Логопедические пятиминутки, как эффективное средство развития речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Создание условий для повышения эффективности взаимодействия специалистов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 13.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические пятиминутки, как эффективное средство развития речи.
Логопедические пятиминутки – это непродолжительные по времени игровые упражнения или задания, направленные не только на профилактику речевых нарушений.
Логопедические минутки могут быть связаны с программой по развитию речи или обучению грамоте и даже математики. Продолжительность проведения 3-4 мин. В структуре занятий они могут занимать различное место. Проведенные в начале занятия, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего воспитанников, активизирующего зрительное и слуховое внимание. Проведённая в середине занятия логоминутка, особенно в виде игры, даёт детям небольшую передышку, переключает их внимание, активизирует другие анализаторы. Можно провести логоминутку и в конце занятия, когда основная учебная работа завершена. Ребята с удовольствием «поиграют», даже не задумываясь о том, что от занятия к занятию эти «игровые минутки» служат важной цели в профилактике и коррекции речевых нарушений.
Чтобы добиться максимальных результатов, необходимо придерживаться определённых условий. Во-первых, нельзя затягивать время проведения пятиминуток, т.е. они должны быть краткосрочными. Во-вторых, изучаемый материал должен быть доступный, конкретный, сжатый.
Одним из важных условий является то, что несколько логопедических минуток соответствуют прохождению одной темы, одного задания и корректируют только одну проблему, решая, однако, несколько задач.
Предлагаю использовать логопедические пятиминутки на прогулке, в режимные моменты, в разновозрастных группах.
Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих понятий:
Игра «Мяч передай и слова называй»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый называет обобщающие понятия и бросает мяч первому ребёнку, ребёнок ловит мяч и, передаёт следующему, при этом называет слова, относящиеся к этому понятию.
Овощи (картофель, капуста, помидор, огурец)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:
Игра «Назови ласково»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый называет слово-имя существительное в единственном числе, при этом бросает мяч каждому ребёнку. Ребёнок ловит мяч и возвращает его, называя уменьшительно-ласкательную форму этого слова в единственном числе или в единственном и множественном числе.
Закрепление умений в образовании частей речи множественного числа:
а) образование множественного числа существительного в родительном падеже:
Игра «Один-много»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый бросает мяч, при этом называет слово-Имя существительное в Именительном падеже, единственного числа. Ребёнок ловит мяч и, возвращает его взрослому, при этом называет это слово в измененной форме множественного числа.
Тема «Осень»
Лист - много листьев.
Зонт-….
б) образование множественного числа глаголов, прилагательных и существительных:
Игра « Скажи правильно»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит предложение. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его, строит предложение так, чтобы получилось множественное число.
Наступил весенний день.- Наступили весенние дни.
По дороге идёт девочка.- По дороге идут девочки.
Развитие речи дошкольника, имеющего нарушения в речевом развитии, процесс долгий, требующий от ребёнка концентрации внимания, усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс безболезненным, постепенным помогут логопедические пятиминутки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Игра, как эффективное средство развития речи".
В данном материале освещаются основные направления коррекционной работы с дошкольниками, имеющими диагноз: ОНР. Предлагается перечень игр, направленных на формирование грамматически правил...
Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"
Данный материал содержит практические советы для родителнй по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...
Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....
«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...
Логопедические сказки как эффективное средство развития речи у старших дошкольников
В материале обоснована важность использования логопедических сказок в работе с детьми. Приведены примеры сказок, в которые можно играть с детьми как на занятиях, так и дома....
Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...