Доклад на педагогическом совете на тему: «Трудовое воспитание и ранняя профориентация детей дошкольного возраста.»
материал
Основы трудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольников и взрослых. В нашем детском саду я уделяю много внимания организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Теремок»
Доклад
на педагогическом совете на тему:
«Трудовое воспитание и ранняя профориентация
детей дошкольного возраста.»
Подготовила: воспитатель
Черезова Е.П.
Тонкино
2023
Труд - основное условие всей
человеческой жизни – и при том,
в такой степени, что мы в
известном смысле должны,
сказать: ТРУД создал самого
человека» Ф.Энгельс
Для успешности в обществе необходимо уметь трудиться. К сожалению, этот навык не заложен в человеке от природы, поэтому нуждается в формировании.
Основы трудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольников и взрослых. В нашем детском саду я уделяю много внимания организации индивидуального и совместного труда детей: с детьми организовываю развивающую предметно-пространственную среду, которая соответствует основным отличиям трудового воспитания в разных возрастных группах.
Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему.
Начиная с детского сада, я учу детей обращаться с простейшими инструментами, изучать свойства различных материалов, приобретать навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживать за цветами, помогать накрывать на стол, убирать на своё место игрушки.
Дома дети помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Родители должны осознать, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул.
Ранняя профориентация в настоящее время является важным направлением работы в нашем детском саду.
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. .
К выбору своей будущей профессии я помогаю ребенку узнать и изучить
кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, прежде всего, с профессиями, связанными в родном посёлке, требованиями, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе.
Алгоритм ознакомления с профессией составила из следующих моментов:
- название профессии,
- место работы,
- материал для труда,
- форменная одежда,
- орудия труда,
- трудовые действия,
- личностные качества,
- результат труда,
- польза труда для общества.
Система знаний о труде взрослых предполагаю познакомиться с трудовыми процессами, а именно:
- цель и мотив труда,
- предмет (материал)
- орудия труда (трудовое оборудование, инструменты),
- трудовые действия,
- промежуточные результаты труда,
- итоговый результат труда.
Организовываю с детьми циклы игровых упражнений.
- Беседа на тему «Кем быть?».
- Рассматривания тематического словаря «Профессии», «Современные профессии».
- Беседы «Работа моих родителей», «Профессия папы и мамы».
- Беседы с разрешением проблемных ситуаций,
- Чтение художественной литературы о профессиях и труде взрослых с использованием медиатехнологий
- «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского,
- «Федорино горе» К. Чуковского,
- Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»;
- Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Шоферы», «Летчики», «Любимые профессии»,
- Дидактические игры «Кто где работает», «Кто это знает и умеет», «Кто что делает?», «Кому это нужно», «Исправь ошибку»,
- игры-викторины и многие другие.
В рамках взаимодействия с родителями планирую организовать:
- создание анкеты данных о профессиях родителей, бабушек и дедушек по данной теме,
- проводятся совместные мероприятия детей и родителей: развлечения «В мире профессий», «Чья профессия нужней, интересней и важней»;
- экскурсии в социальные учреждения и предприятия, где трудятся мамы и папы (опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии),
- Практикуется оформление и постоянное обновление информационного блока «Профессии моих родителей», которые учат наших воспитанников гордиться профессией родителей;
- совместное пополнение атрибутов для организации сюжетно - ролевых и театрализованных игр с профориентационной тематикой;
- собрания видеоматериалов: «Профессии», «Предприятия родного поселка.
Вопросы ранней профориентации планирую рассмотреть на родительских собраниях;
- совместная образовательная деятельность с активным участием родителей,
- оформляются папки – передвижки для родителей «Что рассказывать детям о профессиях»;
- выставки детских работ по ИЗО деятельности: «Моя любимая профессия», «Профессии моих родителей», «Ремесла на Руси».
- Реализация самоиздание мини-книг «Все профессии нужны, все профессии важны» родителей и воспитанников старших групп, где родители рассказывают о своих профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, делают подборку стихов и песен о профессии.
Очень важно выстроить рефлексивную деятельность (изобразительную, речевую, игровую), направить представление детей, полученных в результате ознакомления с профессиями в таких видах детской активности, как :
- сюжетное рисование после проведенных наблюдений, экскурсий;
- конструирование,
- лепка,
- аппликация орудий труда, инструментов, оборудования;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- составление рассказов из опыта иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в детские книжки;
- выстраивание макетов предприятий после серии экскурсий,
- конкурсы рисунков и фотографий;
- КВН с детьми и родителями «Моя будущая профессия» и т. д.
Перспектива на будущее:
- совершенствования профориентационной работы в детском саду с использованием современных педагогических технологий (ИКТ-технологий,
- экскурсии по организациям посёлка
- создания предметно-развивающей среды, способствующей освоению знаний о профессиях
- открытие в детском саду различных центров, где дети будут не только знакомиться с профессиями, но и постигать азы мастерства: «Кулинария», «Центр строительства», «Центр природы и естествознания»
- организации работы мини-музеев или уголков профориентации и трудового воспитания, где проводятся циклы познавательных занятий.
- развлечения, встречи с родителями, с наличием наглядных пособий, атрибутов для игр в профессии, рабочих инструментов и форм разных специальностей.
Вывод:
Подробно рассмотреть содержание профориентационной работы дошкольного возраста отметить, что «профессиональная ориентация» - это многогранная проблема, которую необходимо решать сейчас.
«Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни», отмечал А.С. Макаренко.
"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"
К. Ушинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
Педагогический советна тему: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте...
Доклад на педагогическом совете.«Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» 20.01.2020г.
laquo;Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» 20.01.2020г....
Выступление на тему: «Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подро...
Презентация к семинару-практикуму по теме "Методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Ярмарка профессий...
Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»
В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....