Проект. Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.
материал (младшая группа) на тему

 Людмила Викторовна Ткачева

 

Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.

Классификация проекта:

по составу участников – коллективный проект (групповой)

по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края

по тематике – творческий проект

по срокам реализации – кратковременный проект

Вид проекта:

ролево-игровой

I Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Программное содержание проекта:
Познакомить с самой популярной  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:

* Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.

* Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

* Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

* Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

* Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е.Флерина. 

Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.

Классификация проекта:

по составу участников – коллективный проект (групповой)

по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края

по тематике – творческий проект

по срокам реализации – кратковременный проект

Вид проекта:

ролево-игровой

I Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Программное содержание проекта:
Познакомить с самой популярной  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:

* Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.

* Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

* Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

* Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

* Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение__«Мы веселые матрешки». В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами» (вторая младшая).

2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта: Мир искусства (сарафан для матрёшки), конструирование (построение лестницы для матрёшек), аппликация (матрешка), лепка (угощение для матрешки), математика (дидактические игры), театрализация, физкультурное развлечение.__________

3. Необходимые материалы: выставка игрушек матрешек; плотный картон белого цвета; вырезанные трафареты матрешек; кисти; гуашь; цветная бумага; клей; пластилин;  «строительный материал»; костюм матрешки; цветные карандаши;

4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту

Что мы знаем? - Это игрушка.

Что мы хотим узнать? – Из чего сделана? Как играть?

Как нам найти ответы на наши вопросы? – Можно узнать у мамы или папы. Можно спросить у воспитателя. Можно посмотреть в компьютере.

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) ___________________________

6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта    

 II Актуальность проекта:

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду

    Основные задачи можно сформулировать так:

    1. Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.

    2. Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).

    Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:

    1). Рассматривание и описание детьми матрешек.

    2). Рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах. (Сказка о происхождении)

    3). Составление детьми рассказов с персонажем - матрешкой.

    4). Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

  Работа проходит в несколько этапов:

    а) изучение представлений детей о матрешке (занятие по изодеятельности)

    б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование)

    в) составление сказок и рассказов о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки малышки)

    г) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей (мастер класс для родителей)


Данный метод предполагает реализацию ряда
принципов: это

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашние задания для совместной деятельности с родителями.

Презентация проекта  - книжки-малышки (выход на другие группы), открытое занятие (физкультурное развлечение).

Сроки:  1 месяц (декабрь).

III Основные этапы метода проекта

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Результат:

  1. Участие в проекте 65% семей,  в мастер -  классе «Как играть с Матрешкой»
  2. Заинтересованность детей  темой:  русская народная игрушка «Матрешка», проявление их познавательной активности: вместе с  родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  3. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения,  самостоятельно нарисованные рисунки матрешек.
  4. Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой  игры

          «К нам Матрешки в гости пришли».

  1. Проведение физкультурного досуга «В гостях у матрешки».
  2. Проведение интегрированного занятия «Палочки для мороженного» и др.
  3. Инициативное конструирование детьми  из строительного материала, конструктора домиков для Матрёшек по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
  4. Организация  в детском саду  для детей 1 младшей группы презентации своих книжек – малышек о матрешках.



Предварительный просмотр:

«Заводные игрушки» Утренняя гимнастика с 1 по 15 декабря

  1. ХОДЬБА И БЕГ С ПОСТРОЕНИЯМИ В КОЛОННУ ПО ОДНОМУ И ПО КРУГУ.

Ходьба с корригирующими упражнениями.

II. ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Посмотрите, в магазине        Широко развести руки

Все игрушки на витрине:       в стороны.

Заводные зайчики,             Повороты вправо-влево с

Куколки и мячики,             вытянутыми руками.

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата –

Все на полочках сидят,        Присесть.

С нами поиграть хотят.        Прыжки.

Вот солдатики стоят,          И. п.: стойка смирно.

Начинается парад!

Раз, два, три, четыре, пять – Маршируют.

Начинаем мы шагать.

Вот бегут машины,             Руки перед грудью «крутят

Шуршат своими шинами.         руль». Дробное топанье.

Желтые и красные –

Все такие разные.

Зайчики играют,               Легкие прыжки с хлопками

Лапкой ударяют.               в ладоши.

Медвежонок  взял гармошку,    Имитация игры на гармошке

Поиграть решил немножко,      с пружинкой.

Раз, два! Поворот…            Повороты.

Он танцует и поет.            Сказать: «ыыыыыыы».

Эй, скорее посмотри:          Руки слегка отвести в стороны

Куклы танцевать пошли,        и развернуть ладонями наружу.

Ножки выставляют,             Поочередное выставление ног

В гости приглашают.           на пятку.

Всех красивей паровоз:        Имитация движения паровоза.

Две трубы и сто колес.                      

Ну, а едут в нем игрушки –    Сказать: «ту-туууууу».

Куклы, зайчики, петрушки.

III. СПОКОЙНАЯ ХОДЬБА , УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСТАНОВЛЕНИЕ ДЫХАНИЯ.



Предварительный просмотр:

В какие еще игры можно играть с матрешками? Мастер класс для родителей.
1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
4.  В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.
5. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.
6. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.
7. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.
8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка.
9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.
В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.
И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.



Предварительный просмотр:

Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца

Мрачный доктор

Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца
Далеко-далеко, на Дальнем востоке, на острове, в Стране Корней Солнца жил старик Фукурума. Ходили легенды о его безмерной мудрости и веселом нраве. И, правда, любил Фукурума во всякие истории попадать.
И была у Фукурумы семья: много детей, еще больше внуков, а правнуков и не сосчитать. И все – такие же веселые любители приключений-похождений.
Собрал однажды их Фукурума и говорит:

- Родственники мои дорогие! Надоело мне на этом острове скучать. Отправлюсь-ка я на запад, Страну Ветвей Солнца искать. Ведь если есть Страна Корней Солнца, то почему бы и не быть Стране Ветвей его.
- И нас! И нас возьми! – загалдели родственники.

Да где ж найдешь такой корабль, чтоб вместились они все? Но Фукурума недаром слыл мудрецом. Взял да и проглотил всех родственников сразу и уплыл на маленькой лодочке через Японское море. А когда на берег высадился, пешком пошел. Реки перелетает, горы с помощью своего посоха перепрыгивает, людям советом помогает, детей сказками-рассказками веселит.
Вот пришел он в одну деревеньку. Ну, вы знаете. Тут недалеко: за поворотом направо еще километров семь будет. Там еще жители веселые. Только тогда они гру-у-устные были. Удивился Фукурума: ни войны, ни какой еще беды нет, а жители грустят. Стал он деревню изба за избой обходить. Набрел на избу, где лежал на постели мальчик Ваня. Лежал Ваня, никого не видел, только тихо стонал. А поразила его Печаль-хвороба. Оттого и селяне вокруг ходили грустные.
Обследовал Фукурума Ваню, еще пуще удивился. Вроде и не болен ничем мальчуган, а ему все хуже и хуже. Решил старец с родственниками посоветоваться. И начал их по одному из себя выплевывать. Вот уже и дом полон, а Фукурума все выплевывает. Только когда и во дворе некуда было ступить, остановился старец. Шумят фукурумовы родственники, что куры в курятнике. Испугалась Печаль-хвороба, увидав такую шумную толпу, да и убежала за полярный круг.
Тут Ваня и выздоровел, вскочил с постели, кинулся родителей обнимать, и Фукуруму с родственниками благодарить.
Надо сказать, что кимоно Ваня до тех пор никогда не видел. Чудно ему стало.

- Какие нарядные платья! – воскликнул, - Как на тетке Матрене в большой праздник.

Обратились тогда к Фукуруме родственники:

- Не хотим идти дальше. Нам и тут хорошо. Жители здесь добрые, веселые. Будем им, чем можем, помогать.

Да и Фукурума расхотел искать Страну Ветвей Солнца. Понравились ему места красивые, да люди хорошие. Так и остались они. И народ полюбил их за нрав веселый, беззаботный. И прозвали их в честь ваниной тетки матрешками. Так и живут они среди нас с тех пор, веселье дарят, скуку разгоняют.



Предварительный просмотр:

Загадки о матрёшке.

Яркий сарафанчик,
Расписной платочек,
Прячутся внутри неё
маленькие дочки!
Фартучек в горошек
Кто это? 

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

а всего одна игруша.                                                        

В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшой темница.

Внучка с дочкой, посмотри -

Все у бабушки внутри!  

Какую игрушку вначале пополам ломают,

А потом играют.

Алый шолковый платочек,яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука   в деревянные бока.

А в нутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась не множко, это ружко, это русская …(Матрёшка)                            


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Славен край Нижегородский» номинация: Народные художественные промыслы "Русская народная деревянная игрушка – матрешка."

     Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской ...

Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация проекта   Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания  детей дошкольного возраста»...

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...

ПРОЕКТ Тема: «Русские народные игры» (Долгосрочный), познавательный, физический, речевой, социально-коммуникативный, художественно-эстетический для детей 6-7лет)

Информационная карта проекта.Наименованиепроекта«Русские народные игры»(Долгосрочный), познавательный, физический, речевой, социально-коммуникативный, художественно-эстетический  для ...


 

Комментарии

Михеева Елена Михайловна

Людмила Викторовна!Отличный проект, и материал подобран очень профессионально. Есть чему поучиться! Спасибо!