Раз,два,три,четыре,пять- будем звук мы выбирать!
методическая разработка по логопедии на тему

Кондрашова Галина Николаевна

Представляю авторские игры на дифференциацию звуков. Цель данных игр- развитие слухового внимания, фонематического слуха,речевой памяти, совершенствование произносительных навыков.Игры могут быть использованы логопедом, воспитателем, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_differenciaciyu_zvukov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урожай

Цель:      дифференциация [Р] - [Р'] в словах.

Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Р'];

               совершенствование речевой моторики;

               развитие фонематического слуха.

Рома с Ритой убирали

Урожай в сентябре.

И корзины наполняли

Рано утром на заре:

помидор, укроп, картофель,

перец, редька и горох,

огурец, морковь и репа -

Урожай у них неплох!

Но делить решили дети

Заготовки по частям.

Что возьмёт в корзину Рома?

А что Рита даст гостям?

Задание: разложить в корзинки овощи. В Ромину корзинку положить овощи, в названии которых  звук [Р] -  твёрдый, а в Ритину [Р'] -  мягкий.

                       Бал у Белоснежки

Цель: дифференциация[Л]-[Л'].

Задачи: формирование навыка различения звуков [Л] - [Л'];

               совершенствование речевой моторики;

               развитие фонематического слуха.

           В сказку мы с тобой попали

И героев повстречали:

Гулливер, Емеля, Волк, 

Айболит и Колобок,

Золушка, Лиса, Мальвина,

Щелкунчик, Леший, Чиполлино.

К Белоснежке все спешат -

На бал успеть они хотят.

Кто в синий зал из них войдёт?

А кто - в зелёный попадёт?

Задание: детям предлагается разместить героев сказок   по залам: в  зелёный зал -  в названии которых звук [Л']- мягкий, а в синий  [Л] - твёрдый.

    Раз, два, три, четыре, пять -   будем слово выбирать!

Цель: дифференциация [Р] - [Л]

Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Л];

    совершенствование речевой моторики;

   развитие фонематического слуха.

          Рома с Ладою играли

И картинки выбирали.

Рома брал со звуком  [ Р ],

Ну, а Лада -  там где [ Л ]:

рак, ракета и ведро,

лак, лошадка и дупло,

белка, лайка и баран,

кенгуру и барабан,

рамка, радуга, кровать -

Помоги им выбирать.

Детям предложить изображения Ромы и Лады и предметные картинки, согласно тексту.

                            Оркестр

Цель: дифференциация [ Р ]- [ Л].

Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Л];

    совершенствование речевой моторики;

   развитие фонематического слуха.

К нам в гости приехал целый оркестр

И не было в зале незанятых мест:

Егор барабанил, Георгий трубил,

Артур на гармошке все гаммы пробил,

Роман на гитаре играл целый час,

          Артем балалайкой порадовал нас.

И не было в зале незанятых мест.

Какой инструмент не вписался в оркестр?

Задание: из картинок с изображением музыкальных инструментов выбрать лишнюю картинку, объяснить почему.

                            Лесной пир

Цель: дифференциация [Р ]- [Л] - [Р'] - [Л'].

Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Л] -  [Р'] -[Л'];

               совершенствование речевой моторики;

               развитие фонематического слуха.

          Вышел мишка на опушку,

Глядь - волшебная избушка,

Там весёлые старушки

приглашают на пирушку.

          Рита всех из них главней -

          зазывает в дом гостей.

         Лола стулья расставляет,

         Скатерть -  Роза расстилает,

          Салфетки Лёля украшает.

Приглашают всех зверят,

Накрывают всё подряд:

лимонад, желе, малину,

пирожок, пюре, калину,

торт, зефир, кефир и квас,

салат, селёдку, ананас,

бутерброды и творог,

йогурт, рыбу и сырок.

Отгадай, что на пирушку

Каждая снесла старушка.

Задание: рядом с изображениями старушек разложит блюда, в названии которых слышится тот или иной звук: Роза -  твёрдый [ Р],  Рита  -мягкий [Р'], Лола  - твёрдый [Л], Лёля – мягкий [Л'].

                           Солнечные лучики

Цель: дифференциация [Р ] -[Р'], [С] - [С'], [Л] - [Л'].

Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Р'],  [С ] - [С'], [Л] - [Л'].

        совершенствование речевой моторики;

        развитие фонематического слуха.

Утром солнце только встанет-

Сразу лучики подарит:

поросёнку, жеребёнку,

воронёнку и телёнку,

барсучонку и слонёнку,

и тигрёнку, и цыплёнку,

          и зайчонку, и лисёнку,

аистёнку и гусёнку,

и совёнку, и цыплёнку,

обезьянке и козлёнку,

          и щенку, и паучку,

медвежонку и жучку,

лягушонку и ежонку,

кукушонку и ужонку.

Задание: выставляется солнышко, на лучиках которого находятся карточки - символы звуков, с которыми работаем на данном этапе. Дети протягивают лучики к картинкам, на которых изображены животные. Задание можно усложнять, если в названии есть два звука. Например: к поросёнку может дотянуться лучик с [Р] и [С'] , лягушонку -  [Л'] и [Ш] и т.д. Игру можно сократить, а можно и добавить другие персонажи, которые могут предложить сами дети.

                        Футбольный матч

Цель: дифференциация[Р]-[Л].

Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Л];

               совершенствование речевой моторики;

               развитие фонематического слуха.

   Во дворе футбольный матч,

   Целый день гоняют в мяч:

             Эдуард, Тарас, Макар,

   Николай, Влад и Захар,

   Вячеслав, Арсений, Павел,

   Владислав- в воротах правил.

   Узнать с тобой сейчас нам нужно.

   Кто жил в команде своей дружно.

   Кто ведёт игру за « Ротор»,

   Забивая гол  в ворота?

   А -  кто за  « Локомотив»,

   Выполняя норматив?

Задание: дети выставляют игроков рядом с эмблемами команд.         Например: « Локомотив» -  Николай,  Павел …; « Ротор» -  Эдуард, Арсений…

Аналогично можно использовать при дифференциации [Л] - [Л'] :

Станислав, Олег и Павел,

Николай, Илья, Владик,

Слава, Лёша, Леонид,

Василий, Лёва и Филлип.

Названия команд дети могут придумывать самостоятельно.

                         Пропажа

Цель: дифференциация [Ж]-[Ш].

Задачи: формирование навыка различения звуков [ Ш] - [Ж ];

               совершенствование речевой моторики;

               развитие фонематического слуха.

На заборе объявленье:

« Сообщить без промедленья,

Кто вдруг видел:

утюжок, лыжи, шашки и флажок,

шубу, шапку и пружинку,

штангу, парашют, машинку,

пирожок, штаны, кружок,

жёлудь, пряжку и шнурок?»

- Что же пишут в обращении?

  В этом странном объявлении?

- Поиграть с разиней - Вовой

  Приходил его дружок!

Задание: игру можно проводить на этапе автоматизации звуков [Ш], [Ж].

Картинки выкладываются в такой же  последовательности как в    стихотворении, дети повторяют . Можно разыграть как мини – сценку по ролям.

Если брать на этапе дифференциации звуков, то можно предложить детям разделиться на две команды. Одна команда будет искать слова со звуком [ Ш ], а другая - со звуком [Ж].

Аналогично можно проводить со словами, содержащими звуки [ Р ] :

…помидор, свёрток, краски и топор,

   трактор, фартук и ватрушку,

             ручку, трубку и Петрушку,

   карту, грузовик и бурку,

  сыр, карман и кошку- Мурку.

Далее можно предложить детям самостоятельно подбирать названия предметов.

                                       Покупки

Цель: дифференциация[С ] - [С'] - [З ] - [З'].

Задачи: формирование навыка различения звуков [С] - [С'] -  [З] - [З'];

               совершенствование речевой моторики;

               развитие фонематического слуха.

Соня, Сима, Зоя, Зина

Встретились весною

У прилавка магазина

Раннею порою.

Мамины наказы выполняли

и продукты покупали:

соль, зефир, изюм, колбасы,

кукурузу, сельдь и мясо,

землянику, персик, квас,

овсянку, сойку, ананас.

          Кто какую покупку сделал? Узнай,

И деньги в кассу отдела отдай.

Задание: У девочек деньги разного цвета. Дети определяют, какой продукт купила та или иная девочка, и отдают деньги в кассу, согласно цветовому обозначению.

               Белоснежка и семь гномов

Цель: дифференциация [Р]-[Р'].

Задачи: формирование навыка различения звуков [Р] - [Р'];

               совершенствование речевой моторики;

               развитие фонематического слуха.

На лесной поляне гномы

С Белоснежкой жили в доме.

Роки, Руни, Рами, Рони-

В лес ходили по дрова,

Гномы Рики, Рени, Ряди-

Поливали сад с утра.

А как солнце засыпало-

Все бегом под одеяло:

Роки,  Рами, Рони,

Рики, Рени, Ряди, Руни.

          Каким одеялом их ночь укрывала?

Задание: каждого гнома укрыть одеялом: синим -  если в имени звук         [ Р ]- твёрдый, зелёным - если звук[Р'] мягкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Раз, два, три, четыре, пять! Будем с мамой мы считать!»

Создание условий для развития математических способностей детей в процессе реализации работы с родителями....

Семейная игротека "Раз, два, три, четыре, пять, будем ножки развивать."

Активная форма работы совместной деятельности инструктора, родителей и детей, направленная на воспитание здоровьесберегающего гигиенического и двигательного поведения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Ромашка» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Раз, два, три, четыре, пять – будем в Африке гулять»

               Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Ромашка» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема...

Конспект НОД Познавательное развитие – ФЭМП «Раз, два, три, четыре, пять – будем технику считать".

Конспект НОД Познавательное развитие – ФЭМП «Раз, два, три, четыре, пять – будем технику считать" (посвященный празднику День Победы)....

Методическое пособие "РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ – ВМЕСТЕ БУДЕМ МЫ СЧИТАТЬ"

         Предлагаемая методическая разработка представляет собой систему   ра­боты с родителями в области формирования у детей старшего  дошкольного ...


 

Комментарии

Борисенко Татьяна Владимировна

Большое спасибо коллеге за интересный материал. Буду применять в своей практической работе с детьми.Все понятно, доступно и актуально.