Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения»
материал
Цель: формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевых нарушений детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 82».
Мастер-класс для родителей
«Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения»
Учитель –логопед: Полякова Наталья Юрьевна
Златоуст, 2024
Цель: формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевых нарушений детей.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
- обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;
- активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
- содействовать созданию коррекционно-развивающей среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка
Оборудование: индивидуальные зеркала, влажные и сухие салфетки, шпаки, мини-сущки, магнитный театр по сказке «Репка», магнитная доска, Аудиозапись «Гномы, вы малюсенький народ»
Ход мастер-класса
Здравствуйте уважаемые родители! Я, рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения».
Артикуляционная гимнастика (АГ) – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие – увеличить силу их движений и третьи – «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука.
Очень часто родители недооценивают значение АГ для развития речи детей, а между тем она является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они были ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь, он и так «без костей»? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкое целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. В работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно выполнять упражнения с картинками, сопровождать их короткими стишками или придумать сказку про веселого язычка.
Иногда благодаря своевременным и регулярным занятиям АГ и упражнениям дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Если же нарушения сложные, то гимнастика поможет подготовить речевой аппарат к постановке звуков. Также гимнастика полезна детям с вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Чтобы вы могли выполнять упражнения с ребенком дома, нужно сначала научиться делать их самим, эти мы сейчас и займемся.
АГ по сказке «Репка»
Жил-был дед. Посадил дед репку за высокий «забор». Дед ходил в огород то открывал, то закрывал калитку «Окошко». Пришло время, выросла репка «Хомячок». Принес дед «Лопатку». Стал дед тянуть репку, тянет-потянет – никак не вытянет. Позвал бабку. А бабка «Тесто месила». Все бросила, прибежала на помощь. Тянут вдвоем, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. А внучка «Зубки чистила». Прибежала внучка. Тянут потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. А Жучка сидела на высокой «Горке». Прибежала Жучка. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. А кошка сидела на окошке и виляла хвостиком («Часики»). Тянут потянут, вытянуть не могут. Стала звать кошка мышку. А мышка под забором спряталась (язык лежит спокойно упершись за нижние зубки, вдох). Прибежала. Стали они вместе тянуть и вытянули репку.
Еще один прием АГ под музыку «Гномы вы малюсенький народ».
Артикуляционные упражнения: орешки, окошко, трубочка-улыбочка, месим тесто, блинчик-иголочка, часики, качели, вкусное варенье, киска сердится, маляр, лошадка.
И конечно же самое интересное – «Вкусная АГ».
Перед выполнением той гимнастики руки обработайте антисептическим средством. На шпажку наденьте 4 сушки.
«Счет» - обхватить баранку губами и передвигать их справа-налево и в обратную сторону.
«Облизать баранку» - снизу-вверх и обратно.
«Часики» - передвигаем баранки.
«Иголочка» - язык вставить в отверстие.
«Качели» - держать баранку около нижней губы, затем около верхней губы, а ребенок пытается облизнуть баранку.
«Хомячок» - баранкой упираемся в левую щеку, а затем в правую.
Спасибо за работу, надеюсь, что наша встреча была вам полезна, вы узнали что-то новое и будете использовать эти знания и умения в решении речевых проблем ребенка!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"
Консультация для родителей....

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика- как основа правильного произношения"
Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности....

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед. Некоторые родители считаю...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и раз...

Консультация для родителей детей на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
В консультации представлена артикуляционная гимнастика для детей раннего и младшего дошкольного возраста, ее значимость....

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» (старший дошкольный возраст)
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очере...