Консультация для родителей «Развиваем слуховое внимание ребёнка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Работа по развитию слухового внимания начинается с воспитания неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира. Гуляя с ребёнком, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудит машина, лает собака, каркает ворона, шуршат листья. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льётся вода из крана, звонит телефон и т. д. Попросите малыша определить тот или иной звук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_sluhovoe_vnimanie_detey.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развиваем слуховое внимание ребёнка»
Подготовила
учитель – логопед:
Фролова Г.И.
Это важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат ваших детей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. Работа по развитию слухового внимания начинается с воспитания неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира. Гуляя с ребёнком, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудит машина, лает собака, каркает ворона, шуршат листья. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льётся вода из крана, звонит телефон и т. д. Попросите малыша определить тот или иной звук.
Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки. Подарите своему ребёнку музыкальные игрушки: гармошку, барабан, колокольчик, металлофон, бубен, дудочку, свистульку – они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате. Играя со звучащими игрушками, ребёнок учится различать звуки: долгие и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие. Он может передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.
Также для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребёнку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего. Эти действия резко сменяются по команде. Малыш должен быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение и не проиграть.
Можно поиграть в игру «Солнце и дождик». Когда светит солнышко, ребёнок гуляет по комнате. А услышав команду – дождик, ребёнок должен скорее идти в дом.
Дети любят отгадывать загадки. В младшем возрасте им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и формирование полноценного фонематического слуха, так как ребёнку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения. Для этого поиграйте в игру «Доскажи словечко»:
Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (Лиса).
Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это …(белка).
Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка» и т. д.
Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата. Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребёнка к экспрессивной речи, а при её появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, звукопроизношения.
Вот несколько игр, способствующих развитию слухового внимания, которые можно провести в домашней обстановке с ребёнком.
Игра №1 «Где позвонили?»
Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребёнку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комнаты. Ребёнок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь малыш, а вы угадываете направление звука.
Игра №2 «Скажи, что ты слышишь?»
Ребёнку предлагается закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал: щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих, вой ветра, лай собаки. Можно устроить соревнования между детьми и взрослыми или между маленькими друзьями: «Кто же услышит больше звуков?». Игру очень хорошо проводить на прогулке.
Игра №3 «Продавец и покупатель» или «На кухне»
Для этой игры потребуются жестяные коробочки. Вначале две, затем больше. Содержимое – различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробочке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой коробочке он находиться.
Коробочки не открываются, а просто встряхиваются. Находясь с ребёнком на кухне, дайте ему послушать, как звучат при встряхивании в коробочках разные крупы.
Игра №4 «Найди игрушку»
Ребёнок отворачивается, взрослый прячет игрушку, малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!
Игра №5 «Петух, наседка и цыплята»
Папа – петух, мама – наседка, ребёнок – цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз должен пропищать цыпленок. 3 постукивания – пи-пи-пи. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда?
Игра №6 «Жмурки с колокольчиком»
Водящему завязывают глаза. Ребёнок с колокольчиком звонит. Водящий должен дотронуться до него.
Игра №7 «Жмурки с голосом»
Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнаёт, кого именно поймал он.
Игра №8 «Узнай по голосу»
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шума: перелистывает книгу, рвёт или мнёт лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют звук предмета.
Игра №9 «Солнце или дождик?»
Взрослый берёт погремушку: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляете, а я буду весело звенеть в погремушку. Если начнётся дождик, я буду не звенеть, а громко стучать в погремушку. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз – два, раз – два, начинается игра!».
Игра №10 «Кто это?»
Взрослый держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы остальные играющие не видели, какую именно он вытянул.
Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Играющие угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом – картинкой.
Поиграйте с ребёнком в эти игры
или игры, которые ВЫ придумаете сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"
Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"содержит речевые игры и упражнения и памятку для родителей....
Консультация для родителей "Развиваем речевое дыхание с ребёнком"
В данном материале представлена информация о развитии дыхания у ребенка в домашних условиях....
Консультация для родителей "Развиваем чувство юмора у ребёнка"
Почему важно шутить с детьми и надо ли делать это вообще?...
Консультация для родителей «Развиваем межполушарное взаимодействие у ребёнка»
Консультация для родителей «Развиваем межполушарное взаимодействие у ребёнка»Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, цело...
Консультация для родителей: "Развиваем память и внимание дошкольника 6-7 лет дома"
Данная консультация поможет родителям развивать память и внимание дошкольника дома....
Консультация для родителей "Развиваем зрительное, слуховое внимание и память с помощью игр"
Внимание и память играют важную роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.Для развития этих процессов, нужна систематическая работа по развитию внимания и памяти. С помощью игр с детьми,...
Консультация для родителей: «Развиваем память и внимание»
Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, ...
- Мне нравится (2)