Раз,два,три,четыре,пять- будем звук мы выбирать!
методическая разработка по логопедии на тему
Представляю авторские игры на дифференциацию звуков. Цель данных игр- развитие слухового внимания, фонематического слуха,речевой памяти, совершенствование произносительных навыков.Игры могут быть использованы логопедом, воспитателем, родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_differenciaciyu_zvukov.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урожай
Цель: дифференциация [Р] - [Р'] в словах.
Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Р'];
совершенствование речевой моторики;
развитие фонематического слуха.
Рома с Ритой убирали
Урожай в сентябре.
И корзины наполняли
Рано утром на заре:
помидор, укроп, картофель,
перец, редька и горох,
огурец, морковь и репа -
Урожай у них неплох!
Но делить решили дети
Заготовки по частям.
Что возьмёт в корзину Рома?
А что Рита даст гостям?
Задание: разложить в корзинки овощи. В Ромину корзинку положить овощи, в названии которых звук [Р] - твёрдый, а в Ритину [Р'] - мягкий.
Бал у Белоснежки
Цель: дифференциация[Л]-[Л'].
Задачи: формирование навыка различения звуков [Л] - [Л'];
совершенствование речевой моторики;
развитие фонематического слуха.
В сказку мы с тобой попали
И героев повстречали:
Гулливер, Емеля, Волк,
Айболит и Колобок,
Золушка, Лиса, Мальвина,
Щелкунчик, Леший, Чиполлино.
К Белоснежке все спешат -
На бал успеть они хотят.
Кто в синий зал из них войдёт?
А кто - в зелёный попадёт?
Задание: детям предлагается разместить героев сказок по залам: в зелёный зал - в названии которых звук [Л']- мягкий, а в синий [Л] - твёрдый.
Раз, два, три, четыре, пять - будем слово выбирать!
Цель: дифференциация [Р] - [Л]
Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Л];
совершенствование речевой моторики;
развитие фонематического слуха.
Рома с Ладою играли
И картинки выбирали.
Рома брал со звуком [ Р ],
Ну, а Лада - там где [ Л ]:
рак, ракета и ведро,
лак, лошадка и дупло,
белка, лайка и баран,
кенгуру и барабан,
рамка, радуга, кровать -
Помоги им выбирать.
Детям предложить изображения Ромы и Лады и предметные картинки, согласно тексту.
Оркестр
Цель: дифференциация [ Р ]- [ Л].
Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Л];
совершенствование речевой моторики;
развитие фонематического слуха.
К нам в гости приехал целый оркестр
И не было в зале незанятых мест:
Егор барабанил, Георгий трубил,
Артур на гармошке все гаммы пробил,
Роман на гитаре играл целый час,
Артем балалайкой порадовал нас.
И не было в зале незанятых мест.
Какой инструмент не вписался в оркестр?
Задание: из картинок с изображением музыкальных инструментов выбрать лишнюю картинку, объяснить почему.
Лесной пир
Цель: дифференциация [Р ]- [Л] - [Р'] - [Л'].
Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Л] - [Р'] -[Л'];
совершенствование речевой моторики;
развитие фонематического слуха.
Вышел мишка на опушку,
Глядь - волшебная избушка,
Там весёлые старушки
приглашают на пирушку.
Рита всех из них главней -
зазывает в дом гостей.
Лола стулья расставляет,
Скатерть - Роза расстилает,
Салфетки Лёля украшает.
Приглашают всех зверят,
Накрывают всё подряд:
лимонад, желе, малину,
пирожок, пюре, калину,
торт, зефир, кефир и квас,
салат, селёдку, ананас,
бутерброды и творог,
йогурт, рыбу и сырок.
Отгадай, что на пирушку
Каждая снесла старушка.
Задание: рядом с изображениями старушек разложит блюда, в названии которых слышится тот или иной звук: Роза - твёрдый [ Р], Рита -мягкий [Р'], Лола - твёрдый [Л], Лёля – мягкий [Л'].
Солнечные лучики
Цель: дифференциация [Р ] -[Р'], [С] - [С'], [Л] - [Л'].
Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Р'], [С ] - [С'], [Л] - [Л'].
совершенствование речевой моторики;
развитие фонематического слуха.
Утром солнце только встанет-
Сразу лучики подарит:
поросёнку, жеребёнку,
воронёнку и телёнку,
барсучонку и слонёнку,
и тигрёнку, и цыплёнку,
и зайчонку, и лисёнку,
аистёнку и гусёнку,
и совёнку, и цыплёнку,
обезьянке и козлёнку,
и щенку, и паучку,
медвежонку и жучку,
лягушонку и ежонку,
кукушонку и ужонку.
Задание: выставляется солнышко, на лучиках которого находятся карточки - символы звуков, с которыми работаем на данном этапе. Дети протягивают лучики к картинкам, на которых изображены животные. Задание можно усложнять, если в названии есть два звука. Например: к поросёнку может дотянуться лучик с [Р] и [С'] , лягушонку - [Л'] и [Ш] и т.д. Игру можно сократить, а можно и добавить другие персонажи, которые могут предложить сами дети.
Футбольный матч
Цель: дифференциация[Р]-[Л].
Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Л];
совершенствование речевой моторики;
развитие фонематического слуха.
Во дворе футбольный матч,
Целый день гоняют в мяч:
Эдуард, Тарас, Макар,
Николай, Влад и Захар,
Вячеслав, Арсений, Павел,
Владислав- в воротах правил.
Узнать с тобой сейчас нам нужно.
Кто жил в команде своей дружно.
Кто ведёт игру за « Ротор»,
Забивая гол в ворота?
А - кто за « Локомотив»,
Выполняя норматив?
Задание: дети выставляют игроков рядом с эмблемами команд. Например: « Локомотив» - Николай, Павел …; « Ротор» - Эдуард, Арсений…
Аналогично можно использовать при дифференциации [Л] - [Л'] :
Станислав, Олег и Павел,
Николай, Илья, Владик,
Слава, Лёша, Леонид,
Василий, Лёва и Филлип.
Названия команд дети могут придумывать самостоятельно.
Пропажа
Цель: дифференциация [Ж]-[Ш].
Задачи: формирование навыка различения звуков [ Ш] - [Ж ];
совершенствование речевой моторики;
развитие фонематического слуха.
На заборе объявленье:
« Сообщить без промедленья,
Кто вдруг видел:
утюжок, лыжи, шашки и флажок,
шубу, шапку и пружинку,
штангу, парашют, машинку,
пирожок, штаны, кружок,
жёлудь, пряжку и шнурок?»
- Что же пишут в обращении?
В этом странном объявлении?
- Поиграть с разиней - Вовой
Приходил его дружок!
Задание: игру можно проводить на этапе автоматизации звуков [Ш], [Ж].
Картинки выкладываются в такой же последовательности как в стихотворении, дети повторяют . Можно разыграть как мини – сценку по ролям.
Если брать на этапе дифференциации звуков, то можно предложить детям разделиться на две команды. Одна команда будет искать слова со звуком [ Ш ], а другая - со звуком [Ж].
Аналогично можно проводить со словами, содержащими звуки [ Р ] :
…помидор, свёрток, краски и топор,
трактор, фартук и ватрушку,
ручку, трубку и Петрушку,
карту, грузовик и бурку,
сыр, карман и кошку- Мурку.
Далее можно предложить детям самостоятельно подбирать названия предметов.
Покупки
Цель: дифференциация[С ] - [С'] - [З ] - [З'].
Задачи: формирование навыка различения звуков [С] - [С'] - [З] - [З'];
совершенствование речевой моторики;
развитие фонематического слуха.
Соня, Сима, Зоя, Зина
Встретились весною
У прилавка магазина
Раннею порою.
Мамины наказы выполняли
и продукты покупали:
соль, зефир, изюм, колбасы,
кукурузу, сельдь и мясо,
землянику, персик, квас,
овсянку, сойку, ананас.
Кто какую покупку сделал? Узнай,
И деньги в кассу отдела отдай.
Задание: У девочек деньги разного цвета. Дети определяют, какой продукт купила та или иная девочка, и отдают деньги в кассу, согласно цветовому обозначению.
Белоснежка и семь гномов
Цель: дифференциация [Р]-[Р'].
Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Р'];
совершенствование речевой моторики;
развитие фонематического слуха.
На лесной поляне гномы
С Белоснежкой жили в доме.
Роки, Руни, Рами, Рони-
В лес ходили по дрова,
Гномы Рики, Рени, Ряди-
Поливали сад с утра.
А как солнце засыпало-
Все бегом под одеяло:
Роки, Рами, Рони,
Рики, Рени, Ряди, Руни.
Каким одеялом их ночь укрывала?
Задание: каждого гнома укрыть одеялом: синим - если в имени звук [ Р ]- твёрдый, зелёным - если звук[Р'] мягкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Раз, два, три, четыре, пять! Будем с мамой мы считать!»
Создание условий для развития математических способностей детей в процессе реализации работы с родителями....
Семейная игротека "Раз, два, три, четыре, пять, будем ножки развивать."
Активная форма работы совместной деятельности инструктора, родителей и детей, направленная на воспитание здоровьесберегающего гигиенического и двигательного поведения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Ромашка» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Раз, два, три, четыре, пять – будем в Африке гулять»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Ромашка» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема...
Консультация:"Раз, два, три, четыре, пять - будем пальчики считать!"
Консультация для родителей...
Конспект НОД Познавательное развитие – ФЭМП «Раз, два, три, четыре, пять – будем технику считать".
Конспект НОД Познавательное развитие – ФЭМП «Раз, два, три, четыре, пять – будем технику считать" (посвященный празднику День Победы)....
Методическое пособие "РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ – ВМЕСТЕ БУДЕМ МЫ СЧИТАТЬ"
Предлагаемая методическая разработка представляет собой систему работы с родителями в области формирования у детей старшего дошкольного ...
Комментарии
Большое спасибо коллеге за