Не говорит, но все понимает.
статья (младшая группа)

Сарбантович Нина Владимировна

Родители всегда ждут первые слова свого ребенка,Но бывает, что ожидание затягивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_govorit_no_vse_ponimaet.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Не говорит, но все понимает.


Родители всегда ждут первые слова своего малыша. Но бывает, что ожидание затягивается и даже к трем-четырем годам у ребенка речь так и не появляется, стоит ли родителям бить тревогу. 

Откуда у детей задержка речевого развития

Задержка речевого развития (или ЗРР) у ребенка — это овладение устной речью позже возрастной нормы:

  • в 11-14 месяцев ребенок должен начать говорить первые простые слова «мама», «папа», «баба», «дядя». 
  • к 2 годам словарный запас малыша должен увеличиться до 100-200 слов. 

Причин для возникновения ЗРР много, и иногда бывает сложно понять, что повлияло на задержку речи в конкретном случае. Негативные факторы, которые провоцируют речевое отставание, бывают органические и социальные. 

Органические факторы

К органическим факторам, прежде всего, относится перинатальное повреждение центральной нервной системы, которое может возникнуть во время беременности или в первые месяцы жизни малыша. Причины повреждения следующие:

  • Внутриутробная гипоксия — состояние, при котором ребенок испытывает кислородное голодание в животе у мамы. Недостаток кислорода вызывает повреждение всех систем и органов, включая головной мозг. 
  • Внутриутробные инфекции — это могут быть вирусные (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит, ВИЧ), бактериальные (сифилис, кишечная палочка), паразитарные и грибковые . (Токсоплазмоз, хламидиоз, микоплазмоз) инфекции. 
  • Родовые травмы — травмы головы, лицевого нерва или плечевого сплетения. Риск родовой травмы увеличивается при использовании в родах сложных манипуляций — вакуумной экстракции и наложения щипцов. 
  • Недоношенность и переношенность

Спровоцировать отставание речевого развития также могут:

  • заболевания, перенесенные в раннем возрасте — менингоэнцефалит или энцефалопатия различного происхождения; 
  • нарушение слуха;
  • наследственные факторы (если в детстве нарушением устной речи страдали один или нескольких ближайших родственников ребенка).

Социальные факторы

  • Отсутствие общения.

Абсолютно здоровый малыш может не начинать говорить из-за того, что с ним попросту никто разговаривает. Родители считают, что ребенок слишком мал, чтобы понимать речь, а значит, и общаться с ним нет необходимости. 

  • Переизбыток мультиков и гаджетов

Современные дети вместо здорового общения с родителями подолгу «залипают» в экран телевизора или телефона. От этого начинают отключаться от реальности, видят мелькание каких-то картинок, слышат поток бессмысленных звуков. Это тормозит формирование речевой функции, ведь без правильной речевой среды развитие речи почти невозможно. 

  • Гиперопека со стороны родителей

Ребенку буквально и слова не дают сказать: родители по жесту и взгляду распознают все его желания и потребности и бросаются их удовлетворять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Слышать,понимать, говорить!"

Формирование фонематических представлений у детей младшего дошкольного возраста...

Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»

Задачи реализации  Программы:формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы...

Программа "Говорим и понимаем"

Программа для детей - инофонов по развитию речи в игровой форме. Картотека игр....

Дополнительная общеобразовательная программа для детей-инвалидов с нарушениями развития "Слышу, понимаю, говорю"

Программа разработана для детей-инвалидов с нарушениями развития, которые являются получателями социально-педагогических услуг в  социально-реабилитационном центре....

Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы».

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов...

Спортивно-логопедическое развлечение (к проекту "Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем")

Цель: закрепить навык чтения слогов и слов с изученными звуками и буквами, способствовать сплочению коллектива, развивать физические качества....

Логопедический проект «Изучаем, понимаем, говорим играя»

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посеща...