Психолого-педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ
методическая разработка

Беликова Елена Александрова

Правила общения с аутичными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_obshcheniya_s_detmi_s_ras.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ

Правила общения с аутичными детьми

Основными характерными особенностями детей с РАС являются:

  • погруженность в свой собственный мир, нарушения контакта с окружающими, отказ от общения со сверстниками, взрослыми и др.;
  • стремление к постоянству, которое проявляется в разных формах:в сопротивлении переменам в режиме, питании, одежде, смене привычной бытовой обстановки и др.;в стереотипных движениях (раскачивания головы, туловища, потряхивания кистей рук, др.);в стереотипных интересах, повторяющихся в различных действиях и др.
  • своеобразие речевого развития, которое проявляется по-разному у каждого аутичного ребенка. В одних случаях наблюдается отсутствие речи, задержка речевого развития, нарушения устной и письменной речи. В других случаях фразовая речь имеется, иногда развернута, с рассуждениями, однако в рамках специфических собственных интересов. Диалог, как правило, недоступен особенно на ранних этапах развития (дошкольный возраст);
  • своеобразие развития мышления, памяти, внимания, восприятия, других познавательных функций. У большинства детей мышление носит конкретный характер, восприятие очень избирательно (информация воспринимается не в полном объеме, искаженно, фрагментарно, непоследовательно). У многих детей затруднено смысловое запоминание, преобладает механическое и зависит от сохранности зрения, слуха, моторики, интеллектуальных навыков, внимание поверхностное, логические умозаключения своеобразны, не подкрепляются причинно-следственными связями и др.

Аутичные дети отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, общения, особенностям поведения. Однако всех их объединяет неприспособленность в повседневной жизни, которая проявляется в трудностях применения накопленных знаний в бытовых ситуациях.

Для преодоления психологических барьеров аутичного ребенка в общении с окружающими людьми,  трудностей в обучении, социальной адаптации, личностном развитии необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Формируйте у ребенка ощущение успеха, осознание самостоятельности в действиях. Помогая ребенку умыться, одеться, принимать пищу, необходимо произносить слова, указывающие на его самостоятельные действия. Например, интонацией подчеркивать: «Как хорошо ты это делаешь сам, а я тебе только помогаю». Такое поведение родителей помогает формировать у ребенка ощущение уверенности в себе. Однако следует помнить, что произносить слова поощрения надо в короткий промежуток времени, без многократного повторения, т.к. ребенок быстро отвлекается, утомляется от речи из-за пресыщения речевого контакта.

Ежедневные совместные действия необходимо сопровождать приятными для ребенка на слух стишками, рифмами, приговорками, приучая его к целенаправленному и длительному взаимодействию. В дальнейшем его любимые стишки могут стать сигналами к учебной деятельности и приятными паузами для отдыха.

  1. При общении с аутичным ребенком, не старайтесь установить визуальный (зрительный) контакт. Аутичный ребенок избегает зрительного контакта в связи с его особым состоянием, продолжайте с ним общаться, не обращая внимания на его изменения позы, передвижения по комнате.
  2. Взрослым следует избегать гиперопеку в отношении аутичного ребенка. На практике часто родители и педагоги, опасаясь потерять контакт, проявления деструктивного поведения, иногда с целью экономии времени, выполняют за ребенка действия, которые он умеет выполнять самостоятельно. Например, подают в руки предмет, который он сам может взять, угадывают желания по жестам (прячет руки за спину) и начинают сами выполнять за него какие-либо действия и др.

Желаем Вам терпения и удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ»

Районный семинар педагогов-психологов по теме:«Особенности организации коррекционно-развивающей работыс детьми ОВЗ в рамках введения ФГОС ДО» выступила по теме:«Психолого-педагогическая поддержка...

Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...

Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ

Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...

Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"

Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...

ПРОЕКТ психолого-педагогического сотрудничества с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Цель проекта: Организация  сотрудничества, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция о...

Психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников (из опыта работы)

Психолого-педагогические условия  поддержки  инициативы и самостоятельности дошкольников(из опыта работы)...