программа просвещения для родителей "Мы вместе"
материал

Камодина Ольга Ивановна

Данная программа направлена на психолого – педагогическое просвещение родителей и на повешение психолого – педагогической и методической  компетенции родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prosvetiteldeyatel_nost.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85 комбинированного вида»

Программа педагогического

просвещения родителей

«Мы вместе»

Камодиной Ольги Ивановны

воспитателя МДОУ

«Детский сад № 85 комбинированного в

Пояснительная записка

Направленность

Данная программа направлена на психолого – педагогическое просвещение родителей и на повешение психолого – педагогической и методической  компетенции родителей.

Новизна.

Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье. Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку тесно взаимодействовать друг с другом.

Актуальность.

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольной разновозрастной группы всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института - семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. «Очень важно родителям рассказать и объяснить те возможности, которые предоставляет государство по поддержке семьи. Это первая задача просветительской программы. Многие родители не знают, какая работа и какие есть возможности для поддержки многодетных семей и в целом для поддержки семьи: и льготы, и выплаты, и различные программы» сказал министр Минобразования С.Кравцов.

Педагогическая целесообразность

В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности - это более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании».

В основе разработанной нами программы по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

Задачи:

- обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;

- способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);

- знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;

- приобщать родителей к активному участию в воспитательно -образовательном процессе и обогащению развивающей предметно- пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей;

- привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;

- создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

Срок реализации программы: 1 год

Ожидаемые результаты.

Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:

- создана прочная система взаимодействия дошкольной группы с семьей, установлено единство с педагогами дошкольной группы в воспитании, обучении и развитии детей;

- сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;

- сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательнообразовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе дошкольной группы;

- родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;

- улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.

План работы с родителями

Месяц

Формы работы

Задачи

Сентябрь

  • Родительское собрание по вопросу профилактики алкоголизма, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с участием работников правоохранительных органов, учреждений здравоохранения в образовательных организациях в рамках месячника по безопасности детей в Ульяновской области
  • Буклеты для родителей «Какие меры поддержки оказывает государство семьям с детьми

Педагогическое просвещение родителей.

Информировать родителей о мерах поддержки государства для семей с детьми.

Октябрь

  • Консультация        «Грипп.        Меры

профилактики.        Симптомы

данного заболевания»

  • Осенний праздник для детей и родителей
  • Круглый        стол        «Воспитание

девочек        и        мальчиков        в

современной семье»

  • Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?»
  • Совместное        посещение        с

родителями и детьми библиотеки

Педагогическое просвещение родителей.

Способствовать        вовлечению        родителей        в

педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников.

Способствовать реализации в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.

Распространять        педагогических        знаний        среди

родителей.

Способствовать сплочению родителей, детей и педагогов; объединить усилия для развития и воспитания детей.

Ноябрь

  • Коллаж ко Дню матери «Мама- главное слово»
  • Консультация        «Как        провести

выходной день с ребёнком?»

  • Семинар - практикум «Семья глазами ребенка»
  • Стендовая        информация

«Семейное        чтение»,        «Роль

художественной литературы в развитии речи детей».

  • Выставка «Книги, которые мы читаем дома»

Демонстрировать уважительное отношение детского сада к семейным ценностям. Воспитывать любовь к матери.

Способствовать проведению полезного семейного досуга.

Распространять педагогические знания среди родителей.

Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей.

Педагогическое просвещение родителей.

Способствовать        вовлечению        родителей        в

педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников.

Декабрь

■ Родительская гостиная «Мир» по теме «Рекомендации родителям по оказанию помощи ребенку в кризисных ситуациях»

  • Папка-передвижка «Лексическая тема «Зима». Домашнее задание»
  • Консультация        «Безопасный

Новый год»

  • «Дни        добрых        дел»        -

изготовление совместно с детьми кормушек для птиц

  • Мастер-класс        «Развивающие

игры блоки Дъеныша»

  • Новогодний утренник
  • Конкурс на лучшее украшение для новогодней ёлки.

Помочь родителям в воспитании детей в кризисных ситуациях

Распространять педагогических знаний среди родителей, способствовать речевому развитию детей.

Способствовать формированию ОБЖ дошкольников. Побуждать родителей к активному участию в воспитательно-образовательной деятельности.

Научить родителей изготавливать развивающие игры своими руками.

Способствовать        вовлечению        родителей        в

педагогический процесс.

Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы.

Январь

  • Буклет        «Рекомендации

родителям        по        укреплению

здоровья детей»

  • Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье».
  • Круглый        стол «Укрепление        и

сохранение        здоровья

дошкольников».

  • Семейная фотовыставка: «В здоровом теле, здоровый дух»

Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей.

Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

Формировать        у родителей        представление        о

здоровом        образе        жизни,        привить        навыки

осознанного        выполнения        правил

здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей.

Содействовать        укреплению        связей        между

родителями, детьми и детским садом.

Февраль

  • Родительское собрание: «Особенности речевого развития у детей старшего возраста»
  • Мастер-класс «Обучение рассказыванию детей по мнемотаблицам»
  • Видеоролик «Ах, как весело зимой»
  • Стендовая информация «Речевые игры с ребёнком по дороге из детского сада»
  • Анкетирование «Какова роль отца в семье?»
  • Фотогазета «Мой папа смелый, ловкий!»
  • Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой»

Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Практическая помощь родителям.

Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду,        вызывать интерес к воспитательно

образовательному процессу.

Вооружить        родителей        практическими

инструментами по развитию речи детей.

Выявить роль отца в семейном воспитании.

Формировать понимание роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада.

Март

  • Выставка        детских        работ

«Портрет моей мамы»

  • Стенгазета «Мамин помощник»
  • Совместная        проектная

деятельность родителей «Огород на окне»

  • Опрос «Семейные традиции»
  • Родительская        гостиная

«Семейные традиции»

  • Праздник, посвященный 8 марта

Укреплять взаимодействие семьи и детского сада, воспитание любви и уважения детей к маме.

Привлекать к совместной деятельности родителей и детей,        побуждать родителей к создания

предметно-развивающей среды в группе.

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Способствовать обмену положительным опытом семейного воспитания, традициями.

Показывать достижения детей в художественноэстетической        деятельности.        Способствовать

вовлечению родителей в педагогический процесс.

Апрель

  • Консультация        для        родителей

«Как организовать предметноразвивающую среду в семье».

  • Папка-передвижка «Береги себя» (ОБЖ: о чем можно побеседовать с ребенком)
  • Конкурс        совместного детско-

родительского        творчества        на

тему «Космос»

Содействовать созданию единого воспитательного пространства в семье и детском саду.

Формировать        педагогическую        компетентность

родителей.

Продолжать        внедрять        в        практику

семейного воспитания форм и методов работы по творческому        взаимодействию        взрослого        с

ребенком.

Май

Итоговое родительское собрание по теме: «Вот и стали мы на год взрослее»        с        просмотром

презентации

Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей.

Формы подведения итогов.

  1. Итоговое анкетирование родителей.
  2. Круглый стол «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» с целью подведения итогов работы за год.

Список литературы:

1.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).

2.Федеральный закон от 31.07.2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020г. №2945-р (об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года).

5.Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида».

7.Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2001

8.Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006

9.Деркунская, В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2016.

10.Шаршова Н. Сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка / Н. Шаршова // Работа с родителями. – 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""

Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой  формы р...

ПРОГРАММА взаимодействия с семьёй «Вместе весело шагать»

Программа рассчитана на работу с родителями детей  2-3-х лет, проходящих период адаптации к детскому саду....

Рабочая программа Музыкального руководителя по реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Танцуем вместе»

Танцы в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности пред...

Проект по просвещению родителей: «Главное - ВМЕСТЕ»

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитатель...

Программа просвещения: "Как принять своего ребенка с ОВЗ"?

Данная программа может использоваться как педагогами, так и специалистами. В настоящее время остро стоит проблема с тревожностью родителей, имеющих детей с особенностями в развитии....

"Апробация "Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих ДОО"

Материал подробно раскрывает мероприятия, которые были проведены с семьями воспитанников в МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" в процессе апробирования "Программы просвещения родителей&q...

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста

Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях ин...