Программа просвещения: "Как принять своего ребенка с ОВЗ"?
рабочая программа
Данная программа может использоваться как педагогами, так и специалистами. В настоящее время остро стоит проблема с тревожностью родителей, имеющих детей с особенностями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Принять своего ребенка, как?
Актуальность программы просвещения.
В последние годы резко увеличилось количество семей с детьми, страдающими различными заболеваниями: прогрессирующие отклонения общего физического развития, ДЦП, аутизм, умственная отсталость и др. Связано это, прежде всего, с экологическими факторами, нравственной распущенностью современной молодежи, социальной нестабильностью, эффективностью родовспоможения и углубленной диагностикой.
По данным Федерального Реестра Инвалидов (ФРИ), количество детей значительно увеличилось за 5 лет, а именно на апрель 2022 года было зарегистрировано 735 тысяч детей. Согласно данной статистики, количество детей увеличилось на 5,9%. И это лишь те, кто официально оформил инвалидность. Детей с ограниченными возможностями здоровья по данным РОССТАТ на 2022 год – составило около 120 тысяч. Эти цифры подтверждают тот факт, что количество детей с ОВЗ увеличивается с каждым годом, соответственно, все больше семей нуждается в поддержке и в психолого-педагогической помощи.
Одной из задач Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года является поддержка семейного воспитания.
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой, совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.
Появление в семье ребенка с нарушениями в развитии может вызвать такие дисгармоничные проявления у родителей, как депрессия, чувство вины, самообвинение, страхи, повышенная раздражительность, эмоциональная истощаемость и т.д., что негативно так же сказывается на детях.
Помимо, появления в семье ребенка-инвалида, родители сталкиваются и с другими трудностями, такими как: развод родителей, непонимание со стороны бабушек и дедушек, отстранение от друзей и близких. Это так же негативно влияет на эмоциональный фон внутри семьи.
Поэтому таким родителям необходима психолого-педагогическая помощь и поддержка, а так же необходимость в просвещении.
Нормативно-правовая база:
- Статья 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано понятие «инвалид» - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Для детей (лица в возрасте до 18 лет) устанавливается специальная категория «ребенок-инвалид».
- ст. 2 ФЗ-273. Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- ст. 79 ФЗ-273. К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие.
- «Конвенция о правах ребѐнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребѐнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».
- В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) СК РФ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».
- Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Получение образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Цель программы.
Создание оптимальных условий для развития благоприятного и гармоничного фона внутри семьи, имеющих ребенка с ОВЗ.
Задачи:
- Развитие психолого-педагогических компетенций родителей (законных представителей) в области детской психологии и педагогики.
- Формирование гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми с ОВЗ.
- Формирование активной социальной позиции у родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями.
- Формирование адекватной самооценки у родителей по отношению к себе и к своему ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемый результат.
- Повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей.
- Создание гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми с ОВЗ.
- Создание адекватной самооценки у родителей.
- Улучшение внутрисемейных отношений и взаимопонимания между членами семьи.
- Создание активной социальной позиции у родителей с детьми с ОВЗ.
Тематический план.
Тема занятия | Цель | Упражнения | Количество занятий | Ожидаемый результат | |
1. | «Что я чувствую?» | 1.Формировать представление родителей о своих чувствах и ощущениях. 2.Научить родителей говорить об этих чувствах открыто. 3.Научить выстраивать свои личные границы |
| 8 | 1. Родители научились говорить о своих чувствах друг другу, ребенку, своим родным и близким. 2. Родители научились выстраивать границы и уделять себе время. |
2. | Как выстраивать взаимоотношения с ребенком? | 1. Формировать представление родителей об особенностях детей. 2. Научить родителей принимать активность в воспитании детей и развивать у детей самостоятельности. 3. Научить родителей играть с ребенком, учитывая его особенности. 4. Научить родителей замечать и отмечать маленькие «победы и неудачи». 5. Формировать представление родителей о сепарации. |
| 8 | 1. Сформировалось адекватное представление родителей об их ребенке и его нарушении 2. Родители стали принимать активное участие в жизни ребенка 3. Сформировалось представление у родителей о важности игры с ребенком 4. Сформировалось представление у родителей о сепарации и важности давать ребенку больше самостоятельности. |
3. | Как выстраивать отношения с миром? | 1. Формировать представления родителей о способах саморазвития 2. Формировать представление родителей о важности коммуникации с другими родителями, имеющих ребенка с ОВЗ | «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера. | 8 | 1. Сформировалось представление у родителей о разных способах саморазвития и центрах для родителей с детьми ОВЗ |
4. | Как работать с механизмами защиты и отрицания? | 1. Формировать представление родителей об эмоциональном выгорании 2. Научить работать со своими страхами 3. Развивать чувство доверия к себе и своему ребенку |
| 8 | 1. Улучшился эмоциональный фон родителей 2. Сформировалось чувство доверия к себе и своему ребенку, а так же к окружающему миру. |
Рекомендации для родителей.
Принять своего ребенка, как?
- Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
- Необходимо признаться в том, что есть чувство вины. Понять, зачем оно вам? Понять, в чем ваша вина есть, а в чем ее нет? Ловить себя на том, что чувствуете себя виноватым, анализировать, в какой момент это чувство возникает, в чем оно вам помогает, а чем мешает. Родителям, каждый раз, когда они ощущают чувство вины, необходимо задать себе вопрос: «Если я сейчас буду переживать, винить себя, мучиться, кому от этого будет хорошо? Почему я испытываю вину? На что это чувство мне указывает? Что я могу извлечь полезного из этого опыта (ситуации)?». Но при этом не зачем переживать внутри чувство вины, заниматься самоедством и самобичеванием. Если вы привыкли постоянно мысленно винить себя, всегда останавливайте этот бессмысленный, вредный, внутренний диалог. Учитесь видеть и пользу, а не только внешние обстоятельства и неприятность. То есть, самое главное при работе с чувством вины, это признать вину (если вы действительно виноваты) и исправить (компенсировать) ошибку, а не оправдать себя.
- Выстраивайте личное пространство.
Это очень важно уделять себе время, побыть одному. Найдите себе увлечение или занятие по душе – то, которое будет ВАМ доставлять удовольствие.
- Трезво оценивайте свои ресурсы.
Выстраивайте границы, старайтесь говорить о том, что для вас важно и чего хотите вы. Не доводите себя до эмоционального истощения, до чувства, когда хочется «все бросить».
- Найдите родителей у которых есть детки с ОВЗ. Опыт других семей позволит вам научиться жить по новым правилам. Вы поймете, что вы не одиноки, что жизнь продолжается. И научитесь справляться со всеми трудностями.
- Не замыкайтесь в себе. Делитесь со своими близкими успехами ребенка и его проблемами. Не скрывайте от них свои чувства. Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
- Понять, что все совершают ошибки. Чувства злости, вины, стыда и другие негативные эмоции – это нормально для каждого человека. Ищите внутри себя гармонию, только через поиск и принятия себя самого и любви к себе – можно помочь не только себе самому, но и вашему ребенку.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
«Нет безвыходных ситуаций, нет закрытых путей, которые были бы скрыты от человека».
Помогая себе самому – вы сможете помочь не только своим близким, справится с их эмоциями и чувством вины, но и тем, кто попал в такую же ситуацию.
Избавившись от чувства вины и принятия ее – каждый человек открывает для себя новую дверь в жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями детей с ОВЗ. Как понять и принять своего ребенка
В данной презентации дано описание типов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, также факторов, влияющих на риск эмоционального выгорания родителей,Даны характеристики стадий принятия....

Принять своего ребенка таким, какой он есть
Консультация для родителей о принятии своего ребенка со всеми его особенностями...

"Апробация "Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих ДОО"
Материал подробно раскрывает мероприятия, которые были проведены с семьями воспитанников в МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" в процессе апробирования "Программы просвещения родителей&q...

программа просвещения для родителей "Мы вместе"
Данная программа направлена на психолого – педагогическое просвещение родителей и на повешение психолого – педагогической и методической компетенции родителей....

Консультация для родителей «Как понять и принять своего ребенка»
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...
Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях ин...

Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Программа представляет из себя документ, определяющий содержание просвещения родителей воспитанников педагогами дошкольного образования....