Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЬ РЕБЕНКА ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ (4-5 лет)
Каковы возрастные показатели развития речи ребенка пятого года жизни?
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребёнок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья
избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко.
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.
У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь
взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша — каша, Миша — Гриша. Некоторые дети, фиксируя неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле.
В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
На пятом году достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л, рь, р, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/19/picture-60752.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"
Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857649-1480246402.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни".
Развитие речи детей пятого года жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197799-1360168151.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"
Консультация для родителей«Развитие речи детей пятого года жизни» Развитие речи детей пятого года жизни важна и актуальна....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-194074-1359790332.jpg)
Консультация для родителей: "Развитие речи детей пятого года жизни"
Консультация для родителей: "Развитие речи детей пятого года жизни"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/01/picture-973080-1651429459.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"
Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это вр...