Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.
статья (подготовительная группа)
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду является важным компонентом развития дошкольников. Целью этой деятельности является развитие исследовательского мышления у детей, а также стимулирование их познавательных способностей. В ходе исследований дети активно исследуют окружающий мир, проводят эксперименты, задают вопросы и стремятся найти ответы на них. Организация познавательно-исследовательской деятельности может осуществляться через коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Применяемые методы и приемы включают эвристический метод, наблюдение, опыты и эксперименты, проектную деятельность и использование ТРИЗ-технологий. Все эти подходы способствуют развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности у детей в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основная статья | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.
Каждый ребенок по своей природе стремится к новым впечатлениям и открытиям, проявляя себя как первооткрыватель. Он с радостью исследует окружающий мир, экспериментирует и стремится к самопознанию.
Исследовательская деятельность является особым видом интеллектуально-творческой работы, которая основывается на активности исследования со стороны ребенка. При этом поисковая активность дошкольников направлена на изучение объектов окружающего мира, выявление причинно-следственных связей между явлениями и объектами окружающей среды, а также установление закономерностей. Затем полученные знания упорядочиваются и систематизируются.
Дошкольники проявляют познавательно-исследовательскую активность через эксперименты с предметами или задавая вопросы взрослым. Исследования позволяют им самостоятельно находить ответы на вопросы "как?" и "почему?". Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные эксперименты в процессе исследования, активно манипулируя объектами, а не просто наблюдая. Знания, полученные в ходе исследований, экспериментов и опытов, закрепляются надолго.
Считается, что разнообразная и насыщенная познавательно-исследовательская деятельность способствует быстрому и полноценному развитию дошкольников. Задача педагога заключается в стимулировании и поощрении исследовательской активности, а также в помощи детям в сохранении и развитии этой активности, которая является основой важных процессов самообучения, самовоспитания и саморазвития. Этот принцип активного применения экспериментирования основан на практике работы дошкольных учреждений.
Цель и задачи
Основной целью организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях является развитие у детей исследовательского мышления.
Путем наблюдения, прослушивания и осязания, дошкольники определяют качества и свойства предметов окружающего мира. Они пытаются установить причинно-следственные связи, дают объяснения тому, что видят или слышат, а также обобщают и систематизируют полученные знания. Возможность самостоятельно получать информацию позволяет детям почувствовать радость открытия.
Задачи, связанные с познавательным развитием в дошкольных учреждениях, включают:
- Стимулирование интереса к предметам и явлениям окружающего мира.
- Формирование первоначальных представлений об их свойствах, таких как форма, цвет, размер, структура, звучность и т. д.
- Развитие мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
- Развитие ориентировки во времени и пространстве, а также установление причинно-следственных связей.
- Поощрение самостоятельного поиска необходимой информации и создание положительного отношения к этому процессу.
- Стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности и выявление интересов у ребенка.
- Развитие творческих способностей и воображения.
- Формирование и улучшение умения использовать различные инструменты в работе, а также накопление опыта взаимодействия с различными предметами и веществами.
- Развитие мелкой моторики.
Таким образом, задачи познавательного развития в дошкольном образовании направлены на разностороннее развитие детей, их познавательных способностей и умений в освоении окружающего мира.
Исследовательская деятельность в дошкольных учреждениях организуется в различных формах:
- Коллективная форма. Занятия, направленные на развитие исследовательской активности, проводятся в групповом формате, где каждый ребенок участвует в процессе исследования. В ходе занятия используются игровые элементы и физкультминутки, при этом соблюдается план деятельности в определенные временные рамки. Структура такого занятия включает постановку проблемы, основную часть и подведение итогов.
- Подгрупповая форма. Педагог делит детей на подгруппы для проведения исследовательской работы. Эта форма выбирается, когда требуется сравнительный анализ нескольких результатов исследования для получения выводов.
- Индивидуальная форма. Педагог предлагает выполнить исследовательское задание одному ребенку в случае, если его уровень знаний, умений и навыков отстает от общего уровня группы, если у ребенка продолжительный и стойкий интерес к исследовательской деятельности или если возникла возможность развить стихийный интерес к изучению определенной темы или объекта.
Таким образом, различные формы организации исследовательской деятельности в ДОУ позволяют учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка, создавая условия для развития его исследовательского мышления и интереса к познанию.
Методы и приемы, применяемые при организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях, включают следующие актуальные подходы:
- Эвристический метод. Этот метод основан на использовании проблемно-ориентированных вопросов во время беседы. Педагог создает проблемную ситуацию, которая активизирует мыслительные способности детей и стимулирует развитие их любознательности, исследовательских навыков и речевого развития. Проведение эвристических бесед требует тщательной подготовки, включающей определение основного проблемного вопроса, подготовку дополнительных направляющих и уточняющих вопросов, а также прогнозирование возможных ответов и реакций.
- Наблюдение. Организованное наблюдение за предметами и процессами, проводимое в помещении или на территории детского сада, способствует развитию визуальных и аудиальных способностей у детей. Во время прогулок дети погружаются в мир природы с его разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является активной практикой научно-исследовательской деятельности дошкольников.
- Опыты и эксперименты. Помимо игры, экспериментирование является важной деятельностью дошкольников. Путем проведения простых опытов с предметами (стукнуть предметы друг о друга, разломить или сложить из частей) дети приобретают и систематизируют знания об объектах окружающего мира и их свойствах. Дети с удовольствием экспериментируют с водой, песком, камнями, глиной, семенами растений и другими материалами. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, а также учит их прогнозировать и делать выводы.
- Проектная деятельность. Этот вид работы предполагает совместную исследовательскую деятельность детей, педагогов и иногда родителей. В рамках проекта активизируются не только мыслительные, но и творческие и организаторские способности детей. Под руководством педагога дети самостоятельно планируют ход наблюдений и экспериментов, при необходимости получая направление и поддержку.
- ТРИЗ-технологии. ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) побуждает детей к самостоятельному созданию алгоритма действий для решения возникающих проблем. В детском саду ТРИЗ-технологии применяются в качестве игровых заданий, где дети должны думать о способах решения проблемы, например, как добраться до Винни-Пуха, если у Пятачка потерялся зонтик во время дождя. Этот метод развивает аналитическое мышление у детей.
Таким образом, эти методы и приемы способствуют развитию познавательно-исследовательских способностей, активности и самостоятельности у детей в дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. «Ознакомление детей с магнитами».
Ø Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. Тема: «Необходимые условия для жизни растений». Тема: «Посев семян гороха».
Систематизировать знания детей о процессе посадки семян....
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследоват...
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
В соответствии с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, познавательно-исследовательская деятельность это – сквозной механизм развития ребенка. На протяже...
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.
Как построить познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду на основе ФГОС?...
Статья Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду (использование кружковой работы)
СтатьяПознавательно – исследовательская деятельность в детском саду(использование кружковой работы)Авторы: Чернуха Ирина Алексеевна - воспитатель Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобрет...
Экспериментальная деятельность в детском саду как вид познавательно – исследовательской деятельности
Как организовать экспериментальную деятельность дошкольников? Ответить на вопрос поможет презентация. К каждому слайду прилагаются комментарии....