Консультация учителя – дефектолога Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья Что такое ЗПР?
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Консультация предназначена для родителей детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_uchitelya.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя – дефектолога
Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Что такое ЗПР?
ЗПР – задержка психического развития. Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении темпов развития ребёнка. ЗПР относится разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии. Она может быть вызвана различными причинами: неблагоприятным течением беременности, патологией родов, социальными факторами, органическими поражениями центральной нервной системы.
Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребёнка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но можно выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально – волевой сферы – такому ребёнку очень трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Также наблюдаются нарушения внимания: оно неустойчиво, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребёнку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Память детей с ЗПР ограничена в объёме и непрочна.
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, вязанными в первую очередь с темпом её развития. Другие особенности речевого развития могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: в одном случае это может быть лишь лёгкая задержка, в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно – логическое мышление.
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного – отставания в развитии.
Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок c возрастом научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.
Воспитание в семье ребёнка с ЗПР – ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребёнка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу – дефектологу и к врачу психоневрологу), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.
С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в зоопарк, театр, на детские праздники, обсуждать увиденное, больше разговаривать с ним о его делах, проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребёнку о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребёнка играть с игрушками и другими детьми.
Главное – родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-дефектолога для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна)
Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех! И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще ...
Консультация "Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования".
Консультация...
Консультация учителя – дефектолога Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья Внимание: Внимание!
В материалле, преднозначенном для родителей, можно познакомиться с методами и приемами развития произврльного внимания....
Консультация для родителей Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с родителями детей с ОВЗ...
Презентации к коррекционным занятиям учителя-дефектолога с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (со сложными дефектами (с нарушением опорно-двигательного аппарата))
Категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложными дефектами (с нарушением опорно-двигательного аппарата) составляют дети, у которых отмечается сочетание двух и более дефектов ра...
Консультация для родителей "Что нужно знать родителям детей с ограниченными возможностями здоровья"
Что нужно знать родителям детей с ОВЗ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности учителя – логопеда для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа учителя - логопеда написана для детей с ЗПР...