12.04.2023 «Детское народное творчество и искусство»
консультация

 Сальникова Галина Борисовна

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Детское народное творчество и искусство»

  Для чего прививать детям любовь к народным промыслам? Многие родители задумываются над тем, для чего их детям в дошкольном возрасте необходимо знакомиться с различными видами народно- прикладного искусства, принимать участие в уроках декоративного рисования, создавать творческие работы в стиле той или иной росписи. Действительно, в наше прогрессивное время ребятам с самого раннего возраста приходится овладевать большим количеством знаний в разнообразных областях, где, казалось бы, такому предмету, как народные промыслы, отведено отнюдь не лидирующее место, — однако культура родной страны не должна теряться в указанном массиве окружающей информации.

  Народные промыслы — не просто застывшие во времени образцы искусства далекого прошлого. Это наша живая история, традиции, наследие предков, красота любимой природы. Это способ познакомить ребенка с богатейшим миром народной мудрости, смекалки и юмора, великих подвигов и повседневной жизни. В изделиях, созданных руками мастеров, нашла свое отражение тысячелетняя история Руси. Вряд ли можно представить нечто более древнее и более важное для нашей культуры, чем традиционные ремесла и народное творчество.

  Работа в коллективе, индивидуальные занятия дома, рассказы воспитателя и ООД в детском саду помогают понять всю красоту, уникальность, бесценность произведений народных мастеров. В детях воспитывается уважение к труду других людей и к своему собственному, к неповторимости каждого человека и его взглядов на мир, к старшему поколению, к жителями сел и деревень, к художникам и рабочим. Дети развивают вкус, понимают, как сочетать цвета, как выразить одним цветом целую картину и множеством цветов — одно настроение.

 Трудясь над какой-либо игрушкой или рисунком вместе со своим ребенком, Вы сможете понять его настроение, черты характера, причину конфликта, если он вдруг произойдет. Психологами доказано, что народные промыслы являются прекрасной терапией, участие в них успокаивает, способствует приобретению гармонии, налаживает общение, излечивает от стремления к спорам, разногласиям, капризам.

 Знакомство с народным искусством способствует расширению и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Все это необходимо для развития ребенка как личности.

  Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

  Дети во всей полноте ощущают богатство родного края, родной культуры, родного языка. Они наблюдают, как прекрасная природа, окружающий мир находят отклик в сюжетах произведений народного творчества. Сказочные животные знакомят их с традиционным фольклором, самовары и другая посуда — с народным бытом, свистульки и ложки — с музыкальными истоками, сценки из крестьянской жизни — с историей родного края, страны.

Народное творчество, неповторимость русской культуры охватывает огромный пласт нашего наследия на все времена. Занятия в детском саду закладывают основы, чрезвычайно важные для каждого ребенка.

  Приложите к этому руку и Вы, уважаемые родители, обогатите представления о народных промыслах Вашего малыша. Может быть, из младшего поколения в скором времени вырастут новые народные умельцы, которые продолжат бережно хранить вековые традиции, внесут вклад в развитие культурного наследия, еще более прославят наши драгоценные, неповторимые ремесла во всем мире. И воспитают любовь и уважение к ним у своих детей и внуков.

  Как прививать детям любовь к народным промыслам? В первую очередь заинтересованность в искусстве необходимо продемонстрировать ребенку на собственном примере, ведь родители являются для детей главными авторитетами. Вы — дома, воспитатель — в детском саду: вместе мы объясним и покажем, насколько важно для маленького человечка знать и понимать народные промыслы. Проводите с ребенком беседы, узнайте, что ему нравится больше, а что меньше, какие вещи он хотел бы изучить, к чему у него от природы заложен особый талант.

В ходе обсуждения у ребенка часто появляется множество вопросов. Чтобы помочь ему ответить на них, можно вместе посмотреть различные фильмы, мультфильмы, где главными героями являются предметы творчества, игрушки и их мастера. Такие документальные фильмы охватывают большой круг интересов, познавательны не только детям, но и взрослым. Благодаря им ребята узнают о деревенском и городском быте, истории, природе, музеях и заповедных уголках нашей Родины. Фильмы, как правило, объединены в циклы с говорящими названиями:

«Народные промыслы России», (режиссер Р. Желыбина и А. Касьянов, 6 серий), «Пряничный домик» (документальные передачи канала «Культура», около 60 выпусков), «Мастерские России» (режиссер. А. Брежнев) и др.

О народных промыслах написано много книг, в которых присутствуют живописные иллюстрации с пояснениями и элементами орнаментов. В дополнение к ним выпускаются детские раскраски, рабочие тетради и комплекты для творчества, которые помогут ребенку на практике закрепить услышанное в детском саду или увиденное при просмотре  фильма.

  Дидактические игры, созданные руками мамы или папы, не оставят равнодушным ни одного ребенка. Красочные, захватывающие, требующие внимания и смекалки, они создадут прекрасную атмосферу творческого вечера в кругу семьи.

  Совместный досуг можно провести, посетив музеи, выставочные залы, ярмарки народных промыслов. Такие мероприятия надолго останутся в памяти детей, помогут пережить яркие эмоции и запастись множеством впечатлений.

Использованная литература:

О. А. Соломенникова. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством.- М.:  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005

Т. С. Комарова. Народное искусство – детям. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара-практикума для воспитателей. Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества».

Цель семинара:  1.      Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского творчества.2....

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)

Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

Народное творчество - как искусство.

quot; К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать."    А.Б. Салтыков...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год.

Отчет по самообразованию на тему  «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год....