Мастер-класс "Опытно-экспериментальная деятельность в STEAM-образовании
опыты и эксперименты (младшая группа)

Измаилова Элямие Ренуровна

Мастер-класс "Опытно-экспериментальная деятельность в STEAM-образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в рамках реализации STEM-образования»

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные

- Показать, как можно использовать элементы экспериментальной деятельности дома.
- Обогащать и активизировать запас бытового словаря.
Развивающие:
- Развивать психические процессы (ощущение, внимание, память, мышление, воображение). -
Воспитательные:
- Укреплять взаимоотношения детей и родителей через совместную экспериментальную деятельность.

Планируемый результат:

- Проявление у родителей любознательности и интереса к совместной с детьми исследовательской деятельности и экспериментированию.
- Умение самостоятельно анализировать и находить решение в проблемной ситуации, умение рассуждать.

- Умение дружно работать в коллективе.

Теоретический этап

Уважаемые родители! Я рада вас видеть на мастер-классе: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в рамках реализации STEM-образования».

2 слайд – цель

3 слайд – задачи

4 слайд - Парциальная модульная программа развития
интеллектуальных способностей в процессе
познавательной деятельности и вовлечения
в научно-техническое творчество
 

5 слайд - Образовательная модель STEM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни.

6 слайд - STEM-технология, вдохновляет наших детей проводить исследования как ученые, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики и играть как дети.

7 слайд - STEM-образование включает в себя ряд модулей:

        1. Дидактические наборы Фридриха Фрёбеля

2. Экспериментирование

3. Математическое развитие

4. Лего-конструирование

5. Робототехнника

6. Мульт-студия «Я творю мир»

8 слайд - Главный девиз STEM- технологии: «Минимум теории, максимум практики».

Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

  

Практический этап

Как и любая образовательная деятельность игры-экспериментирования имеют свою структуру или последовательность.

9 слайд - Структура проведения игры – экспериментирования:

- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

- проверка гипотез;

- фиксация результатов;

- подведение итогов, вывод;

Мы разобрали структуру проведения экспериментов и теперь наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов  начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

Предлагаем разделиться на небольшие подгруппы по 2-3 человека.  (деление на группы). У нас получилось четыре группы, у каждой группы есть карточки, обозначающие, чем ваша группа будет заниматься

Карточка № 1 «Разноцветная вода»

Оборудование и материалы: сахар, краски гуашь разного цвета, 4 стеклянных стакана, пробирки, столовая ложка, шприц, влажные салфетки.

Ход:

  1. Налейте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды.
  2. Окрасьте воду в 1 стакане в красный цвет, во 2 стакане в зеленый цвет, в 3 стакане в синий, в 4 – в желтый.
  3. Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4. Перемешайте.
  1. В пробирку начинайте поочередно добавлять содержимое стаканов, начиная с самой сладкой до менее сладкой. В другую пробирку наливайте содержимое в любой очередности. 

Вопрос: почему в обоих случаях  разноцветная вода в пробирке не смешалась?

В чем же секрет? В стакане образуется 4 разноцветных слоя из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды. Чем больше количество сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане.

Карточка № 2 «Цветы на воде»

Оборудование и материалы: емкость с водой, шаблоны цветов, ножницы, цветные карандаши, деревянная шпажка.

Ход:

  1. Вырежьте цветы.
  2. Раскрасьте цветы по собственному замыслу.
  3. С помощью шпажки закрутите лепестки к центру цветка, либо загните их руками.
  4. Опустите цветы в воду.

Вопрос: почему цветы распускаются?

В чем же секрет? Лепестки цветка в воде раскрылись, потому что бумага в воде намокает и становится постепенно тяжелее.

Карточка № 3 «Убегающий перец»

Оборудование и материалы: тарелка с водой, черный перец, ватные палочки, жидкое мыло, влажные салфетки.

Ход:

  1. Возьмите тарелку с водой и насыпьте туда черный перец.
  2. Опустите в воду с перцем ватную палочку.
  3. На чистую ватную палочку нанесите жидкое мыло.
  4. Прикоснитесь к воде с перцем намыленной ватной палочкой.

Вопрос: что произошло с перцем в первом и втором случае? Почему во втором случае перец «убежал»?

 

В чем же секрет? Все дело в поверхностном натяжении воды. Легкие перчинки лежат на тонкой пленке воды. А мыло способно разрушить поверхностное натяжение воды. Молекулы мыла проникают между молекулами воды и снижают их взаимное притяжение. Эти молекулы стремятся отграничить воду и отталкивают перчинки к стенкам тарелки.

Карточка № 4 «Перевертыши»

Оборудование и материалы: стакан, вода, цветные карандаши, лист бумаги.

Ход:

  1. Нарисуйте на листе бумаги двух рыбок, плывущих в разные стороны.
  2. Налейте воду в стакан.
  3. Поставьте рисунок сразу за стаканом и посмотрите на него через стакан с водой.
  4. Начинайте отодвигать от стакана рисунок.

Вопрос: почему рыбки стали плыть в другом направлении?

В чем же секрет? Когда свет проходит из одной среды в другую, то он имеет свойство искривляться, либо преломляться. В данном случае свет проходит сквозь воздух, стекло, воду, снова через стекло, а затем обратно. Он преломляется. Стакан воды выступает как линза. Когда луч света проходит сквозь линзу, он искривляется в сторону центра. Точка, в которой лучи сходятся вместе, называется фокусом, но за его пределами изображение переворачивается, потому что лучи меняют направление.

Заключительный этап:

Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Нам удалось найти ответы лишь на некоторые волшебства. Уважаемые родители, как вы считаете, важен ли модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» в образовательном процессе ДОУ? С какими трудностями Вы столкнулись в ходе проведении экспериментов? Какой из опытов Вы бы хотели повторить с ребенком дома? (Ответы родителей)

Главное достоинство экспериментов, которые мы проводим с детьми, это то, что они позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - другому.  Он может узнать что-то новое, увидеть чудо в известном. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые родители, надеемся, что   мастер – класс вам понравился и вы будете вместе с детьми проводить опыты и эксперименты с различными материалами.

ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

STEAM образование – универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.65% современных детей в...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...

Кружковая деятельность “LEGO-РОБОТЁНОК”. Steam-образование детей дошкольного возраста Модуль «Робототехника»

Как сделать в современном мире воспитательно-образовательный процесс интересным и увлекательным? Пожалуй, это один из самых серьезных и значимых вопросов, стоящих не только перед современным детским с...

Презентация к мастер-классу "опытно-экспериментальная деятельность в рамках реализации Steam-образования"

Презентация к мастер-классу "опытно-экспериментальная деятельность в рамках реализации Steam-образования"...

Заявка на участие в региональном конкурсе авторских методических разработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста «STEAM-педагог»

Приложение 1.ЗаявкаНа участие в региональном конкурсе авторских методическихразработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста«STEAM-педагог» ФамилияАлейниковаИмяЕленаОтчеств...

Как внедрить STEAM образование в детском саду? Презентация. Исследовательская деятельность «Удивительный мир динозавров»

Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы? Отвечаем…STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технолого...

Открытое занятие «Экспериментальная деятельность в рамках STEAM образования». ВОЗДУХ. Старшая группа.

Открытое занятие «Экспериментальная деятельность в рамках STEAM образования». ВОЗДУХ. Старшая группа....