Работа с родителями детей с ОВЗ. Как понять и принять своего ребенка
консультация по психологии
В данной презентации дано описание типов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, также факторов, влияющих на риск эмоционального выгорания родителей,
Даны характеристики стадий принятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ponyat_i_prinyat_svoego_rebenka.pptx | 867.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГБДОУ №8 комбинированного вида Группы ТНР (3) Группа слабослышашие дети Группа ЗПР Группы со сложным дефектом (2) - Группы общеразвивающие (3)
Основные направления работы педагога-психолога : Диагностическая работа Групповая коррекционно-развивающая работа Индивидуальная работа с детьми Консультирование родителей (групповые и индивидуальные) Консультирование педагогов
Принятие — психологический термин, означающий признание реальности как она есть, в частности, принятие субъектом своего тела, черт характера, способностей как они есть, принятие особенностей других людей. Стадии принятия неизбежного были разработаны американским психологом Элизабет Кюблер -Росс: 1) отрицание 2) гнев 3) торг или сделка 4) депрессия 5) принятие.
На стадии отрицания у родителей наблюдается «психологическая глухота». Они ждут «волшебной таблетки» или чудо-специалиста, который сможет вывести их ребенка на результат. В стадии гнева попадают родители, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, как физическом, так и интеллектуальном плане. Гнев в равной степени может доставаться, как специалисту, так и ребёнку. В стадии «сделки», характерен следующий посыл: договориться, как с Богом (Вселенной и другими высшими силами) «Господи, помоги моему ребёнку, а я буду помогать больным и т.д.», так и со специалистом «Помогите/ вылечите/ сделайте моего ребёнка нормальным, я вас озолочу/ отблагодарю/ расскажу всем, какой вы классный специалист».
В стадии депрессии , когда ребёнку ничего не помогло и заболевание осталось (начало прогрессировать), родители «опускают руки» и возможны ситуации развода. Родители, находящиеся на одной из вышеперечисленных стадий, очень трудно идут на взаимодействие с педагогами, и, тем самым, усложняют коррекционную работу.
Почему важна поддержка семьи с детьми с ОВЗ? Во-первых, семья — важнейшая социальная среда для развития ребёнка. От благополучия семейной системы во многом зависит развитие ребёнка. Обстановка в семье напрямую влияет на его состояние. Во-вторых, родители, воспитывающие детей с особенностями развития, испытывают еще большую психоэмоциональную нагрузку и чаще подвержены стрессовым факторам, как внутренним, так и внешним. В-третьих, коррекция эмоциональной сферы родителей является приоритетным направлением поддержки семьи и влияет на состояние детей в силу специфики детско-родительских взаимоотношений . Чем спокойнее и увереннее родители, тем спокойнее и увереннее дети.
Родители авторитарного типа. Им характерна активная жизненная позиция, они во всем стремятся руководствоваться своими собственными убеждениями.. Такие родители имеют устойчивое желание найти выход из создавшегося положения, справиться с проблемами и облегчить положение ребенка. Их усилия направлены на преодоление возникающих преград. Эти родители стремятся решать проблему в целом. Их цель: оздоровление, обучение и социальная адаптация ребенка. Однако такие родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не понимая его реальных возможностей , они склонны не замечать особенности развития своих детей. Они считают, что специалисты предъявляют к их ребенку завышенные требования.. Авторитарные родители склонны излишне опекать своих детей. Они часто не учитывают реальные интересы и потребности своих детей, т.к. привыкли прислушиваться только к своему собственному мнению. Исследования говорят о наличии трех типов родителей детей с ОВЗ .
2 . Родители невротического типа Этому типу родителей присуща пассивная позиция, они склонны фиксироваться на отсутствии выхода из создавшегося положения. Самих себя подобные родители оправдывают тем, что у них нет указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать. Как и авторитарные родители, они бывают склонны к чрезмерной опеке. Часто непоследовательны во взаимоотношениях с ребенком, у них отсутствует необходимая требовательность, они склонны идти на уступки ребенку. Вследствие этого у них часто возникают трудности в вопросах послушания ребенка. Они склонны избегать трудных жизненных ситуаций и решений . По отношению к ребенку они демонстрируют повышенную тревожность. Подобная тревожность может передаваться ребенку, становясь причиной формирования у него невротических черт характера. Жизнь воспринимается ими как несчастливая, загубленная рождением ребенка с ОВЗ. Матери подобного типа ощущают себя не сумевшими реализоваться в семье и в профессии. Будущее ребенка представляется им бесперспективным и трагическим.
3. Родители психосоматического типа У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первого, так и второго типа. Им свойственны более частые смены эмоциональных состояний: то радость, то депрессия. У некоторых из них хорошо заметна тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но они не устраивают скандалов и в большинстве случаев ведут себя корректно. Проблемы с ребенком, часто скрываемые от посторонних, переживаются ими изнутри. Такой тип реагирования на проблемы становится причиной расстройства здоровья и психики, возникающего как психосоматические нарушения. Матери подобного типа могут все свое время посвящать ребенку, максимально напрягая и изнуряя себя. Этим родителям свойственно жалеть ребенка и чрезмерно опекать. Т акже как и родители авторитарного типа, стремятся найти для своего ребенка лучших специалистов. В ряде случаев они сами становятся таковыми, активно участвуют в деятельности ДОУ , получают профессиональное образование, меняя профессию в соответствии с нуждами их ребенка.
Эмоциональное выгорание родителей Мы привыкли к тому, что с эмоциональным выгоранием чаще всего сталкиваются работники социальных профессий ( учителя, педагоги). Оказывается, эмоциональному выгоранию подвержены и родители. Р одители, воспитывающие детей с ОВЗ, относятся к группе с высоким риском эмоционального выгорания, т.к. длительно находятся в ситуации стресса.
Ф акторы, влияющие на родителей и повышающие риск выгорания Внешние: -Так сложилось, что люди с особенностями развития были всегда изолированы. Н е было информации о том, как жить с такими людьми. - Мифологизация. В обществе давно было принято считать, что родители детей с ОВЗ когда-то в чем-то провинились, и такой «тяжелый крест» дан им в наказание. -Смещение нормы к идеалу. Вокруг происходит пропаганда идеальной счастливой семьи. Ч асто родители винят себя в том, что обнаруживают какие-то отклонения в развитии у своих детей. - Жизнь в режиме подвига. Миф о том, что женщина должна быть сильной и вынести все испытания на своих плечах. - Неопределенность будущего
Внутренние Симбиотическая связь родителя и ребенка. Особые дети требуют намного больше опеки и внимания. Порой это тормозит его развитие. Мало надежд на улучшение. Общее утомление Когда в семье рождается ребенок с особенностями, уровень переживания настолько высок, что специалисты даже сравнивают его с тем, который обычно испытывают родители, потерявшие ребенка. Одиночество как привычка. Если у родителей нет среды единомышленников, им тяжело справляться с проблемами.
Цели и задачи организации психологической поддержки родителей в ДОУ Опыт положительного социального принятия, уважения, причастности к группе единомышленников (возможность побыть со «своими»)через ненасильственное общение (через работу ведущего). Ресурс через переживание успешности, социальности, через выход из роли мамы, через приятные сенсорные ощущения, вызвать ощущение удовлетворения, радости. Переживание в безопасной обстановке встречи со своими внутренними проблемами, получение опыта их успешного решения, позитив и практическая польза психотерапевтической работы. Установка «внутри так всё тяжело, что лучше это не трогать» трансформируется в другую: «психотерапия — это не страшно, это интересно, это помогает мне, я чувствую себя лучше, мне проще строить отношения со своим ребенком».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Дети на дороге"Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения...
Работа с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка. Работе с родителями ...
Нетрадиционная форма работы с родителями. Круглый стол Тема: «Слова любви к своему ребенку».
Познакомить родителей с формами проявления любви к своему ребёнку; обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение. Заострить внимание на положительных моментах во...
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Как научить своего ребенка безопасному поведению?»
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Как научить своего ребенка безопасному поведению?» Цель: формировать у родителей представление о способах обучения безо...
Программа просвещения: "Как принять своего ребенка с ОВЗ"?
Данная программа может использоваться как педагогами, так и специалистами. В настоящее время остро стоит проблема с тревожностью родителей, имеющих детей с особенностями в развитии....
Принять своего ребенка таким, какой он есть
Консультация для родителей о принятии своего ребенка со всеми его особенностями...
Консультация для родителей «Как понять и принять своего ребенка»
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...