Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
статья по логопедии на тему

Глазкова Аурика Анатольевна

В статье  в доступной форме представлена методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика –

 основа правильного произношения.

     Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.    

     Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

     Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков.

      Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.

Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

  • Упражнения выполняются от простого к сложному.
  • Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
  • На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют 10-15 раз.
  • Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
  • Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
  • Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.
  • Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнение артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более
    3-5 раз.

ВАШ ЛОГОПЕД

Подготовила: учитель – логопед

Глазкова А.А.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика…

Это не сложно!

    Любой из нас пришёл на свет

на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать,

но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

     

Первую артикуляционную гимнастику малыш начинает делать ещё в младенчестве – он шлепает губками, высовывает язычок, причмокивает, улыбается, смеется, гулит. Всё это необходимо для формирования речи. Каждому родителю под силу при помощи несложных упражнений – игр стимулировать развитие органов малыша, которые отвечают за воспроизведение звуков. Попробуйте каждый день уделять немного внимания артикуляционному аппарату, а говоря проще,  язычку, ротику, легким, губкам. В зависимости от возраста малыша, вскоре вы заметите, что у него появились новые звуки, слоги или слова. Если ребенок уже разговаривает, гимнастика для ротика и язычка поможет справиться с «проблемными» звуками. В проработке конкретных звуков помогут специально подобранные упражнения. А мы остановимся на самых общих играх, которые подойдут деткам от рождения.

Смешные мордочки.

Всем известно, что детки очень любят повторять за взрослыми. Вы можете высовывать язык, или преувеличенно выражать удивление и радость, сопровождая свои действия  забавными комментариями. Обычно, на роль такого «артикуляционного пособия» хорошо подходят папы, они не стесняются быть смешными.

Чмокаем, цокаем.

Если малыш начинает делать забавные звуки своим ртом, старайтесь поддерживать его, у вас получится своеобразный диалог – он чмокнул, а вы в ответ. Главное, чтобы всем нравилось. Различные  звуки, которые произносит малыш, вроде «бурчания» губами, так же очень полезны для формирования речи. Можете «подкидывать» ему идей – цокайте языком как лошадка, чмокайте губами, приглашая ребеночка к повторению

Звуки окружающего мира.

Обращайте внимание ребенка на звуки окружающего мира,  голоса животных, звуки природы. У детей здорово получается копировать эти звуки, не перебивайте это умение «правильными» заявлениями, вроде того, что киска говорит «МЯУ», а собачка «ГАВ».  Попробуйте по настоящему повторить голоса животных, и послушайте, как здорово это делает ваш малыш. Можно мычать вместе как коровы, щебетать как птички, и «заводиться» как трактор.

Рыбка , котик,  ёжик.

Посмотрите вместе как «говорит» рыбка, поучитесь так же открывать ротик. Заявите: «А я теперь - рыбка» и начните смешно открывать рот и таращить глаза. Играйте с малышом в такие «показывалки»:) Прежде чем он научиться называть различных животных, он может научиться их показывать и здорово подготовить свой речевой аппарат. Кошечка лакает язычком. Собачка быстро дышит высунув язык. Ёжик пыхтит – пых, пых, пых. Или сопит носиком.

Учимся дуть.

Обратите внимание малыша на ветер. Или на то, как вы студите кашку. Учитесь дуть просто так, вместе наблюдая за качающимися ветками или положив на ладошку кусочек ваты и сдувая её. Можно дуть на пену в ванной, на перышко, на нарезанные полосочки бумаги, или на горящую свечку.

Опустите трубочку в стакан с водой  и покажите, как можно «бурлить», дуя в трубочку.  Для первых экспериментов лучше использовать питьевую воду, а когда вы будете точно уверенны что малыш различает понятия «дуть» и «втягивать», можете предложить ему дуть через трубочку в налитый в мисочку мыльный раствор. Получится шапка из пузырей!

Сказки про язычок.

Сказки про язычок пользуются большой популярностью у малышей. Вариантов таких сказок очень много, можно выбрать из них, или сочинить свой.  Например так:

«Жил-был язычок. Утром он выглядывал из своего домика (высунули язычок). Посмотрел вверх, там солнышко светит. Посмотрел вниз, там травка зеленеет. Посмотрел налево – детки бегают. Посмотрел направо – собачка хвостом виляет. (язычок поворачиваем в стороны, вверх, вниз). И пошел гулять язычок и болтать (болтаем язычком «туда-сюда» со звуком), и вдруг провалился в ямку! (прячем в ротик). прыгал-прыгал, выпрыгнул из ямки! (высовываем по чуть-чуть, а потом полностью). 

ВАШ ЛОГОПЕД

Подготовила: учитель – логопед

Глазкова А.А.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика: рекомендации по проведению


     
Хорошая подвижность таких артикуляционных органов, как губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо обеспечивает правильное     произношение различных звуков.

     Для развития точности, силы и дифференцированности движений этих органов у ребенка, необходимо время. Это происходит в процессе детской речевой деятельности постепенно.

Чтобы развить основные движения артикуляционных органов, нужно заниматься артикуляционной гимнастикой. Артикуляционная гимнастика имеет своей целью выработку определенных положений и полноценных движений органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного звукового произношения. Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно, чтобы у детей закреплялись вырабатываемые навыки. Лучше ее выполнять по 3-5 минут раза три-четыре в день.

      Не рекомендуется предлагать детям выполнение более трех упражнений за одно занятие. При отборе артикуляционных упражнений важно соблюдать определенную последовательность, нужно начинать с простых упражнений, а затем переходить к более сложным.      

     Гимнастику лучше проводить эмоционально, в форме игры. Учитывайте, что при выполнении двух – трех упражнений, одно из них должно быть новым, а два других - для повторения и закрепления. Но если ребенку не удается выполнить какое-то упражнение достаточно хорошо, не вводите новых упражнений, отрабатывайте старый материал. Для лучшего его закрепления придумайте новые игровые приемы.  

     Артикуляционная гимнастка должна выполняться сидя. Только в таком положении у ребенка спина прямая, тело не напрягается, ноги и руки находятся в спокойном положении. В процессе занятия ребенку должно быть хорошо видно лицо взрослого и свое лицо, чтобы самостоятельно следить за правильностью выполнения упражнений.  

      Поэтому взрослый и ребенок должны выполнять артикуляционную гимнастику перед настенным зеркалом. Вариант, когда ребенок использует на занятиях небольшое ручное зеркало (примерно 9х12 см) также возможен. Но в этом случае взрослому необходимо находиться напротив ребенка, к нему лицом.
    Организация работы следующая:
1. Взрослый в игровой форме рассказывает о предстоящем упражнении
2. Показывает, как правильно его выполнять
3. Ребенок делает упражнение, а взрослый его контролирует
    Взрослому, проводящему артикуляционную гимнастику, необходимо следить за качеством движений (точностью движения, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому), выполняемых ребенком. Важно следить за движениями каждого артикуляционного органа, чтобы в отношении левой и правой сторон лица они выполнялись симметрично. В противном случае цель артикуляционной гимнастики не будет достигнута.
    Поначалу, когда дети выполняют упражнения, в движениях органов артикуляционного аппарата наблюдается некоторая напряженность. Постепенно напряжение уходит, движения становятся непринужденными и координированными.

     В ходе занятия важно не забывать о необходимости создания у ребенка положительного эмоционального настроя. Ему нельзя говорить, что какое-то упражнение выполняется неверно, тем самым можно вызвать нежелание выполнять его вовсе. Лучше показать ребенку его достижения, подбодрить.

     Если на протяжении целого месяца занятий у ребенка не вырабатываются устойчивость, точность и плавность в движениях органов артикуляции, это может свидетельствовать о не совсем правильном выполнении упражнений, либо о более серьезных проблемах у ребенка, чем вы думали. Но показать ребенка специалисту-логопеду нужно обязательно в обоих случаях.

ВАШ ЛОГОПЕД

Подготовила: учитель – логопед

Глазкова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения.

Консультация для воспитателей логопедических групп по теме "Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения"...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей....

Презентация "Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения"

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАЭто совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.•Проводи...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

Из данной консультации родители узнают что такое артикуляционная гимнастика и как правильно ее  выполнять....

Буклет "Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"

Ни для кого не секрет, что первыми и главными педагогами ребенка являются его родители и близкие люди. От них во многом зависит, каким человеком вырастет малыш. Все родители очень любят своих детей, ж...