Доклад к родительскому собранию "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)

Клаптюх Ирина Леонидовна

Данный материал поможет при подготовке родительского собрания на тему"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_roditelskomu_sobraniyu.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к родительскому собранию «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

                                                                             
Профессиональная ориентация –  это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям взрослых.

Одна из основных задач дошкольного образования — формирование поло-жительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Согласно Постановления Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. «Об утвер-ждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» профессиональная ориента-ция входит в компетенцию дошкольного уровня образования.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели фор-мирования положительного отношения к труду

Ранняя профориентация призвана :

— дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

— сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

— предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог ана-лизировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являют-ся:

— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

— профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Рассмотрим вопрос ранней профориентации в дошкольном образовании.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и спо-собностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выбо-ре профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможно-стям.

Как правило, профориентация начинается в старших классах школы. И, к сожалению, не каждый ребенок успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является перво-начальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в дет-ском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в ра-ботах выдающихся педагогов прошлого: К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, Н. Е. Веракса и Т. С. Комаровой, Т. И. Бабаевой и А. Г. Гигоберидзе.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер.

Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания: словесный, наглядный;практический; игровой.

На практике все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий:

Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.

Технология исследовательской деятельности.

Детям старшего дошкольного возраста наиболее интересны опыты (экспе-риментирование) и коллекционирование (классификационная работа).

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

Именно игра является фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В играх дошкольники отражают содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, актера, спортсмена, летчика и др.).

 Технология интегрированного обучения.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями вос-питанников.

5. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моде-лирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно вос-создать в условиях детского сада.

- мультимедийные презентации;

- виртуальные экскурсии.

Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду является оснащение РППС:

- система студий (творческих мастерских) : «Строители» (архитектор, плотник и т. д.)«Ателье» (швея, модельер и т. д.)«Изостудия» (художник, скульптор, «Музыкальная школа» (инструменталисты, певцы);

- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профес-сиями;

- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с те-мой «Профессии»;

- материалы для сюжетно-ролевых игры

Из этого следует

основной целью «ранней профориентации» является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Как отмечал всемирно известный воспитатель, педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко «Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Кем быть: профориентация детей дошкольного возраста.»

Мотивация родителей   к решению проблемы профориентации детей дошкольного возраста, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей....

Родительское собрание «Кем быть — профориентация детей дошкольного возраста»

Родительское собрание «Кем быть — профориентация детей дошкольного возраста» Форма проведения: педагогическая  гостиная.Ход.Добрый вечер, уважаемые родители!...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

доклад на педсовет по ранней профориентации детей дошкольного возраста, автор Андрияшина Валентина Васильевна, педагог дополнительного образования

Ранняя профориентация призвана:– дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;– сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профе...

доклад по долгосрочному проекту по профориентации детей дошкольного возраста

Отчет о проделанной работе по профориентации в подготовительной к школе группе...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Трудовое воспитание и ранняя профориентация детей дошкольного возраста.»

Основы трудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольн...