ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.
консультация (средняя группа)
Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazateli_rechevogo_razvitiya_detey_pyatogo_goda_zhizni.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.
(Сообщение учителя-логопеда Денисовой Е.Б.)
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы.
Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.
В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.
Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь). Ребенок может решить задачу и рассказать о своем решении. У 4-5-летних детей задача сначала решается практическим действием, а затем успешное действие осмысливается и закрепляется речью. Ребенок в состоянии это действие запомнить и повторить. Предварительного же обдумывания поставленной задачи еще нет (оно возникает у 6—7-летних детей). Поэтому совершенно необоснованными будут требования взрослых, заставляющих детей 4-5 лет сначала подумать, что они будут делать, а затем приступать к действию. Дети думают (и причем часто «думают вслух», то есть этап формирования внутренней речи еще не завершен) во время выполнения дела.
Особенностью мышления является постоянное сочетание действия и речи. Присмотритесь к маленькому художнику -он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированное внутренней речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень умеет это делать. Радуйтесь, что процесс начался. Ошибкой будет также и ограничение практических действий с предметом: «знакомства глазами» с новой вещью четырехлетним недостаточно, им еще нужно чувственное восприятие предмета, возможность его потрогать, привести в действие, — то есть практическое действенное мышление на этом этапе еще преобладает, но начинает складываться и словесно-логическое.
Заметно это на увеличивающейся возможности детей 5л. рассуж-дать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.
К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.
Усложнение высказывания, увеличение количества слов в предложениях может привести к большему количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов (потому что, зачем), неправильным согласованиям прилагательных с существительными в косвенных падежах.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда), то есть достигают второй степени обобщения (вспомним, что понимание слов-обобщений возникает еще раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит их в пассивный словарь ребенка). Переход к обобщениям представляет для детей определенную трудность, так как, чтобы освоить слова-понятия, ребенку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий для них признак. Таким признаком является прежде всего назначение предмета. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.
Дальнейшее развитие получает в данном возрасте словотворчество, появляющееся еще до четырех лет, так как процесс усвоения морфемной системы еще не завершился.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА. Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для ребенка.
Ученые, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необхо-димо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдель-ные слова и звуки, в них содержащиеся, но и имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать звуковой состав слова. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
В четыре года при соответствующих условиях дети относительно легко справляются с задачей звукового анализа и довольно быстро приобретают это умение. Неумение выделять звуки в слове не является возрастной особенностью четырехлетнего ребенка, а связано только с тем, что такой задачи никто перед ребенком не ставит, а сам он в практике речевого общения не испытывает в этом необходимости.
Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.
Совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность разли-чать слова, отличающиеся одной фонемой (палка-балка, мишка - мышка)
ИНТОНАЦИЯ, ВЫСОТА, СИЛА ГОЛОСА. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
ИТОГИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
- Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны
составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной времен
ной и логической последовательности. - Начинает формироваться внутренняя речь — свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование
предстоящей деятельности. - Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами
второй степени обобщения. - Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
- Звукопроизношение полностью нормализовалось.
- Появляется способность к выделению звука из слова, то есть
формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка
слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Литература: Козырева Л.М «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет» , Ярославль – 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускной праздник Фильм "Пять лет мы ждали этот день"
Сценарий выпускного праздника в детском саду. Главные герои фильма дети - выпускники, также действующие лица: Божьи коровки ( дети средней группы), Волны и Золотая рыбка, двое из лар...
Раз,два,три,четыре,пять- будем звук мы выбирать!
Представляю авторские игры на дифференциацию звуков. Цель данных игр- развитие слухового внимания, фонематического слуха,речевой памяти, совершенствование произносительных навыков.Игры могут быть испо...
Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"
Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....
Конспект занятия для детей младшей группы "Пять да пять-родные братцы!" в рамках проекта "Мы-семья".
Образовательные области: « Социализация», « Познание», «Коммуникация», « Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Задачи:1. Закреплять знания детей о семь...
МАСТЕР-КЛАСС «Осеннее дерево» по системе «пяти пальцев» (формирование представлений родителей о системе взаимосвязанных компонентов по модели «Пять пальцев» Н.М. Крыловой)
Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать друг друга....
Конспект ООД по ФЭМП в младшей группе «Счет до пяти, число и цифра пять».
Цель: освоение счета до 5, знакомство с цифрой 5 и соответствие с количеством предметов.Задачи:Образовательные:Познакомить с цифрой 5.Освоить счет до пяти.Научиться соотносить число с количеством...
Непосредственная образовательная деятельность по математике в средней группе по теме «Число пять. Пятиугольники» Цели: познакомить детей с числом пять, дать представление о геомет-рических пятиконечных звёздах и пятиугольниках. Дать детям элементар-ные
Непосредственная образовательная деятельностьпо математике в средней группепо теме «Число пять. Пятиугольники» Цели: познакомить детей с числом пять, дать представление о геометрическ...