Формирование целеполагания у дошкольников
консультация (подготовительная группа)
формирование целеполагания у старших дошкольников с помощью технологии "Лесенка трудового процесса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование основ целеполагания у старших дошкольников | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1. Тема: «Развитие предпосылок основ целеполагания у детей дошкольного возраста»
СЛАЙД 2.
Организуя образовательный процесс с детьми в разных видах детской деятельности (игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, учебной) мы, педагоги, ставим перед детьми разные цели. Дети часто не понимают, зачем им нужно делать то или иное, учиться тому или иному. Поэтому не проявляют активности в той или иной деятельности, не могут организовать свою самостоятельную учебную деятельность, что влечет за собой неуспехи в школьной жизни, и как результат нежелание ходить в школу.
СЛАЙД 3
Поэтому формирование целеполагания у детей является, одним из основных показателей универсальных регулятивных предпосылок учебной деятельности.
По определению психологов собственного осмысленного целеполагания в дошкольном возраста не может быть. Мы, педагоги, должны формировать у дошкольников основы (предпосылки) целеполагания:
- умение принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности,
- умение отбирать средства ее осуществления,
- умение контролировать свою деятельность
- добиваться получения результата
При этом самостоятельно определять цели, выбирать их, оценивать их качество, уметь правильно и самостоятельно их добиваться дошкольники еще не могут. Поэтому в детском саду, при формировании у детей основ целеполагания, педагоги учат детей формулировать цели (чего я хочу добиться), отбирать средства для ее достижения, добиваться результата. При этом обучая детей достигать цели поставленные другими людьми (педагогами) постепенно формируем у них умения ставить и реализовывать собственные цели.
СЛАЙД 4.
Понятия «целеполагания», «цель», «средства» - достаточно сложные для детей дошкольного возраста и поэтому их объяснение происходит через конкретную деятельность. Существуют различные приемы формирования основ целеполагания в детском саду, где организуя работу с детьми педагог объявляет цель деятельности, либо выявляют ее совместно):
- В игровой деятельности:
- при создании игровых проблемных ситуаций в строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых играх детей (например: строительство дома, макета города транспорта);
- при проведении игр с правилами (подвижных, дидактических, настольно-печатных, словесных и др.)
- чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов с обсуждением путей достижения целей персонажами;
- организация опытно-экспериментальной деятельности.
- организация продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация) и др.
СЛАЙД 5.
Одним из эффективных приемов формирования основ целеполагания – является организация трудовой деятельности, т.к. именно в трудовой деятельности для дошкольников наиболее доступнее можно показать все структурные компоненты трудового процесса для достижения той или иной цели, увидеть результат.
СЛАЙД 6.
Мы успешно реализуем технологияю В.И.Логиновой, образно названной «Лесенка». Данная модель весьма эффективна. В ней наглядно поэтапно представлено общее поступательное движение трудового процесса от замысла (цели) к результату.
Использование в работе с детьми модели трудового процесса позволяют ребенку воспринимать любую планируемую деятельность, трудовой процесс сначала расчленено – по операциям. Дети учатся строить наглядно – схематическую, а затем и мысленную модель своей деятельности, т.е. учатся целеполаганию.
Каждая ступенька лесенки обозначает соответствующий компонент трудового процесса в порядке их следования. Нижняя ступенька обозначает замысел, цель труда. Верхняя ступенька – результат (при этом результат всегда должна совпадать с целью). Над целью (замыслом) надстраивается вся лесенка до результата, которая позволяет обратить внимание на то какой материал, какие инструменты должен отобрать ребенок, какие трудовые действия выполнить, чтобы достичь поставленной цели (результата). Чтобы дети запомнили, что означает каждая ступенька лесенки с ними обсуждается и схематично зарисовывается символами, выбранными детьми.
Данный образ лесенки удачен, так как легко дает ребенку осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут. Данная модель вводится с использованием игрового персонажа (Незнайка, Неумейка, и др.), воспитатель разыгрывает смешную ситуацию, когда невозможно понять, что и как он делал. Пытаясь помочь ему, воспитатель дает ему помощника – лесенку. Активизируя детей, воспитатель вместе с игровым персонажем поднимаются по ступенькам лесенки, на которой последовательно появляются картинки и предметы, изображающие компоненты трудового процесса, и все, что и как делал персонаж, становится понятным.
Например: рассказ Незнайки: «Возьму молоток и буду делать… сам не знаю что». Воспитатель: «Сумел ли Незнайка подняться хотя бы на первую ступеньку? Почему? Получит ли он результат труда?» Обобщая ответы детей, воспитатель подчеркивает, что любая работа начинается с замысла; если цели нет, то и результат не получишь.
СЛАЙД 7. практическая деятельность
СЛАЙД 8.
По мере освоения детьми значения каждой ступеньки лесенки и понимания ее значимости в достижении результата модель становится более схематичной. Сначала можно убрать предметы, раскрывающие значение каждой ступеньки и заменить их картинками, фишками, а затем и убрать ступеньки. Модель дает возможность, заменив их графическим изображением. Графическая модель представляет собой полоску плотной бумаги, разделенную на 5 равных частей; кружок – фишка обозначает компонент трудового процесса, одна из фишек разделена на 4 части, что условно изображает набор трудовых действий.
СЛАЙД 9.
Модель дает возможность успешно знакомить детей с разными видами труда взрослых, знакомит с профессиями. Переходным вариантом от графической модели к мысленной, существующей в сознании ребенка, и в случае затруднения, когда предметно – схематической модели нет перед глазами, может служить рука человека. В таком варианте – мизинец – цель, безымянный – предмет, материал, средний – инструменты, трудовое оборудование, указательный – трудовые действия, а большой палец – поднятый вверх - получен результат труда, соответствующий замыслу, он хорошего качества.
Данная технология помогает ребенку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, принимать решения и отвечать за их последствия.
цель
предмет, материал
инструменты
трудовые действия
результат труда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД у дошкольников как предпосылка к формированию УУД у первоклассников в образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад»
Выступление на педмарафоне...
Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.
Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
Развитие и поддержка инициативы и целеполагания у дошкольников в двигательной активности с ОВЗ
Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопас...
«Формирование способности к наглядному моделированию и развитие творческого воображения при формировании экологических знаний дошкольников»
Материал для воспитателей ДОУ, позволяющий повысить уровень экологических знаний дошкольников....
Развитие и поддержка инициативы и целеполагания у дошкольников в двигательной активности с ОВЗ
ИНИЦИАТИВА (франц. initiative - от лат. initium - начало) - первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности.Объект работы: поддержка инициативы у дошкольников в двигате...
РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»
Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...