Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"
статья по теме

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"

содержит речевые игры и упражнения и памятку для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем красивую устную речь ребёнка

Дорогие взрослые!

Успех в современном обществе приходит, в первую очередь, к тому, кто хорошо говорит. Имеется в виду не только богатое содержание речевого сообщения, но и его достойное «исполнение». Четкое произнесение слов (хорошая дикция) и их звучание, верно поставленное ударение и выдержанная пауза помогают донести смысл сказанного до слушателя красиво и без искажений.

Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к филологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.

Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов предложение. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе. На каком уровне он это усвоит - в значительной степени зависит от взрослых. Замечено, в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Развитие речи ребенка тесно связано с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах  и явлениях, читая ему хорошие стихи, рассказы, сказки, беседуя с ним на разные бытовые темы, вы будете расширять не только его кругозор, но и способствовать скорейшему овладению правильной речью. Правильная речь невозможна без «чистого» произношения всех звуков родного языка.

В чем же состоят задачи развития речи детей?      Это:

- произношение всех звуков не только изолировано, но и в речи;

- умение говорить, владея всеми средствами выразительности;

- поизносить слова и предложения в разном темпе, с различной силой голоса;

- владеть культурой общения (смотреть в глаза говорящему, не прерывать других, использовать в речи «волшебные слова» - здравствуйте, пожалуйста, и т. п.).

Давай поговорим…

Всегда следует помнить, что работа по развитию речи детей должна вестись комплексно – в единстве всех речевых задач. Если мы все внимание обращаем на исправление недостатков произношения звука, например Р, то при этом не должны упускать и другие трудности.

Часто бывает так, что ребенок не может овладеть хорошей дикцией, его речь при этом невнятна, малопонятна и не выразительна. Какие же найти средства формирования хорошей речи – нескучные, доступные, эффективные? На помощь могут прийти наши русские скороговорки.

Роль скороговорок как речевого материала велика, и справедлива мысль о том, что «скороговорки – этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка». Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой по объему материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего, насыщенный одинаковыми звуками.

Постарайтесь придать занятиям игровой характер. Посоревнуйтесь, кто быстрее и четче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом «говорящий» будет показывать только артикуляцию, как в немом кино.

Логопедические упражнения будут способствовать улучшению дикции вашего ребенка, приучат быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков, помогут устранить нечеткое произношение, словно «с кашей во рту». Можно проговорить скороговорку сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко.

Достаточно трудно скороговорку проговорить быстро, не утратив четкости произношения. Возникают ошибки, оговорки, нелепицы, что воспринимается как забавное недоразумение. Веселая обстановка (особенно, если разок-другой ошибется взрослый), заинтересованное отношение родителей побуждает ребенка еще и еще раз поработать над звуками. По завершении работы устройте конкурс на «лучшего скороговорщика».

Речевые игры и упражнения.

Устная речь детей старшего дошкольного возраста часто не отличается от речи взрослых. Но, не смотря на то, что ребенок имеет достаточный лексический запас, он еще не может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), и употребляют их не по значению. В речи детей встречаются еще и грамматические ошибки, чаще всего ребенок неправильно употребляет окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (много стеклов). В работе над исправлением данных нарушений помогут речевые игры и упражнения.

При неправильном употреблении существительных множественного числа в родительном падеже поупражняйте ребенка следующим образом. Взрослый произносит фразу: «У меня есть груша». Ребенок ставит существительное во множественном числе: «У меня много груш».

Вы можете предложить ребенку игру – образовывать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли , а потом…» - «Закрыли»; «Самолет улетел, а потом…» - «Прилетел»; (сел – встал; купил – продал; потерял – нашел; надел - снял и др.).

Дети с удовольствием заканчивают фразу, начатую взрослым. Взрослый говорит: «Пошла бабушка в магазин и купила…». Ребенок перечисляет, что именно купила бабушка. Усложняя задание, можно предложить называть только фрукты (сливу, яблоки, груши, персики). Спросите ребенка, что выращивают на огороде, «Свеклу, лук, морковь, огурцу», - перечисляет ребенок. Затем роли меняются: он начинает фразу, а взрослый ее заканчивает.

Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Вы задаете ему вопрос: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая), кофточка из шерсти (шерстяная), подушка из пуха или перьев (пуховая, перьевая)?». Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова. Это задание можно несколько изменить. Положите перед ним несколько предметов (например, чашку, линейку, салфетку) и предложите сначала определить, из чего сделаны, а затем образовать прилагательные. Например, ребенок говорит: «Линейка сделана из пластмассы. Она пластмассовая».

Приучайте ребенка правильно называть и употреблять наречия. К шести – сами годам дети, как правило, успешно овладевают грамматическим строем языка. Но тем не менее ошибки в речи детей этого возраста еще встречаются: они неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок, дверьев вместо дверей. Занимайтесь, но не забывайте: буква учит, буква же и портит.

Памятка для родителей.

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, необходимо соблюдать ряд условий.

В чем же они заключаются?

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны нравиться ребенку, соответствовать его возрасту.

2.В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении книг не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не копируйте ее. Старайтесь не злоупотреблять также уменьшительными и ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.

4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Не забывайте, что огромное влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Не оставляйте без объяснений слова, которые непонятны ребенку. Те слова, которые ребенок услышал в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь, повторять их в самых разных сочетаниях, предварительно объяснив их значение.

Не забудьте проверить!

1. Насколько полно и точно ребенок дает описание предметов, умеет ли он по характерным признакам определить предмет, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребенок голосовым аппаратом (повышать или понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания.

2. Умеет ли ребенок внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми.

3. Может ли ребенок по картинке придумать начало и конец рассказа.

4. Может ли ребенок самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание.

В возрасте 5-7 лет дети, как правило, правильно произносят все звуки родного языка, отчетливо и внятно говорят слова и фразы, умеют пользоваться умеренным темпом, нужной громкостью голоса, говорить достаточно выразительно. Однако у некоторых детей наблюдается несовершенство звуковой стороны речи, поэтому работу по ее развитию следует продолжать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребенка"

Не все родители знают как помочь ребенку правильно и грамотно разговаривать. Этот материал поможет им в решении проблемы....

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребенка"

Уважаемые педагоги! Консультация содержит игровой материал для родителей по звуковой культуре речи, грамматике, по формированию связной речи, упражнения для развития артикуляционного аппарата. Игры ис...

развиваем красивую устную речь ребенка

консультация для родителей...

Развиваем красивую устную речь ребёнка

Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков  у дошкольников корректируются не только логопедами, но и могут исправить эти нарушения речи родители детей....

Консультация для родителей «Как сделать речь ребёнка красивой».

Что мы подразумеваем, говоря о хорошо развитой речи? Конечно, умение рассказывать и правильно выговаривать звуки....

"Развиваем красивую устную речь"

Консультация для родителей о том, с помощью каких упражнений можно развить у дошкольника красивую устную речь....

Развиваем красивую устную речь ребёнка

Консультация содержит подборку игр на обогащение словаря, развитие связной речи, упражнения на развитие дыхания. Материал может быть полезен родителям детей, имеющих речевые нарушения.http://doospc.do...