Мастер - класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика - как основа формирования правильного произношения.
консультация по логопедии

Тихонова Екатерина Юрьевна

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika.docx93.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Улыбка» Смоленского района Смоленской области

Мастер - класс для воспитателей

«Артикуляционная гимнастика - как основа формирования

правильного произношения.

Выполнил: воспитатель

Тихонова Екатерина Юрьевна

2024г.

 Цель: познакомить педагогов с основными упражнениями артикуляционной гимнастики.

Задачи:

1.     Расширить знания воспитателей об артикуляционной гимнастике.

2.     Показать приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков коррекционно-развивающей работы с детьми.

Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради для записи, мяч, ватные палочки

Ход.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу. Для этого важно знать причины таких задержек:

  • Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь малыш слышал, гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов…  
  • Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы или родители избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым.
  • Причинами нарушения произношения могут быть также недостаточное развитие речевой моторики: слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).
  • Но самые коварные причины речевых нарушений – это невидимые причины неврологического характерасвязанные с ранним органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей помимо ЗРР (задержки речевого развития) страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков. Такое нарушение называется дизартрией. Нарушения артикуляционной моторики у дизартриков носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки, искажает произношение соноров (звуков Л, Р) или звуки вообще отсутствуют. При их произнесении язык у ребенка может отклоняться в какую-либо сторону, воздушная струя направлена не вперед, а идет по краям языка или отклоняется влево, или вправо. Мы слышим нечеткую, смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту. Чтобы проверить, не это ли является причиной проблем у детей, расскажите им «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как они будут выполнять упражнения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.

   Сказка о Веселом Язычке

 Жил-был Веселый Язычок в своем домике.

 В домике этом красные двери,

 Рядом с дверями белые звери.

 Любят зверюшки   конфеты и плюшки.  

Догадались? Это домик – рот.https://documents.infourok.ru/11cd93af-1533-4700-9757-0061fb986f19/0/image004.png

         Проснулся Язычок рано утром.

         Открыл окошко.

         Посмотрел налево, направо.

        (движения языка направо – налево).

        Вниз посмотрел: нет ли луж?

        (движение языка вниз). 

       Вверх посмотрел: светит ли солнышко?

        (движение языка вверх)

Вышел Язычок на крыльцо дома.

Вокруг дома длинный забор.

Вот такой.

 (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы).  

Посмотрел он вокруг.

 Увидел Язычок, как кошка ловит мышку за хвостик

(губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается

в нижние зубы, язык горкой, упираясь кончиком языка

в нижние зубы)

Вернулся Язычок домой, посмотрел на часы,

они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы

в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до

 уголков рта).     https://documents.infourok.ru/11cd93af-1533-4700-9757-0061fb986f19/0/image010.png

«Пора и мне спать» - подумал Язычок.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

     Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого – предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.

     Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок.

     Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно подобрать к каждому упражнению картинку – образ. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету.

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за 1 раз.
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
  • Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему
  • Работа организуется следующим образом.
  • 1.     Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  • 2.     Показывает его выполнение.
  • 3.     Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение

Практическая часть

     Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

1.     Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

2.     Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)

3.     Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).

4.     Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно.

5.     После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

 Упражнение «Чей ветерок сильнее?»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть на ладошку; выполни 3-4 раза.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    1.Упражнение «Забор» («Хободок», Улыбка»)

Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

Методические указания: зубы сомкнуты; мышцы щёк, губ сильно напряжены; необходимо следить, чтобы ребёнок не морщил нос; удерживать положение на счёт до 5.

      2. Упражнение «Окно»

Описание: исходное положение «Забор», далее – медленно открыть рот.

Методические указания: верхние и нижние зубы хорошо видны; мышцы щёк, губ сильно напряжены; удерживать положение на счёт до 5.

    3.Упражнение «Трубочка» («Слоник»,«Хоботок»)

Методические указания: губы плотно сомкнуты так, чтобы в центре не было дырочки; зубы сомкнуты; круговая мышца собирается в морщинки.

Также веселый набор слов, стишков, скороговорки для развития дикции помогут научиться внятно выговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию и избавиться от дефектов речи.

б, п, в, ф, г, к, д, т, х

-Колпак на колпаке под колпаком колпак.

-От топота копыт пыль по полю летит.

Кукушка кукушонку купила капюшон как в капюшоне он смешон.

- У нас гость, унес трость.

-Хвалю халву.

Р, л, м, н.

-Король- орел.

-Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

З, с, ж, ш, ч, щ, ц

-Чешуйка у щучки, щетинки у чушки.

-Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

-У Сени и Сани в сетях сом с усами.

  Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.

           Повысить уровень компетенции воспитателей с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

Презентация. Семинар - практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков."

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики,   закрепление и  совершенствова...

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"...

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика- как основа правильного произношения"

Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности....

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».

Цель мастер-класса: передача опыта родителям, путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляцио...

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики...