Консультация "Развитие словообразования у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Формирование словообразования у старших дошкольников - важная ззадача логопедической работы. Развитие и совершенствование основных способов образования слов позволяет им успешно овладеть системой языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slovobrazovaniya_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_docx.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: учитель – логопед
Андреева Ирина Анатольевна,
Развитие словообразования у детей старшего дошкольного возраста
Овладение способами словообразования – один из главных показателей нормального речевого развития. Словообразование рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка, механизм создания производных слов. Формирование словообразования у старших дошкольников – важная задача логопедической работы. Развитие и совершенствование основных способов образования слов позволяет им успешно овладеть системой языка и пользоваться ими.
Словообразование – образование новых слов из исходных, определенными способами (доступными для дошкольника) и является частью лексико-грамматического строя речи в русском языке.
Как и вся грамматика, словообразование усваивается в социуме и только по подражанию. При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребенка спонтанно, как результат активного использования уже полученного им речевого опыта (образцов окружающей речи) и развивающего самоконтроля.
Умение использовать разные способы словообразования – один из важнейших показателей речевой готовности ребенка к школе. Существуют несколько способов словообразования, но старшие дошкольники пользуются в основном морфологическим (добавление к исходной части окончания, приставки, суффикса), а при достаточной практике – слиянием двух основ или слов и переходом одной части речи в другую.
Развитие словообразования представляет собой сложный постепенный многоуровневый процесс. Он начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в школьном.
При обследовании речи у старших дошкольников отмечается неуверенность в словообразовании. Поэтому в детском саду ведется целенаправленная работа педагогов и родителей по развитию данного умения, помогающая детям практически «услышать» приемы словообразования и впоследствии научиться ими пользоваться.
Игры, направленные на развитие и совершенствование словообразования
«Назови ласково»
Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
гриб-грибочек, кровать -…., чашка - ….., стол-…, корзина-…. и т.д.
«Гномик»
Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
жил гномик. Он был очень маленький, поэтому у него была не голова, а головка. А как же мы скажем про другие части тела?
Нос- носик, уши-…, руки - …, ноги -…., плечи -…, локти-…, палец - …,б щека-…, лоб-…, глаз-…, колено-, голова -.., спина -….
«Малыши»
Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Назовите детенышей животных: у волка – волчонок, у медведя-…, у зайца-…, у лисы-.., у лося-….., у белки-…, у кошки-…., у утки- …. и т.д.
«Что из чего»
Цель: образование относительных прилагательных
Книга из бумаги – бумажная, сок из винограда – сок какой?...., стол из дерева- …,ваза из стекла - …., ложка из серебра -…, кружка из глины - …, подушка из пуха -…, сапоги из резины – сапоги (какие?)…. и т.д.
«Чьи хвосты»
Цель: образование притяжательных прилагательных
Про хвостики
Во дворе сидели гости,
Каждый взял с собою хвостик.
Каждый хвостиком вертел
И похвастаться хотел.
Первый хвостик был винтом,
Перепачканный притом,
У того , кто падал в грязь
И похрюкивал, смеясь. Чей хвост?
У второй, рогатой гостьи
Длинной, кисточкою хвостик.
Хоть рисуй, а хоть пиши
Хочешь просто помаши. Чей хвост?
Третий хвостик полосатый,
А хозяин - плутоватый.
Утром возле колбасы
Он облизывал усы. Чей хвост?
Вот четвертый хвост красивый,
А его хозяйка с гривой
Любит по полю бежать
И при этом громко ржать. Чей хвост?
Пятый хвостик-как шнурок,
А хозяйке невдомек,
Что за ней следит прохвост,
Полосатый хитрый хвост. Чей хвост?
А шестой прекрасный хвостик
Изогнулся, словно мостик,
Он как радуга, цветистый,
А хозяин – голосистый. Чей хвост?
Задрожал седьмой хвостишка.
До чего же он трусишка!
Спрятан хвостик под лопух
У того, кто длинноух. Чей хвост?
Симпатичный хвост восьмой
Не пускал чужих домой,
Но своих готов принять
И по-дружески вилять. Чей хвост?
Маловат девятый хвост,
Пухом-перьями оброс.
То он бегает в саду,
То он плавает в пруду. Чей хвост?
Хвост коротенький десятый,
А хозяин бородатый.
Не забыл он до сих пор,
Как вчера бодал забор. Чей хвост?
Во дворе сидели гости,
Каждый взял с собою хвостик.
Чьи тут собраны хвосты?
Я не знаю, ну а ты?
(Кристина Стрельникова)
«Назови профессию»
Цель: образование существительных с помощью суффикса –щик.
Кто носит багаж? - носильщик
Кто сваривает трубы? – сварщик
Кто вставляет стекла? – стекольщик
Кто работает на кране? – крановщик
Кто чинит часы? – часовщик
Кто точит ножи? – точильщик
Кто кроит платье? – закройщик
Кто кладет камни? – каменщик
Литература:
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
Козырева Т.Д. «Игры на развитие словообразования для старших дошкольников», журнал «Логопед»№ 9/ 2015 г., стр. 49
Стрельникова Кристина «Про хвостики», г.Екатеринбург, ООО Издательский дом «Литур»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план коррекционно-логопедической работы по формированию словообразования для детей старшего дошкольного возраста с ОНР - III ур.р.р.
Разработанный план будет полезен логопедам, воспитателям....
Перспективный план коррекционно-логопедической работы по формированию словообразования для детей старшего дошкольного возраста с ОНР - III ур.р.р.
Разработанный план будет полезен логопедам, воспитателям....
Особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство...
Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...
Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста»
В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они осв...
Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...
Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии
Разработанные тесты для определения степени сформированности грамматических форм словоизменения и непосредственно комплекс упражнений по формированию навыка словообразования является непосредств...