Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения»
материал

Цель: формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевых нарушений детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_art.gimn_.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 82».

 

Мастер-класс для родителей

«Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения»

         

 

                                                                                         Учитель –логопед: Полякова Наталья Юрьевна

 

Златоуст, 2024

Цель: формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевых нарушений детей.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

- обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;

- активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

- содействовать созданию коррекционно-развивающей среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка 

Оборудование: индивидуальные зеркала, влажные и сухие салфетки,  шпаки, мини-сущки, магнитный театр по сказке «Репка», магнитная доска,  Аудиозапись «Гномы, вы малюсенький народ»

Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемые родители! Я, рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения».

Артикуляционная гимнастика (АГ) – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие – увеличить силу их движений и третьи – «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука.

Очень часто родители недооценивают значение АГ для развития речи  детей, а между тем она является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они были ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь, он и так «без костей»? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкое целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. В работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно выполнять упражнения с картинками, сопровождать их короткими стишками или придумать сказку про веселого язычка.

Иногда благодаря своевременным и регулярным занятиям АГ и упражнениям дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Если же нарушения сложные, то гимнастика поможет подготовить речевой аппарат к постановке звуков. Также гимнастика полезна детям с вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Чтобы вы могли выполнять упражнения с ребенком дома, нужно сначала научиться делать их самим, эти мы сейчас и займемся.

АГ по сказке «Репка»

Жил-был дед. Посадил дед репку за высокий «забор».  Дед ходил в огород то открывал, то закрывал калитку «Окошко». Пришло время, выросла репка «Хомячок». Принес дед «Лопатку». Стал дед тянуть репку, тянет-потянет – никак не вытянет. Позвал бабку. А бабка «Тесто месила». Все бросила, прибежала на помощь. Тянут вдвоем, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. А внучка «Зубки чистила». Прибежала внучка. Тянут потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. А Жучка сидела на высокой «Горке». Прибежала Жучка. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. А кошка сидела на окошке и виляла хвостиком («Часики»). Тянут потянут, вытянуть не могут. Стала звать кошка мышку. А мышка под забором спряталась (язык лежит спокойно упершись за нижние зубки, вдох). Прибежала. Стали они вместе тянуть и вытянули репку.

Еще один прием АГ под музыку «Гномы вы малюсенький народ».

Артикуляционные упражнения: орешки, окошко, трубочка-улыбочка, месим тесто, блинчик-иголочка, часики, качели, вкусное варенье, киска сердится, маляр, лошадка.

И конечно же самое интересное – «Вкусная АГ».

Перед выполнением той гимнастики руки обработайте антисептическим средством. На шпажку наденьте 4 сушки.

«Счет» - обхватить баранку губами и передвигать их справа-налево и в обратную сторону.

«Облизать баранку» - снизу-вверх и обратно.

«Часики» - передвигаем баранки.

«Иголочка» - язык вставить в отверстие.

«Качели» - держать баранку около нижней губы, затем около верхней губы, а ребенок пытается облизнуть баранку.

«Хомячок» - баранкой упираемся в левую щеку, а затем в правую.

Спасибо за работу, надеюсь, что наша встреча была вам полезна, вы узнали что-то новое и будете использовать эти знания и умения в решении речевых проблем ребенка!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика- как основа правильного произношения"

Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности....

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только  логопед. Некоторые родители считаю...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и раз...

Консультация для родителей детей на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В консультации представлена артикуляционная гимнастика для детей раннего и младшего дошкольного возраста, ее значимость....

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» (старший дошкольный возраст)

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очере...