Консультация для родителей "Рекомендации учителя - дефектолога родителя детей с речевыми недостатками"
консультация

Галенских Кристина Александровна

Консультация для родителей "Рекомендации учителя - дефектолога родителя детей с речевыми недостатками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области

Консультация для родителей

«Рекомендации учителя – дефектолога

 родителям детей с речевыми недостатками»

Разработчик

Галенских Кристина Александровна

учитель – дефектолог

2022

Как правило, родители озабочены речевыми трудностями детей. Часто от них можно слышать: «Мой ребенок не говорит,  мой ребенок говорит шепотом»,  «Мой ребенок повторяет за мной слово в слово», «Мой ребенок заикается», «В разных ситуациях повторяет одни и те же слова». Многоречивость, ускоренный темп речи, как правило, не беспокоят родителей,  наоборот, слишком богатый словарь ребенка вызывает у них гордость. Такие проблемы, как системные нарушения речи у детей со сниженным интеллектом, недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи у детей с апраксическими расстройствами, речевые нарушения у детей с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушения иннервации артикуляционного аппарата, недоразвитие речи у детей со сниженным слухом, требуют своевременной помощи ряда специалистов. Своевременное обращение к специалисту помогает родителям понять истинное состояние речи ребенка.

  Основные задачи учителя - дефектолога дошкольного учреждения — определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям, наметить план коррекционной работы с ребенком, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях. Для решения этих задач учитель - дефектолог проводит не только беседы и консультации, но и приглашает родителей на открытые индивидуальные и групповые занятия для ознакомления с требованиями, приемами и содержанием логопедической работы, наблюдения за своим ребенком, за его поведением на занятии, качеством усвоения учебного материала. К сожалению, нередко родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит учитель - дефектолог, какие образовательные и воспитательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть реабилитации — это преемственность в работе между учителем - дефектологом и родителями, залог ее успешного решения, так как только совместные усилия обеих сторон дают положительный результат.

  Речь — сложная психическая функция. Не являясь врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.

  Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и окружение интеллектом. Считается, после 3 лет речь ребенка практически сформирована и становится отклонения для него основным средством общения, орудием мышления. Различные в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.

  Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение.

  Обязательно следует учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он протестует в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только собственной речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и развивая произвольное внимание. Наиболее часто родителей волнует нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основная роль в его исправлении принадлежит учителю - дефектологу. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, т.е. закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль. Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой  комментарий  в жизнь ребенка. Позже вы можете просить его комментировать ваши и свои действия, развивая планирующую и регулирующую функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмысливать причинно-следственные зависимости.

При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибауток, рифмовок, пропеванию песен, колыбельных. Все это помогает усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого взаимодействия с малышом развитие его речи может задержаться, особенно это касается детей с индивидуальными особенностями.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, не сомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Материал указывает родителям, на что обратить внимание - у детей должны быть сформированы речедвигательные на­выки для правильного звукопроизношения, а также психоло­гическая база  речи (достаточ...

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Материал помогает раскрыть перед родителями тот факт, что у детей должны быть сформированы речедвигательные на­выки для правильного звукопроизношения, а также психоло­гическая база  речи (достато...

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками.

Методические рекомендации родителям в работе с детьми в домашних условиях...

Консультация учителя – дефектолога Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья Внимание: Внимание!

В материалле, преднозначенном для родителей, можно познакомиться с методами и приемами развития произврльного внимания....

Летние игры ваших детей. Рекомендации учителя-дефектолога родителям детей с ОВЗ.

Статья содержит рекомендации учителя-дефектолога для родителей на лето: как играть и заниматься с ребенком, развивать его моторику, а также подвижные и познавательные игры, игры на развитие речи....