организации игр, с совместных с ребенком.

1.Вводная часть. Приветствие и представление.  

Учитель-логопед:

-Нашу встречу хотелось бы начать с приветствия. Для этого приглашаю всех встать в круг.

1.Упражнение «Я желаю Вам».

Участники группы располагаются по кругу. Держа в руках мяч, каждый по очереди называет себя и желает что-либо группе. Затем мяч передается следующему участнику. Педагог начинает первым и является начальным звеном выстраиваемой цепочки. Пример: «Меня зовут Тамара, я желаю вам сегодня хорошего настроения». 

2.Разминка: «Кто кем был, что чем было?» (для активизации мыслительных процессов и установления дружеской атмосферы)

Учитель-логопед:

-Сейчас предлагаем Вам поиграть в небольшую игру «Кто кем был, что чем было?». Мы будем называть слова, а Вы должны сказать кем или чем это было раньше. Папа? – мальчиком; медведь? – медвежонком; Буратино? - поленом; платье? – тканью; пирог? – тестом, тесто-мукой, цыпленок -яйцом, рыба-икринкой, шкаф-доской, велосипед -железом, яблоко-цветком, омлет-яйцом, дрова -деревом и т. п.

3. «Теория о звуках»

  1. Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить).
  2. На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные).
  3. Почему одни звуки называются гласными, а другие согласными? В чём их главное отличие? (При произнесении гласных звуков воздух свободно проходит через рот; при произнесении согласных во рту есть препятствие. Гласные – слогообразующие).
  4. Сколько гласных звуков в русском языке? (Шесть – и, э, а, о, у, ы).
  5. Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие).

II.Практическая часть:

Учитель-логопед:

- Итак, начнем. Предлагаем Вашему вниманию некоторые простые речевые игры, в которые Вы можете поиграть с детьми дома. Они не требуют специальной подготовки и помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребенка богаче и разнообразнее, а также расширить и закрепить знания об окружающем его мире. Начнем с самого простого.Наша первая игра называется.

1. Дидактическая игра «Какой, какая, какое?». Цель игры: правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Учитель-логопед:

 -Я вам раздам предметы, а вы его опишите, скажите, какой он. Например, огурец. Какой он огурец (зеленый, длинный и т.д.). (Родители подбирают определения вместе       с детьми).   

Учитель-логопед:

-Молодцы! Вот сколько разных слов вы назвали.

2.Дидактическая игра «Подбери рифму». Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Учитель-логопед:

-Следующая игра, «Подбери рифму», взрослый читает, а дети должны подбирать к словам рифмы.  

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
На берегу лежала гайка,
Рыбешку утащила -…(чайка).
Дымиться в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).
Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом -…(пальчик).
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский -…(жук).
Темная настала ночка,
Засыпает моя -…(дочка).
Было мишке меду мало,
Пчелка показала -…(жало).
В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен -…(мир).

3.Игра: «Похожие слова». Цель: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Учитель-логопед: 

-А теперь не зевайте, слово, к слову, подбирайте!
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

4 Игра «Что бывает круглым?». Цель: уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Учитель-логопед:

-Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

5.«Скажи наоборот». Цель: расширение словаря антонимов.

Учитель-логопед:

-Для этой игры нам понадобится мяч.  Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь, наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

друг … враг

день … ночь

радость … грусть (печаль)

жара … холод

зло … добро

правда … ложь

хорошо … плохо

тяжело … легко

высоко … низко

можно … нельзя

трудно … легко

быстро … медленно

говорить … молчать

покупать … продавать

поднимать … опускать

бросать … поднимать

прятать … искать

зажигать … тушить

6.Опиши предмет(игрушку). Цель: развитие связной речи.

Учитель-логопед:

-Уважаемые родители, перед вами игрушки, вам необходимо составить описание каждой игрушки. Описывать игрушки мы будем с помощью схемы.

Что это -цвет-форма-размер -материал-детали-какая на ощупь-как играть.

Учитель-логопед:

-Спасибо, молодцы, у вас очень хорошо получилось.

III.Заключительная часть.

Учитель-логопед:

-Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы провели время не зря. В заключение нашей встречи   хочется выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, пригодилось в процессе общения с ребенком дома, помогло сделать речь детей красивой. Давайте, будем играть, и развивать наших детей! Всего вам доброго! Успехов и терпения!

Рефлексия «Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

-желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

-голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Учитель-логопед раздаёт памятки – консультации для родителей с подборками речевых игр, которыми родители могут воспользоваться в домашних условиях.

Подготовила учитель-логопед Хасанова Г.Ю.

Памятки для родителей

«Играем – речь развиваем!»

Игры «Наблюдательный фотограф», «Разведчики»        

Цель: тренировать способность запоминать, умение наблюдать и осуществлять звуковой анализ слов.

Взрослый сообщает ребёнку, что он фотограф, и предлагает ребёнку тоже стать фотографом. Взрослый громко произносит какой-либо звук. Они начинают «фотографировать» предметы на этот звук, например, Р, С. Затем в течение нескольких минут просматривают свои «фотоплёнки» и называют, какие фотографии у них получились на заданный звук.

Игры «Цепочка из слов», «Мяч передавай – слово называй»

Цели: тренировать навык звукового анализа слов, стимулировать ребёнка к словесному творчеству.

Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква». Например: дом – мох - хлеб – парта – аист – тополь – лиса…

Игра «Горячий мяч»

Цель: развивать слуховое внимание; тренировать навык звукового анализа и синтеза слов.

Играющие быстро передают друг другу мяч, стараясь не уронить. Ведущий произносит звуки русского языка. Тот, кто уронил (потерял) мяч, придумывает слово, начинающееся на звук, который ведущий называл в момент потери мяча.

Подвижная игра «Самый ловкий»

Цель: развивать фонематическое восприятие, ловкость и быстроту реакции.

По кругу стоят стулья в количестве меньше на один, чем число игроков.

Дети ходят вокруг, по сигналу занимают стульчик. Ведущий произносит звуки. Стульчик надо занять, если услышишь, например, звук А, или любой гласный.

Игра « Придумай слово»

Цель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов.

Играющие по очереди предлагают для игры короткое слово, например: кот, дом, каша, утка, аист и т.д.  Необходимо назвать звуки, из которых состоит предложенное слово, и придумать на эти звуки слова.

Игра «Попрыгунчики»

Цель: тренировать навык деления слов на слоги.

Дети подпрыгивают столько раз, сколько слогов в слове: петух, кот, автобус, бегемот, туча, тапочки, молоко, каша, футболист и т.д.

Речевые игры на кухне. «Готовим сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок…яблочный, из груш…. грушевый, из слив, вишни, моркови…», а теперь «Морковный сок из….моркови». «Один - много» В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании «много». Один дом – много домов Один стол - много столов Один шкаф - много шкафов Один жук – много жуков «Покупки». Выполняются различные задания. - назови, что не надо варить или жарить? - что здесь самое вкусное? - что самое легкое (тяжелое, вкусное, гладкое…)? Удачи вам в совместной игре и работе с ребенком! «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья) «Кто больше» Совместно с ребенком выберите тему игру (например, «Продукты») и по очереди называете продукты (мясные, молочные, мучные). Кто больше назвал, тот и выиграл!

Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

 

Семинар-практикум

для родителей детей с ОВЗ

«Играем вместе с детьми дома!»

(в рамках образовательного проекта

Всероссийской неделе распространения информации об аутизме)

Подготовила:

учитель –логопед
Гульсасак Юмагужовна  Хасанова

Пыть-Ях,2024

Семинар-практикум

для родителей детей с ОВЗ: «Играем вместе с детьми дома!»

«Логопедические игры на кухне»

Цель: знакомство родителей с логопедическими играми и упражнениями,

направленными на профилактику речевых нарушений у детей.

Задачи:

- сформировать у родителей представления о значении игры в развитии

ребенка;

- привлечь внимание родителей к детской игре, как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном, развивающем и эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками;

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на развитие речевых процессов ребенка.

Участники: родители, учитель-логопед, зам. директора по мет. работе, учитель-логопед, педагог-психолог.

Ход мероприятия:

  1. Приветствие.

–Здравствуйте! Мне очень приятно видеть Вас на нашей встрече. Сегодня она организована в рамках мастер-класса. 

2.Вводная часть. «Логопедические игры на кухне».

Под логопедическими играми имеются ввиду самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков. Значительную часть времени мы проводим на кухне. И где же, как не на кухне, заниматься развитием речи. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Да и различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.

Все игры разделены на группы:

- игры на развитие мелкой моторики;

-игры на развитие звукового восприятия;

- игры на развитие грамматического строя речи;

-игры на обогащение словарного запаса.

 Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Крупу можно:

-перебирать, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так;

- рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке;

-делать аппликации крупой;

-искать спрятанные в крупе мелкие игрушки;

- нанизывать макароны на шнурок и т.д.

Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-​своему полезно для крошечных пальчиков.

Кухня – подходящее место и для развития фонематического слуха. Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т.д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.

Ребенку, который уже умеет говорить, предложите поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем готовить пирожки, печень и картофельное пюре, во вторник — ватрушки или вареники, суп с вермишелью; в среду – сырники, рассольник и спагетти и т.д. Заодно и дни недели выучите.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп).

А еще поиграйте так. Ну-ка, кто больше вспомнит слов, подходящих, к слову, апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный(только что с улицы принесли), сладкий, большой, тяжелый, экзотический…

А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая,легкая…

Научите ребенка использовать уменьшительно-​ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…

«Варим варенье» - предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т.д. и наоборот: черничное варенье из чего?

«Подбери слова».Попросите малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее:назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).

«Приготовим сок». Из яблок сок…(яблочный), из моркови…(морковный) и

т. п. Справились?

А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина) …

Игра «Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»), Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа…

Надеюсь, вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.

Зарядка для язычка» очень нравится всем детям. Она создаёт благоприятный психологический настрой и укрепляет доверительные отношения.

Мы показываем родителям, как можно весело «играть» с язычком, представляя его хозяином «домика», где нужно хорошо навести порядок: побелить стены, потолок (движение язычка по внутренней стороне щёк, нёбу), помыть полы и порожки (движения язычка вправо и влево за нижними зубами и по нижней губе).

Массаж ладоней и пальцев рук при помощи массажных мячиков Су-джок.

Метод  Су-джок терапии эффективен, безопасен и очень простой, улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенка. Мы будем катать шарик между ладошками вперед, назад, круговыми движениями по ладони, движения по пальцам правой, затем левой руки.

Надеюсь, вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне, да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.



Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Детско-родительский клуб «Лаборатория возможностей» №1

«Давайте, познакомимся»

Тема:

«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»

Разработала и провела:

учитель-логопед Хасанова Г. Ю.

Пыть-Ях,2024

«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»

Цель: дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Ход работы:

Учитель-логопед:

- Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии речи детей, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук детей.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Предлагаю вашему вниманию несколько примеров упражнений и игр.

  1. Игра – массаж «Чудо–прищепки» -ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги.

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Можно использовать любое другое стихотворение или потешку.

При помощи прищепок можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику – иголки и т.п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).

  1. Игры с пробками от бутылок.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: - Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. Задание можно усложнить.

Так же можно выкладывать узоры из разных цветных пробок. Откручивать и закручивать пробки.

  1. Игры с макаронными изделиями.

Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске.

4. Пальчиковые игры с шариком «Су-Джок» .

«Дождик»

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

(стучим медленно шариком об ладонь)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

(стучим шариком об ладонь, ускоряя темп)

Мы зонты свои раскрыли,

(шарик находится под ладонью) 

От дождя себя укрыли.

(сжимаем шарик в ладони).

Вы дома можете использовать орехов, шишек вместо таких шариков.  

  1. Игра «Сухой бассейн».

Очень увлекают малышей так называемые игры в «прятки». В нашей практике эти игры предполагают использование ёмкостей (бассейнов) с горохом или пластмассовыми пробками, в которые прячутся маленькие игрушки (это могут быть игрушки от «киндер-сюрпризов»). Детям предлагается найти спрятанные игрушки. Мы сопровождаем начало игры следующими словами: «В прятки пальчики играли, и игрушки все искали…». Далее обыгрывается в зависимости от того, что нашли (например, «Миша зайчика нашёл, Даша уточку нашла…»).

Эти игры доставляют детям огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного восприятия. Кроме того, это отличный прием релаксации. 

Таким образом, игры   должны быть интересна детям, только тогда она будет и полезна. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для педагогов

АРТ-МЕТОДИКА  "Фольклор нас учит говорить", Использование малых фольклорных жанров в режимном моменте (одевание на прогулку)https://disk.yandex.ru/i/tceQ06r9GDWqPA...

Семинары - практикумы, мастер-классы для родителей

Конспекты мероприятий для родителей  воспитанников...

Выступление на семинаре-практикуме Мастер-класс "В детский сад на час"

Мастер-класс «В детский сад на час» как форма работы с родителями.  Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции разли...