Перспективный план коррекционно-логопедической работы по формированию словообразования для детей старшего дошкольного возраста с ОНР - III ур.р.р.
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Разработанный план будет полезен логопедам, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_korrektsionno.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план коррекционно-логопедической работы по формированию словообразования

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР-III ур. р. р.

I период обучения (III, IV недели сентября – октябрь).

Выявление наиболее общих правил словообразования на основе ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников.

Лексическая тема

Родственные слова

Приёмы работы.

Виды игр и упражнений

«Помещение детского сада»

Двор

дворник

метла

метёт

подметает

ключ

ключник.

И/у «Какое слово длиннее?» Логопед выкладывает перед ребенком предметные картинки: двор, дворник и просит назвать их. Затем логопед уточняет с помощью вопросов семантику слов «двор», «дворник» (что такое двор? Что делает дворник?). Таким образом устанавливается семантическая общность сравниваемых слов. Далее логопед предлагает ребенку послушать общность сравниваемых слов. Далее логопед предлагает ребенку послушать слова и сказать, какое слово длиннее «двор» или «дворник». С целью закрепления предлагаемых слов короткое, затем длинное. В случае затруднения возможно утрированное произнесение сопоставляемых слов (двор - дворник).

«Овощи»

огород

огородник

огурец

картофель

картофельное

морковь

морковный

копать

перекопать

выкопать

1. И/у «Какое слово длиннее?»

2. Графическое обозначение.

Логопед предлагает ребенку назвать две предметные картинки, например, «огород» - «огородники». Затем с помощью вопросов уточняется значение слов, их семантическая общность. Логопед просит ребенка назвать длинное слово. Оно обозначается длинной полоской. Ребенок называет короткое слово и обозначает его короткой полоской.

«Фрукты»

дача

дачник

сад

садовник

яблоко

яблочный

срезать

порезать

обрезать

1. И/у «Какое слово длиннее?»

2. Графическое обозначение.

«Осень. Деревья»

гриб

грибник

грибной

лист

лиственный

листопад

осина

осиновый

подосиновик

дуб

дубовый

берёза

березняк

берёзовый

подберёзовик

1. И/у «Какое слово длиннее?»

2. Графическое конструирование.

Логопед предлагает ребенку назвать и обозначить полосками – маркерами 2 предметные картинки, например, «гриб», «грибник» (картинка «гриб» обозначается короткой полоской, «грибник» - длинной). Затем логопед выясняет у ребенка, похожи ли эти слова по звучанию? (похожи). Логопед объясняет ребенку, что слова похожи, потому что в них есть одинаковый (по звучанию) кусочек (интонационно выделяется корневая часть слова). Затем логопед вместе с ребенком произносят эти слова сопряжено. Уточняется, какой кусочек слова звучит похоже - в начале или в конце слова? («в начале слова»). Логопед вместе с ребенком заштриховывает полоски: короткую полоску – целиком, длинную – только начало полоски, проговаривают: «Закрашиваем кусочек слова, который звучит похоже».

«Одежда. Обувь»

сапог

сапожник

ремонт

ремонтировать

обувь

обуваться

осень

осенняя

резина

резиновая

кожа

кожаная

1. Графическое конструирование.

2. Лото «Выбери из двух»:

Логопед предлагает ребенку одну большую карточку, разделенную на две части. В левой половине карточки дается какое-либо изображение (например, сапожник). Ребенок называет изображение, уточняется значение слова. Затем логопед выкладывает перед ребенком 2 предметные картинки (например, ботинок и сапог). Ребенок называет изображения. Задание: выбрать из двух картинок ту, которая схожа по звучанию с названием картинки на карточке, положить эту картинку в правой части карточки: сапожник - сапог.

«Посуда»

хлеб

хлебница

конфета

конфетница

сахар

сахарница

суп

супница

салат

салатница

соус

соусник

молоко

молочник

1. Лото «Выбери из двух».

2. И/у «Сделай как было».

Логопед предлагает ребенку контурные изображения: хлеб, хлебница, салфетка, салфетница. Логопед называет слова и просит ребенка парами выкладывать соответствующие картинки. Затем ребенок закрывает

глаза, а логопед нарушает порядок в парных картинках. Логопед просит ребенка исправить ошибку, восстановив пары изображений. Далее ребенок выкладывает под картинками полоски, маркируя короткие и длинные слова, и объясняет свои действия. Приблизительный ответ ребенка: «Салфетка лежит в салфетнице». Первое слово короткое, а последнее длинное.

После того как ребенок обозначил все слова полосками, логопед просит его закрывать глаза и говорит: «Налетел ветер, спутал картинки и полоски. Разложи все по местам».

Ребенок не просто раскладывает картинки и полоски в парном порядке, но и сопровождает свои действия речью: «К картинке «хлеб» положу картинку «хлебница». «Хлеб» - говорю коротко, значит, кладу короткую полоску, «Хлебница» - говорю длинно, значит, кладу длинную полоску».

3. И/у «Найди слово»:

Логопед предлагает ребенку послушать небольшой текст. При этом дается установка на поиск в тексте и запоминание слов, похожих по звучанию:

«Учила Аня куклу: кушай аккуратно. Возьми салфетку из салфетницы и после еды вытри рот».

После прочтения текста логопед уточняет, какие слова звучали похоже. Просит назвать их и подобрать соответствующие картинки. Ребенок поясняет почему названные слова звучат похоже, какой именно кусочек в словах похож (первый или последний), подбирает соответствующие полоски со штриховкой.

II период обучения (ноябрь – I неделя декабря)

Формирование навыка образования производных слов.

«Лес. Дикие животные»

лисичка

лисенок

лисята

мышь

мышка

мышонок

мышата

мышиная

заяц

зайчонок

заячья

барсук

барсучья

медведь

медвежонок

медвежья

1. Знакомство с понятием «родственные слова» - выделение родственных слов из контекста к слову лес:

Лесная сказка.

Давным-давно люди потеряли слово лес, потеряли его, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились ростки-слова: лесовик, лесник, лесной. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родственники. И назвали люди такие слова родственными. (Логопед еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов).

2. Подбор по вопросам родственных слов к слову мышь:

-у мыши детеныш – мышонок (мышата);

-вся их семья – мышиная;

-назовите мышь ласково – мышка.

Аналогичная работа проводится со словом

лиса, медведь, волк, заяц и т.д.

3. И/у «Найди общую часть родственных слов»:

-лиса, лисичка, лисята, лисья;

-мышка, мышь, мышата, мышиная;

«Перелётные птицы»

журавль

журавлёнок

журавлята

журавлиха

журавлиная

журавушка

утка

утёнок

утята

утиная

уточка

1. Подбор по вопросам родственных слов к слову журавль:

-у журавля ребёнок – журавлёнок (журавлята);

-вся их семья – журавлиная;

-назовите журавля ласково – журавушка.

Аналогичная работа проводится со словами

утка, гусь, лебедь и т.д.

2. И/у «Найди общую часть родственных слов»:

-журавль, журавлёнок, журавушка;

-лиса, лисёнок, лисята, лисья;

«Домашние животные»

конь

конюх

конюшня

конница

корова

коровник

свинья

свинарник

1.И/у «Найди лишнее слово» (выбор неродственного слова):

На доску выставляются картинки: конь,

конюх, конюшня, конница, жеребёнок. Анализируя значение слов, логопед помогает детям выбрать неродственное слово.

2. И/у «Найди общую часть родственных слов»:

- конюх, конюшня, конница

«Части тела»

рука – рукав, ручной, ручка.

глаз – глазик, глазной, глазок; нога – ножка, подножка, ножной. 

1. Подбор родственных слов к слову рука по вопросам:

- у человека рука, а у двери – ручка;

-работа, выполненная руками, - ручная;

-часть одежды, покрывающая руку, - рукав.

2. выделение родственных слов из ряда близких по звучанию:

- ручной, круг, вокруг, друг, рукав.

«Зима»

снег, снегурочка, снежки, снежинки, снеговик, снежок, снежная; зима – зимний, зимовать, зимующие.

1.        Выделение родственных слов из контекста к слову зима:

Наступила холодная зима. Люди надели теплую зимнюю одежду. Перелетные птицы улетели зимовать на юг. Остались только зимующие.

2.        Подбор родственных слов по вопросам к слову зима:

Проводится беседа по картине «Зима». Посмотрите на картину. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит ... (снег). Назовите снег ласково ... (снежок). Дети лепят из снега ... (снеговика). А как сказать о горке, сделанной из снега? ... (снежная). Какие же слова-родственники мы подобрали к слову снег?

III период обучения (II неделя декабря – февраль)

Закрепление навыков осознанного образования производных слов.

«Зима».

зима

зимушка

зимний

зимовать

зимующие

зимовка

озимые

снег

снежок

снежинка

снежная

снеговик

снегирь

снегурочка

снегопад

подснежник

снегоход

мороз

морозец

морозить

морозный

заморозки.

1.Выделение родственных слов из контекста ( к слову зима):

Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелётные птицы. Зимующие перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залёг на зимовку в берлогу. В тёмную зимнюю шубку оделись белка и заяц. До весны по снег спрятались озимые. А дети радостно встречают зимушку-зиму.

2.Подбор родственных слов:

- назовите снег ласково – снежок;

- пушинка снега – снежинка;

 как сказать о горке из снега – снежная;

- кого лепят из снега – снеговика;

- героиня сказки, растаявшая под лучами весеннего солнца – снегурочка;

3. Найди общую часть родственных слов:

зима – зимушка, зимовать, зимующие, зимний;

снег – снеговик, снегурочка, снегопад, снегоход;

мороз – морозец, морозить, морозный, заморозки.

4.Объясни, почему так называется: снегопад, подснежник, снегоход.

5.Выделение, запоминание, воспроизведение родственных слов к слову мороз из ряда слов, близких по смыслу:

-снеговик, зимний, снегирь, зимовать, морозец, снегурочка;

-Дед Мороз, снегопад, озимые, метель, морозный, снежок;

-зимушка, заморозки, морозить, снежинки, заснеженный.

«Квартира. Мебель».

стол

столешница

столовый

столоваться, столик

настольная

кровать

кроватка

прикроватный

кресло

креслице.

1.Подбор родственных слов по вопросам:

- назовите стол ласково – столик;

- как называется лампа, которая стоит на столе - настольная;

 - как называют стол, который стоит на кухне - кухонный.

2. Лото «Выбери из двух».

Ребёнку предлагается одна большая карточка, разделённая на две части. В левой половине карточки даётся какое-нибудь изображение (например, столик). Ребёнок называет изображение, уточняется значение слова. Затем перед ребёнком выкладывается 2 предметные картинки (например, стол и стул). Ребёнок называет изображения. Задание: выбрать из двух картинок ту, которая схожа по звучанию с названием картинки на карточке, положить эту картинку в правой части карточки: столик - стол.

3.И/у «Сделай как было»

Перед ребёнком выкладываются контурные изображения: диван – диванчик, стул – стульчик. Логопед называет слова и просит ребёнка парами выкладывать соответствующие картинки. Затем ребёнок закрывает глаза, а логопед нарушает порядок в парных картинках. Ребёнок исправляет ошибку, восстанавливая пары изображений. Далее ребёнок выкладывает под картинками полосками, маркируя короткие и длинные слова, и объясняет свои действия. Найдите общую часть родственных слов

«Продукты питания».

хлеб, хлебница, хлебушек, хлебный, хлебороб, хлебопек, хлебозавод; конфета, конфетница, конфетный; сахар, сахарница, сахарный, сахарок; мука, мукомол, мучной.

1.Подбор родственных слов к слову хлеб:

- назовите хлеб ласково;

- крошки хлеба – хлебные;

- квас из хлеба – хлебный;

- посуда для хлеба – хлебница;

-человек, который выращивает хлеб – хлебороб;

- прибор для резанья хлеба – хлеборезка.

2.Найди общую часть родственных слов: хлебушек, хлебный, хлебница, хлебозавод.

3. Объясни, почему так называется: хлебопёк, хлеборезка, хлебозавод.

4. Выделение, запоминание и воспроизведение родственных слов к слову хлеб из ряда:

- хлебушек, булочная, хлебница, батон;

- печка, хлебопёк, печенье, запечь.

«Новый год»

ель, ёлочка, ёлка, еловая, ёлочная, ельник, сосна, сосновый, сосенка, лес, лесок, лесной, подлесок, перелесок, лесовод.

1. Подбор родственных слов к слову по вопросам:

- какими словами можно назвать ель ласково – елочка;

- шишка ели – еловая;

- игрушка на ёлке – ёлочная;

лес, в котором растут ели – еловый, ельник.

2.Припоминание родственных слов к словам лес, зима, снег, мороз

«Игрушки. Зимние забавы»

игрушка, игрушечка, игрушечный; кукла, куколка, кукольный; мяч, мячик, лыжи, лыжные, лыжник; сани, саночки, саночник, хоккей, хоккеист; коньки, конькобежец;

1.Графическое конструирование.

2. Лото «Выбери из двух».

3. Образование признаков от предмета:

-у куклы платье – кукольное;

- маленькая кукла – куколка;

- мяч из резины – резиновый;

4. Выделение родственных слов из ряда.

5.Назвать общую часть родственных слов:

- лыжи, лыжные, лыжная, лыжник;

-сани, саночки, саночник, санный;

- хоккей, хоккеист, хоккейный.

6. Д/и «Почему так назвали?»

-конькобежец, фигурист, хоккеист, саночник, лыжник.

«Зимняя одежда. Обувь. Головные уборы. Ателье».

шапка, шапочка, шуба, шубка, мех, меховой, портной, портниха, портняжьи; кроить, закройщица, иголка, игольница.

1.Образование прилагательных от существительных:

- халат из шёлка – шёлковый;

- шуба из меха – меховая;

- шапка из шерсти – шерстяная;

- одежда для зимы – зимняя;

2. И/у «Кто что делает?»

-закройщица кроит, швея шьёт, вязальщица вяжет.

3. Припоминание родственных слов к словам мех, кожа, ситец, лён, хлопок.

«Профессии. Почта».

почта, почтальон, почтовый телефон, телефонист, телеграф, телеграфист, телеграфистка.

1.Составление цепочки родственных слов по опорным картинкам:

логопед ставит картинку с изображением почты (в значении «учреждение») и произносит слово «почта».

следующие картинки дети называют сами: почтовый ящик, почтовая марка, почтальон, почта.

2.Д\и «Образуй новое слово»:

телефон – телефонист, телеграф – телеграфист, телеграфистка.

3. Лото «Выбери из двух».

«Транспорт. Профессии на транспорте»

водитель, водит; трактор, тракторист, тракторный; такси, таксист, таксопарк.

1.Подбор родственных слов по вопросам:

- остановка для автобуса – автобусная;

- транспорт, который передвигается по воздуху - воздушный;

- маленький корабль – кораблик;

- парус из брезента – брезентовый.

2. Подбери родственные слова: машина, корабль, велосипед.

3. Объяснить значение слов: бензовоз, самолёт, паровоз, водовоз, молоковоз.

«Инструменты. Профессии на стройке».

камень, каменный, каменщик;

штукатурка, штукатурить, штукатур, кран, крановщик, плотник, плотничать;

рубит, срубил, перерубил; пила, пилит, перепилил.

1.И/у «Закончи предложение»

- штукатур (штукатурит) стены.

- на кране работает (крановщик).

- бетон перемешивает (бетономешалка).

2. «Найди общую часть».

- камень, каменщик, каменный;

- штукатур, штукатурит, штукатурка;

- пила, пилит, перепилил;

3. Подбор родственных слов.

«День защитника Отечества. Военные профессии»

летать, лётное, лётчик, взлетел, полетел; защищать, защитник; танк, танкист, танкетка, танковые.

1.И/у «Кто служит в армии»

- на танке служит – танкист;

- в артиллерии – артиллерист;

-в ракетных войсках – ракетчик;

2. Найди самое короткое слово:

- танк, танкист, танковые;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по здоровьесберегающей деятельности с участниками образовательного процесса (дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители)

Перспекивный план по формированию основ здорового образа жизни и основ дезовасности со всеми участниками образовательного процесса (дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители)...

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

Перспективный план кружка русской народной куклы «Забавный лоскуток» для детей старшего дошкольного возраста

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её...

Перспективный план кружка русской народной куклы «Забавный лоскуток» для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план  кружкарусской народной куклы«Забавный лоскуток»для детей старшего дошкольного возраста  Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь ве...

Город Звуков. Конспект коррекционного логопедического занятия по фонетико-фонематическому восприятию для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Город звуков».Цель: развивать творческое воображение, зрительное и слуховое восприятие, внимание, как основу для совершенствования фонетико-фонематического восприятия ребёнка...