Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика- как основа правильного произношения"
консультация (старшая группа)

Гордиенко Наталья Викторовна

Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.gim_.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Артикуляционная гимнастика – как основа правильного произношения»

                                                                       

Цель мастер-класса:

Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.

План проведения мастер-класса

  1. Артикуляционная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.
  2. Советы учителя-логопеда родителям.
  3. Выполнение упражнений для губ, щек, языка
  4. Вопросы логопеду.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика – как основа правильного произношения».

Очень часто родители недооценивают значения артикуляционной гимнастики для развития речи детей, а между тем она является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения.  Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Произношение звуков сложный  двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.   Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями. Поэтому прошу вас не игнорировать выполнение артикуляционных упражнений, относиться к их выполнению серьезно и выполнять регулярно.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно выполнять упражнения с картинками, сопровождать их короткими стишками или придумать сказку про веселого язычка.

Иногда благодаря только своевременным и регулярным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Если же нарушения сложные, то гимнастика поможет подготовить речевой аппарат к постановке звуков.

         Также гимнастика для язычка очень полезна  детям с вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Чтобы вы могли выполнять упражнения с ребенком дома, нужно сначала научиться делать их самим, этим мы с вами сегодня и займемся.

При проведении артикуляционной гимнастики

необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  3. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  5. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  8. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. (я даю вам домой тот комплекс, который необходим именно вашему ребенку на данном этапе)
  9. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

А сейчас возьмите пожалуйста зеркала и попробуем с вами выполнить упражнения. Обращайте внимание на описание упражнений, во многих из них губы при выполнении находятся в улыбке, а рот широко открыт. Эту позу необходимо удерживать на протяжении всего упражнения.

Упражнения для губ

1.«Заборчик».  Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
          Зубы ровно мы смыкаем

          И заборчик получаем.

2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

          Мои губы – трубочка

         Превратились в дудочку.

3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам  растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я , видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

1. Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

 (выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
                          На губу язык клади,

                          Пя-пя-пя произноси.

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
                      Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
                      Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
                     Раз, два, три, четыре, пять!  Язык можно убирать.

3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
                   Язык широкий положи, его края приподними.

4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
                   Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
                   Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
                   Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.

Динамические упражнения для языка

                                 (выработка координации и точности движений)
1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого  к уголкам рта.
                  Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
                 Словно маятник часов покачаться он готов.

2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
                  На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
                  Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

                   Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
                   Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
                         Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
                         Я копытцем постучу!  Цок-цок-цок.
                         Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.

7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
                           Красить потолок пора,
                           Пригласили маляра.
                          Ниже челюсть опускаем,
                          Язык к нёбу поднимаем.
                         Проведём вперёд – назад –

                         Наш маляр работе рад.

8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
                          Ох и вкусное варенье!
                         Жаль осталось на губе.
                         Язычок я подниму
                         И остатки оближу.

Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча была вам полезна, вы узнали что-то новое и будете использовать эти знания и умения  в решении речевых проблем ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения.

Консультация для воспитателей логопедических групп по теме "Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения"...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

В статье  в доступной форме представлена методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики....

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей....

Презентация "Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения"

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАЭто совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.•Проводи...

Мастер - класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика - как основа формирования правильного произношения.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для прави...