Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края"
консультация

Новожилова Лариса Владимировна

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, к родному краю, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. В числе наиболее значимых задач являются формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям края, в котором живешь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_konsultatsiya_priobshchenie_detey.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колобок» пгт Пелым

Консультация для родителей на тему:

«Приобщение детей дошкольного возраста

к культуре и традициям родного края»

Старший воспитатель:

Новожилова Л.В.

Консультация для родителей

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре

и традициям родного края».  

    «Формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям народа».

В. В. Путин

             

Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, к родному краю, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. В числе наиболее значимых задач являются формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям края, в котором живешь.

Свои первые нравственные чувства ребёнок приобретает в узком социуме: в семье, детском саду. Вместе с развитием чувств ребенок приобретает понятия «дом», «улица», «малая Родина», «Родина», т.е. та территория, на которой он проживает. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым, формируя любовь к малой и большой Родине.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность, проявляющую лучшие человеческие качества.

Исходя из этого, целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

Нравственное, гражданское воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к малой Родине, к родной речи – задача первостепенной важности.  Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Нравственно-патриотическое, гражданское воспитание ребенка — сложный процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня, станица неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о том, чем славен родной край.

Родной край, село, деревня, город… Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном поселке способны усвоить дети?

• Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

• Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, музей, библиотека, почта, магазины, амбулатория и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

• Диапазон объектов, с которыми знакомят детей дошкольного возраста, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Воспитанник  должен знать название своего поселка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по поселку, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Воспитывая у детей любовь к своему краю, своей малой родине необходимо подвести их к пониманию, что их поселок, деревня — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

• повсюду люди трудятся для всех (учителя и воспитатели учат и воспитывают детей; врачи лечат больных; рабочие работают и т.д.);

• везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

• люди берегут и охраняют природу;

• есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

В нынешнее время очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему.

Средствами формирования нравственных, гражданских чувств детей являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду. Следовательно, на каждом этапе своего развития решаются разные задачи. Сказки родного края позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. В дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре родного края: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье; воспитывается любовь к близким людям, своей малой Родине.

Стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот периоду ребёнка формируются многие качества, складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. Интерес к внедрению народного искусства в практику дошкольного воспитания в нашей стране очевиден.

На воспитания нравственных, гражданских чувств оказывают влияние и исторический этап, и особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Чувства детей активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, с взрослыми. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.

Нравственно – патриотическое, гражданское воспитание не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство. Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научить правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать частью его души. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект " Работа по воспитанию эколгической культуры детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края"

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей....

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больш...

Отчет по самообразованию по теме "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края" за 2017-18 уч. год.

Гендерное воспитание  детей на основе культурных традиций, патриотическое воспитание  является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно нач...

Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»

Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»...

"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края"

Дошкольный возраст-ответственный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:любовь ...

Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края"

Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь...