Народные промыслы Каргопольская игрушка
методическая разработка

Пахоменко Ксения Николаевна

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Каргопольская игрушка747.42 КБ

Предварительный просмотр:

https://1.bp.blogspot.com/-4GygVpRH_r4/VQozMnWLSwI/AAAAAAAAAkU/mmypJ9u-zrc/s1600/kargopoltoys017.jpg

г. Тулун 2022

Народные промыслы

Каргопольская игрушка

Рабочая тетрадь для дошкольников

ВВЕДЕНИЕ


Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи.

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью, с наследием мировой культуры.

Сегодня я хочу рассказать вам о каргопольской глиняной игрушке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими школьниками: учеб.–метод. пособие / под ред.Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 224с., 8с. ил.
  2. Бурчевский В.Н. Глину не мять – красоты не видать. / В.Н.Бурчевский. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера»», 2017. – 112с.:ил.
  3. Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет:Детская школа народных ремесел. / В.Н.Бурчевский.– Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2016. – 411с.:ил.
  4. Каргопольская игрушка : рабочая тетрадь по основам декоративно – прикладного искусства. / Художник – Татьяна Носова. - М.: Мозаика – Синтез, 2017. – 48с.:ил.
  5. Интернет источники: /http://foto-kartinki.com/kartinky/kartinky/2514/1.jpg

ногами, выбирая при этом попавшие камешки. Глину мяли до тех пор, пока она не делалась тягучей.
Готовые изделия дня два сохли на воронце – полочке под потолком избы. Потом их обжигали в домашних русских печах.
Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем – одиночные фигурки, иногда два – три персонажа, связанных единым сюжетом и каким – то несложным действием.
Самыми распространенными и любимыми детворой на Каргополе были свистульки – утушки.
Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары. Изготовление гончарных изделий давало дополнительные средства к жизни, и лишь попутно они лепили маленькие забавные фигурки. Судить об этих игрушках практически невозможно, так как век их был недолог.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рабочая тетрадь «Каргопольская игрушка» предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста на занятиях по труду и изобразительному искусству. В рабочей тетради даны некоторые приемы лепки и росписи каргопольских игрушек. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию. Для работы понадобятся: глина или пластилин; стеки; набор гуашевых красок; кисти; банка для воды и салфетка.

Занятие 1. Узоры и орнаменты

Цель. Освоение простейших элементов каргопольской росписи- полосок, дуг и овалов.

В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение, которое теперь уже трудно, а часто и невозможно уловить. Так среди элементов узора часто попадаются круги, кольца, круги с крестом внутри- это древние знаки Солнца, а смыкающиеся скобки и дуги символизируют зерна и пашню- знаки плодородия Земли. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось, и глиняные игрушки- бобки. Глиняная «баба» в старинном наряде являла собой образ мира. Символической была каждая деталь.

Выполнение задания. Дети воспроизводят элементы орнамента рядом с образцами и дорисовывают орнамент на полях правой страницы.

Занятие 2. Знаки Солнца.

Цель. Освоение традиционных каргопольских узоров- солярных знаков.

Солнечные знаки издавна живут в народном изобразительном искусстве. Так круг символизировал дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на весь вольный свет (на четыре «сторонушки») и все времена года зависят от него.

У русских людей некогда представление о солнце в образе красивого юноши, разъезжающего на белом коне- Яриле или по другим источникам Полкан- богатыре. У древних славян долгое время существовал такой обычай: на Ярилин день подбирали молодого и красивого юношу, сажали на белого коня и возили по полям, чтобы лучше рос хлеб. Представление о Яриле- весеннем солнце- роднилось с образом молодого красивого юноши, полного сил и здоровья.

Запечатленный в игрушке образ- отголосок древних представлений о Яриле, о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на груди Полкана огненно- красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.

Выполнение задания. Дети воспроизводят солярные знаки рядом с образцами и расписывают игрушку Полкана.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Каргополь- древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. И в окрестных деревнях издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое–то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

В каргопольской игрушке образно предается народный быт Русского Севера. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю и растили на ней свой трудный хлеб. А в свободное от сельскохозяйственных работ время - с сентября –октября до весны – садились за гончарный круг. В промысле работали и мужчины, и женщины. Им помогали дети лет восьми – девяти. Глину заготавливали на своих наделах и по первому снегу «волочили» на санках домой. Гончары работали в небольших избах – «зимниках», где и жили.

Просушив на печи глину, складывали её в деревянные корыта, толкли, заливали кипятком, дня два подряд мешали лопаткой, затем выкладывали на пол и начинали мять голыми

КАРГОПОЛЬСКИЕ МАСТЕРА

В XX веке промысел почти угас. Так бы мы ничего о нем не узнали, если бы не жил в деревне Гринёво Иван Васильевич Дружинин (1887 – 1949). Во многом благодаря усилиям этого потомственного гончара в 30 – е годы прошлого столетия промысел возродился. Игрушки попали в различные музеи и до сих пор известны, как «классические» каргопольские игрушки.

Ещё один яркий народный мастер, имя которого нельзя обойти при рассказе о возрождении промысла, - это Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977). Бабушка Ульяна тоже переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. Сохранив до старости детское восприятие, она, как ребенок, радовалась своим игрушкам. В её руках рождались из глины почти живые существа, с которыми старушка в работе разговаривала, пересмеивалась, шутила. Изделия бабушки Ульяны ещё больше «подогрели» интерес к каргопольскому промыслу, и было принято решение об организации гончарной мастерской в самом городе.

Первым руководителем этой творческой мастерской стал Александр Петрович Шевелев (1910 – 1980).

Занятие 3. Как лепят игрушки

Цель. Знакомство с основными принципами лепки каргопольских игрушек.

Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщающая передача образа. Формы предельно упрощены. Иногда степень обобщения доведена до предела: сани сливаются в одно целое так, что получаются сани с головой коня. Игрушки прекрасны еще до того, как мастер берет в руки краски. Именно в лепке прежде всего лежит секрет выразительности каргопольских глиняных статуэток.

Фигурки животных- коня, коровы, оленя- близки между собой по лепке и по росписи. Коня отличают широко расставленные конические столбики ног, крутой изгиб сильной шеи, маленькая голова со стоящими ушками и очень простая роспись.

Выполнение задания. Дети самостоятельно лепят каргопольского коня, согласуя свои действия с этапами работы, приведенные в тетради. Затем, после сушки, расписывают его и по своему усмотрению раскрашивают не расписанные фигурки животных.

Занятие 4. Крестьяне Русского Севера

Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек- фигурками крестьян.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, обычно очень деятельны: они несут корзинку или блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки, стирают белье…Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы- бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки- «кадриль» в одну или две пары и стоящий в стороне гармонист.

Во всех фигурках, как правило, очень мало деталей, мастер отмечает лишь самое главное. Так руки у женских фигурок выполнены схематично: полукруглые они прижаты к туловищу и составляют с ним одно целое. Часто руки бывают положены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или взлёты к небу.

Выполнение задания. Дети лепят и расписывают фигурки крестьян.

https://sun9-30.userapi.com/impg/cr_YbvO4xkG4ADXvR2-frLlW7xU8Q9LisML1ag/7ytj5oxpKBk.jpg?size=800x609&quality=96&sign=1930f2fa416af227360c1e53aab0eaf6&type=album

https://sun9-22.userapi.com/impg/hG6vsgguQqnekRQeH1fIIkqpmn9TbXEQfG_vqw/NQN1Zc7dgA8.jpg?size=720x540&quality=96&sign=a65d3176216ef66ee2f53bd8a46b921a&type=album

Занятие 5. Лес, звери и охотники

Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек- оленем, лосем, бараном.

Скульптурки животных, как мы уже говорили, лепятся обычно из единого куска глины. Корову отличает широкая грудь, толстая шея, вытянутая морда и серповидные рожки, а оленя- ветвистые рога с небольшими выступами- отростками, лося- крепкая шея, небольшая голова и пара ветвистых рогов с небольшими ушками. Морда у сохатого чуть вытянута вперед, рот приоткрыт, острым предметом намечены глаза и ноздри.

Олень в старославянской мифологии был олицетворением неба. Культ оленя считается более древним, чем культ коня. Его изображение пекли северяне в своих «козулях», писали на прядках, вышивали, ткали на полотенцах и одежде. Об олене были сложены предания, в которых рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога- «красна золота», и освещает он ими все вокруг.

Выполнение задания. Дети лепят оленя и расписывают фигурки оленей и миниатюру «Охота на тетеревов».

Занятие 6. Сказочный мир Каргополя

Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек- медведями и Полканом.

Характерным для каргопольских игрушек является очеловечивание животных. Медведи и барашки, козлы едут на санях, работают в кузнице. «Хозяюшко леса» медведь весело играет на гармони. «Поляночной, Идет медведь с тальяночкой. Он идет, гармошку рвет, баску песенку поет», пела про него Ульяна Бабкина. А собрались лепить Полкана, она приговаривала: «Полкана-богатыря сделаю. В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги, что у коня-быстрые. А на них золотые копыта».

Выполнение задания. Дети лепят и расписывают фигурки медведя и Полкана.

https://sun9-36.userapi.com/impg/OUW_dRThZ1WmO840ZyXmYqdJj8lo5sbpCQpRXw/X9Jnkj6bEXU.jpg?size=720x540&quality=96&sign=bc58c9dc20f25303c5535641583db77e&type=album

https://sun9-34.userapi.com/impg/2hvYC6_JRkphDacUYpmh0uPk6fHSGMiu7kqpOg/pBSYQBB03lA.jpg?size=720x540&quality=96&sign=c573a05b1cd651f047721db6a77a3fbb&type=album

https://sun9-77.userapi.com/impg/xh71GWuFFt6Qzwaree0MlDow90Mn9ZRmypJdoA/j16inEemwj8.jpg?size=720x540&quality=96&sign=fec85c9a7a90c9f642f0101367fcf1fc&type=album

https://sun9-50.userapi.com/impg/XPKIQzzPvpKY57kSsRHfb3VxA-10488AygL86Q/UZsR3MUBogs.jpg?size=777x565&quality=96&sign=5d1ee2688f82365c88419c725d7149fe&type=album

https://sun9-2.userapi.com/impg/9FkXzRQNskz2Sk_NRjfI_zbMOO7-W0xWkWpL8A/3mp4Y4SwkjY.jpg?size=800x610&quality=96&sign=b2da544779adca4c3430ffa2248bbcb0&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.

Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.Классификация проекта: по составу участников – коллективный проект (групповой)по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края...

Русские народные дидактические игрушки

Русская игрушка – живая ветвь многовекового народного искусства. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и в течении всей ...

«Славен край Нижегородский» номинация: Народные художественные промыслы "Русская народная деревянная игрушка – матрешка."

     Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской ...

"Русская народная игра. Игрушка. В гостях у рукодельницы"

Приемы работы по развитию общей и мелкой моторики в рамках проектной деятельности....

Знакомство с народной глиняной игрушкой. Семинар для педагогов.

Подробное описание истории возникновения. игрушек народного творчества,теоретические основы и методика ознакомления дошкольников с народной глиняной игрушкой. Виды народной глиняной игрушки: традиции ...