Народные промыслы Каргопольская игрушка
методическая разработка
Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.
Глиняные игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Каргопольская игрушка | 747.42 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Тулун 2022
Народные промыслы
Каргопольская игрушка
Рабочая тетрадь для дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.
Глиняные игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.
Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи.
Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью, с наследием мировой культуры.
Сегодня я хочу рассказать вам о каргопольской глиняной игрушке.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими школьниками: учеб.–метод. пособие / под ред.Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 224с., 8с. ил.
- Бурчевский В.Н. Глину не мять – красоты не видать. / В.Н.Бурчевский. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера»», 2017. – 112с.:ил.
- Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет:Детская школа народных ремесел. / В.Н.Бурчевский.– Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2016. – 411с.:ил.
- Каргопольская игрушка : рабочая тетрадь по основам декоративно – прикладного искусства. / Художник – Татьяна Носова. - М.: Мозаика – Синтез, 2017. – 48с.:ил.
- Интернет источники: /http://foto-kartinki.com/kartinky/kartinky/2514/1.jpg
ногами, выбирая при этом попавшие камешки. Глину мяли до тех пор, пока она не делалась тягучей.
Готовые изделия дня два сохли на воронце – полочке под потолком избы. Потом их обжигали в домашних русских печах.
Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем – одиночные фигурки, иногда два – три персонажа, связанных единым сюжетом и каким – то несложным действием.
Самыми распространенными и любимыми детворой на Каргополе были свистульки – утушки.
Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары. Изготовление гончарных изделий давало дополнительные средства к жизни, и лишь попутно они лепили маленькие забавные фигурки. Судить об этих игрушках практически невозможно, так как век их был недолог.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Рабочая тетрадь «Каргопольская игрушка» предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста на занятиях по труду и изобразительному искусству. В рабочей тетради даны некоторые приемы лепки и росписи каргопольских игрушек. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию. Для работы понадобятся: глина или пластилин; стеки; набор гуашевых красок; кисти; банка для воды и салфетка.
Занятие 1. Узоры и орнаменты
Цель. Освоение простейших элементов каргопольской росписи- полосок, дуг и овалов.
В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение, которое теперь уже трудно, а часто и невозможно уловить. Так среди элементов узора часто попадаются круги, кольца, круги с крестом внутри- это древние знаки Солнца, а смыкающиеся скобки и дуги символизируют зерна и пашню- знаки плодородия Земли. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось, и глиняные игрушки- бобки. Глиняная «баба» в старинном наряде являла собой образ мира. Символической была каждая деталь.
Выполнение задания. Дети воспроизводят элементы орнамента рядом с образцами и дорисовывают орнамент на полях правой страницы.
Занятие 2. Знаки Солнца.
Цель. Освоение традиционных каргопольских узоров- солярных знаков.
Солнечные знаки издавна живут в народном изобразительном искусстве. Так круг символизировал дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на весь вольный свет (на четыре «сторонушки») и все времена года зависят от него.
У русских людей некогда представление о солнце в образе красивого юноши, разъезжающего на белом коне- Яриле или по другим источникам Полкан- богатыре. У древних славян долгое время существовал такой обычай: на Ярилин день подбирали молодого и красивого юношу, сажали на белого коня и возили по полям, чтобы лучше рос хлеб. Представление о Яриле- весеннем солнце- роднилось с образом молодого красивого юноши, полного сил и здоровья.
Запечатленный в игрушке образ- отголосок древних представлений о Яриле, о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на груди Полкана огненно- красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.
Выполнение задания. Дети воспроизводят солярные знаки рядом с образцами и расписывают игрушку Полкана.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Каргополь- древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. И в окрестных деревнях издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое–то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.
В каргопольской игрушке образно предается народный быт Русского Севера. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю и растили на ней свой трудный хлеб. А в свободное от сельскохозяйственных работ время - с сентября –октября до весны – садились за гончарный круг. В промысле работали и мужчины, и женщины. Им помогали дети лет восьми – девяти. Глину заготавливали на своих наделах и по первому снегу «волочили» на санках домой. Гончары работали в небольших избах – «зимниках», где и жили.
Просушив на печи глину, складывали её в деревянные корыта, толкли, заливали кипятком, дня два подряд мешали лопаткой, затем выкладывали на пол и начинали мять голыми
КАРГОПОЛЬСКИЕ МАСТЕРА
В XX веке промысел почти угас. Так бы мы ничего о нем не узнали, если бы не жил в деревне Гринёво Иван Васильевич Дружинин (1887 – 1949). Во многом благодаря усилиям этого потомственного гончара в 30 – е годы прошлого столетия промысел возродился. Игрушки попали в различные музеи и до сих пор известны, как «классические» каргопольские игрушки.
Ещё один яркий народный мастер, имя которого нельзя обойти при рассказе о возрождении промысла, - это Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977). Бабушка Ульяна тоже переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. Сохранив до старости детское восприятие, она, как ребенок, радовалась своим игрушкам. В её руках рождались из глины почти живые существа, с которыми старушка в работе разговаривала, пересмеивалась, шутила. Изделия бабушки Ульяны ещё больше «подогрели» интерес к каргопольскому промыслу, и было принято решение об организации гончарной мастерской в самом городе.
Первым руководителем этой творческой мастерской стал Александр Петрович Шевелев (1910 – 1980).
Занятие 3. Как лепят игрушки
Цель. Знакомство с основными принципами лепки каргопольских игрушек.
Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщающая передача образа. Формы предельно упрощены. Иногда степень обобщения доведена до предела: сани сливаются в одно целое так, что получаются сани с головой коня. Игрушки прекрасны еще до того, как мастер берет в руки краски. Именно в лепке прежде всего лежит секрет выразительности каргопольских глиняных статуэток.
Фигурки животных- коня, коровы, оленя- близки между собой по лепке и по росписи. Коня отличают широко расставленные конические столбики ног, крутой изгиб сильной шеи, маленькая голова со стоящими ушками и очень простая роспись.
Выполнение задания. Дети самостоятельно лепят каргопольского коня, согласуя свои действия с этапами работы, приведенные в тетради. Затем, после сушки, расписывают его и по своему усмотрению раскрашивают не расписанные фигурки животных.
Занятие 4. Крестьяне Русского Севера
Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек- фигурками крестьян.
Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, обычно очень деятельны: они несут корзинку или блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки, стирают белье…Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы- бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки- «кадриль» в одну или две пары и стоящий в стороне гармонист.
Во всех фигурках, как правило, очень мало деталей, мастер отмечает лишь самое главное. Так руки у женских фигурок выполнены схематично: полукруглые они прижаты к туловищу и составляют с ним одно целое. Часто руки бывают положены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или взлёты к небу.
Выполнение задания. Дети лепят и расписывают фигурки крестьян.
Занятие 5. Лес, звери и охотники
Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек- оленем, лосем, бараном.
Скульптурки животных, как мы уже говорили, лепятся обычно из единого куска глины. Корову отличает широкая грудь, толстая шея, вытянутая морда и серповидные рожки, а оленя- ветвистые рога с небольшими выступами- отростками, лося- крепкая шея, небольшая голова и пара ветвистых рогов с небольшими ушками. Морда у сохатого чуть вытянута вперед, рот приоткрыт, острым предметом намечены глаза и ноздри.
Олень в старославянской мифологии был олицетворением неба. Культ оленя считается более древним, чем культ коня. Его изображение пекли северяне в своих «козулях», писали на прядках, вышивали, ткали на полотенцах и одежде. Об олене были сложены предания, в которых рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога- «красна золота», и освещает он ими все вокруг.
Выполнение задания. Дети лепят оленя и расписывают фигурки оленей и миниатюру «Охота на тетеревов».
Занятие 6. Сказочный мир Каргополя
Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек- медведями и Полканом.
Характерным для каргопольских игрушек является очеловечивание животных. Медведи и барашки, козлы едут на санях, работают в кузнице. «Хозяюшко леса» медведь весело играет на гармони. «Поляночной, Идет медведь с тальяночкой. Он идет, гармошку рвет, баску песенку поет», пела про него Ульяна Бабкина. А собрались лепить Полкана, она приговаривала: «Полкана-богатыря сделаю. В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги, что у коня-быстрые. А на них золотые копыта».
Выполнение задания. Дети лепят и расписывают фигурки медведя и Полкана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.
Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.Классификация проекта: по составу участников – коллективный проект (групповой)по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края...
Русские народные дидактические игрушки
Русская игрушка – живая ветвь многовекового народного искусства. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и в течении всей ...
«Славен край Нижегородский» номинация: Народные художественные промыслы "Русская народная деревянная игрушка – матрешка."
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской ...
«Русская народная деревянная игрушка – матрешка»
Содержание...
Использование воспитателем народной тряпичной игрушки в работе с детьми с общим недоразвитие речи.
" Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!"...
"Русская народная игра. Игрушка. В гостях у рукодельницы"
Приемы работы по развитию общей и мелкой моторики в рамках проектной деятельности....
Знакомство с народной глиняной игрушкой. Семинар для педагогов.
Подробное описание истории возникновения. игрушек народного творчества,теоретические основы и методика ознакомления дошкольников с народной глиняной игрушкой. Виды народной глиняной игрушки: традиции ...