Психолого-педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ
методическая разработка
Правила общения с аутичными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_obshcheniya_s_detmi_s_ras.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ
Правила общения с аутичными детьми
Основными характерными особенностями детей с РАС являются:
- погруженность в свой собственный мир, нарушения контакта с окружающими, отказ от общения со сверстниками, взрослыми и др.;
- стремление к постоянству, которое проявляется в разных формах:в сопротивлении переменам в режиме, питании, одежде, смене привычной бытовой обстановки и др.;в стереотипных движениях (раскачивания головы, туловища, потряхивания кистей рук, др.);в стереотипных интересах, повторяющихся в различных действиях и др.
- своеобразие речевого развития, которое проявляется по-разному у каждого аутичного ребенка. В одних случаях наблюдается отсутствие речи, задержка речевого развития, нарушения устной и письменной речи. В других случаях фразовая речь имеется, иногда развернута, с рассуждениями, однако в рамках специфических собственных интересов. Диалог, как правило, недоступен особенно на ранних этапах развития (дошкольный возраст);
- своеобразие развития мышления, памяти, внимания, восприятия, других познавательных функций. У большинства детей мышление носит конкретный характер, восприятие очень избирательно (информация воспринимается не в полном объеме, искаженно, фрагментарно, непоследовательно). У многих детей затруднено смысловое запоминание, преобладает механическое и зависит от сохранности зрения, слуха, моторики, интеллектуальных навыков, внимание поверхностное, логические умозаключения своеобразны, не подкрепляются причинно-следственными связями и др.
Аутичные дети отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, общения, особенностям поведения. Однако всех их объединяет неприспособленность в повседневной жизни, которая проявляется в трудностях применения накопленных знаний в бытовых ситуациях.
Для преодоления психологических барьеров аутичного ребенка в общении с окружающими людьми, трудностей в обучении, социальной адаптации, личностном развитии необходимо выполнять следующие рекомендации:
- Формируйте у ребенка ощущение успеха, осознание самостоятельности в действиях. Помогая ребенку умыться, одеться, принимать пищу, необходимо произносить слова, указывающие на его самостоятельные действия. Например, интонацией подчеркивать: «Как хорошо ты это делаешь сам, а я тебе только помогаю». Такое поведение родителей помогает формировать у ребенка ощущение уверенности в себе. Однако следует помнить, что произносить слова поощрения надо в короткий промежуток времени, без многократного повторения, т.к. ребенок быстро отвлекается, утомляется от речи из-за пресыщения речевого контакта.
Ежедневные совместные действия необходимо сопровождать приятными для ребенка на слух стишками, рифмами, приговорками, приучая его к целенаправленному и длительному взаимодействию. В дальнейшем его любимые стишки могут стать сигналами к учебной деятельности и приятными паузами для отдыха.
- При общении с аутичным ребенком, не старайтесь установить визуальный (зрительный) контакт. Аутичный ребенок избегает зрительного контакта в связи с его особым состоянием, продолжайте с ним общаться, не обращая внимания на его изменения позы, передвижения по комнате.
- Взрослым следует избегать гиперопеку в отношении аутичного ребенка. На практике часто родители и педагоги, опасаясь потерять контакт, проявления деструктивного поведения, иногда с целью экономии времени, выполняют за ребенка действия, которые он умеет выполнять самостоятельно. Например, подают в руки предмет, который он сам может взять, угадывают желания по жестам (прячет руки за спину) и начинают сами выполнять за него какие-либо действия и др.
Желаем Вам терпения и удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ»
Районный семинар педагогов-психологов по теме:«Особенности организации коррекционно-развивающей работыс детьми ОВЗ в рамках введения ФГОС ДО» выступила по теме:«Психолого-педагогическая поддержка...
Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ
Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...
Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"
Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...
ПРОЕКТ психолого-педагогического сотрудничества с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Цель проекта: Организация сотрудничества, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция о...
Психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников (из опыта работы)
Психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников(из опыта работы)...