Родительский пример - основа воспитания
консультация (средняя группа)
Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи.
Воспитание ребенка в семье начинается прежде всего с нравственно- культурной атмосферы его близких, с тех добрых отношений, которые существуют между членами семьи.
Ребенок буквально живет и дышит этой атмосферой. В спокойной, доброжелательной домашней атмосфере вырастают обычно психически здоровые, спокойные дети.
В свою очередь, чтобы добиться постоянного вежливого и доброжелательного духа семьи, каждый папа и каждая мама должны быть людьми высокой культуры. Невозможно воспитать мужественного, благородного, честного, умеющего постоять за самого себя и за своих близких сына, если перед его глазами не будет достойного папы, дедушки или старшего брата. И в тоже время под надзором ленивой, несобранной, неаккуратной неумехи-мамы едва вырастет аккуратная и трудолюбивая рукодельница-дочь.
Свои привычки, интересы, стиль своего поведения, свое отношение к труду, и к окружающим его людям ребенок лепит со взрослых. Дети особенно наблюдательны, у них исключительная память при неосознанно- интуитивном желании всегда и во всем походить на взрослых. Уже в 3-4 года мальчики и девочки прекрасно замечают: всегда ли помогает папа снять пальто с пришедшей домой бабушки, как тщательно мама приводит в порядок детскую комнату. Ребенок видит, как торопится по вечерам мама, стараясь приготовить ужин, постирать, погладить. И как папа в это же время читает газету или "болеет" перед телевизором.
И десятки привычных нам и потому давным - давно не замечаемых нами мелких домашних событий маленький ребенок каждодневно, каждочасно наматывает себе на ус, вбирает своей цепкой памятью. И таким образом сам того не сознавая, воспитывается-учится на постоянных взрослых примерах.
Вольным или невольным воспитателем маленького ребенка являются все взрослые люди, с которыми ему приходится общаться в раннем детстве. Однако, естественно, что сильнее влияют на его привычки и только что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди- члены его семьи.
В этом случае огромное счастье для ребенка, особенно для мальчика, когда один из таких близких, любящих его людей- отец.
О роли мамы в воспитании детей сказано много. И столько же можно повторить, что ребенку для его здорового и нормального развития совершенно необходимы материнская терпеливая ласка, нежность, внимание, любовь.
И все-таки, говоря о воспитании смелости, мужества в маленьком мальчике приоритетная роль отдается отцу. Очевидно, бесспорно и подтверждено многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в "нежном " возрасте самый близкий и понятный для них мужчина-отец.
Быть папой- дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Вот почему отец не имеет права перекладывать все проблемы воспитания детей на женские плечи, обедняя таким образом и собственную свою душу, и душу своего ребенка.
Воспитание детей в такой же степени мужское (отцовское) дело, в какой и женское(материнское). Потому, когда мы утверждаем, что всякое воспитание прежде всего начинается с обязательного самовоспитания воспитателя - мы, конечно же утверждаем этим и отцовскую ответственность перед ребенком. Тем более перед сыном, мальчиком, для которого, особенно в раннем возрасте, отец-идеал мужества. Именно папа своим поведением, добрым - внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в маленьком мальчике чувство мужской ответственности перед любимыми женщинами, желание их защищать, помогать им. Поведение маленького сына - чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения. Вот почему папам необходимо быть честными, благородными и вежливыми людьми. Они не имеют права забывать того, что они- сильная половина рода человеческого. Если мальчик видит достойное поведение своего отца по отношению к женщине, помогает ей, активно участвует в жизни семьи, то и сыновья рано начинают приобщатся к работе по дому, стараясь как можно больше походить на отца. Очень полезно для мальчика, когда у него - помимо общих, каждодневных дел и обязанностей -есть общее с папой "мужское" дело или увлечение. Каждое такое дело постепенно приучает маленького сына к труду, к терпению, к чувству собственной своей причастности к большому - взрослому миру людей.
Влияние папы на дочь тоже достаточно велико. Умный, серьезный, добрый и умелый папа долгие годы, всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все-таки роль матери в воспитании дочки беспредельно велика. Так дочери, естественно, в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении дому, и семье, к близким прежде всего равняются на собственную мать. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна быть человеком чрезвычайно требовательной к себе: вежливой, требовательной, аккуратной, опрятной, женственной. Именно мама должна терпеливо и умело приучать маленькую дочку к обязанностям по дому. У мамы (так же как и у папы и сына) в семье должны быть свои, "женские " дела. С взрослением дочери эти заботы станут более серьезными. Но уже привыкшая к домашнему труду девочка будет исполнять их радостно и охотно.
Таким образом, любое действие взрослого, любой родительский поступок должен иметь глубокую воспитательную направленность.
Достойны глубокого уважения те из родителей, которые бережно относятся к природе, доброжелательно- к окружающим людям, с любовью и вниманием к своим близким. Это значит -их дети впитают эти качества. Конечно же в воспитании детей взрослые не должны забывать о наших верных помощниках- о литературе и искусстве вообще. Родителям нужно как можно чаще читать книги совместно с ребенком, обсуждать ее содержание, оценивать поступки главных героев. Тогда поведение любимого положительного героя очень скоро станет мерилом " правильного, хорошего" поведения ребенка. Он будет стараться подражать своему книжному любимцу. Таким же воспитательным уроком могут стать просмотренные детские фильмы совместно с родителем или детского спектакля. Опять-таки родители должны обратить внимание на поведение положительных и отрицательных героев. И обогатить конечный результат их поведения.
Таким образом, в повседневной, обычной жизни на каждом шагу встречаются возможности для воспитания ребенка. Нужно только научится видеть эти возможности и пользоваться ими, а главное, конечно, никогда не забывать, что основной пример для детского подражания - это мы сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский авторитет - основа воспитания ребенка.
Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию консультацию: "Родительский авторитет и родительская любовь - основа воспитания ребенка"...
Консультация для родителей «Родительская любовь — основа воспитания ребенка»
Консультация для родителей«Родительская любовь — основа воспитания ребенка»...
Буклет "Родительский пример в воспитании ребенка"
Родительский пример – один из самых важных аспектов в воспитании ребенка. В процессе воспитания детей мы влияем на их развитие, подавая собственный пример, который является заразительным для них...
публикация в сборнике " Александр Невский: Запад и Восток историческая память народа"- Духовно- нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольника, на примере исторических героев.
Современный мир насыщен большим количеством информации. Агрессивная информационная среда предъявляет свои требования к образованию дошкольников: предприимчивость, коммуникативност...
Родительский пример, как аспект воспитания
В популярной литературе по психологии часто можно найти словосочетание - пример для подражания. Обычно оно употребляется в контексте воспитания детей и подростков. Многие взрослые считают это вы...
статья «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. Образованию отводит...
Родительский авторитет - родительская любовь - основа воспитания ребенка
Разумная родительская любовь поможет ребёнку относиться к себе как к личности, которая формируется, по словам А.С. Макаренко, « общим тоном семьи»...