Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников"
консультация
Вы до сих пор думаете, что математика скучна и неинтересна, и не знаете, как увлечь своего ребенка этой наукой. Предлагаем вам ознакомиться с уникальной развивающей методикой обучения Золтана Дьенеша. Она поможет подготовить ребят к учебе в школе, повысить уровень интеллекта и раскрыть их творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_denesha.docx | 387.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«логические БЛОКИ ДЬЕНЕША» | ЧТО ЭТО ТАКОЕ? | |||
НА КАКОЙ ВОЗРАСТ РАСЧИТАНЫ? | ||||
КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ? | ||||
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ | играя, дети учатся | |||
Вы до сих пор думаете, что математика скучна и неинтересна, и не знаете, как увлечь своего ребенка этой наукой. Предлагаем вам ознакомиться с уникальной развивающей методикой обучения Золтана Дьенеша. Она поможет подготовить ребят к учебе в школе, повысить уровень интеллекта и раскрыть их творческий потенциал. | 1 | Анализировать | ||
2. | Сравнивать | |||
3. | Обобщать | |||
4. | Классифицировать | |||
ЧТО ЭТО ТАКОЕ? | зОЛТАН дьенеш считал: | |||
Видя первый раз блоки Дьенеша, можно принять их за обычные геометрические фигурки и разные строительные части какого-то конструктора. Но на самом деле не все так просто, как кажется. Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка. | Процесс обучения не должен быть скучным. Поэтому основой данной обучающей методики стал принцип увлекательной игры, которая позволяет детям учиться думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать. | |||
Данный набор содержит в себе 48 (объемных, неповторяющихся, распространенных) геометрических форм, которые демонстрируют основные характеристики окружающих предметов. Помимо сорока восьми распространенных геометрических форм, в набор входят карточки, наглядно показывающие характеристики предметов и их отрицание. | ||||
Подготовил: Игнатьева Елена Владимировна, Воспитатель ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Задачи же довольно разнообразны: | . | |||
ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ этого пособия является развитие логики и элементарных математических навыков у дошкольников. |
- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;
- научить сравнению предметов по признакам;
- развить воображение и творческие задатки;
- сформировать настойчивость и упорство в желании решить задачу;
- развить умение мыслить, строить догадки и предположения;
- научить самостоятельно принимать решения.
На какой возраст рассчитаны?
Блоки Дьенеша приносят пользу детям от двух до десяти лет. Как правило, эту методику применяют в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах школ.
Для самых маленьких (от двух лет) можно предложить простые упражнения, например «давай покормим зверей». Для этого можно использовать детали, которые послужат заменой каких-либо предметов (в данном случае – корма для животных).
Детям средней детсадовской группы (4–5 лет) можно предложить выстраивать разнообразные картинки с помощью цветных элементов набора. Они могут либо использовать уже имеющиеся схемы, либо привлечь к этому свое воображением.
В подготовительной группе детского сада
прекрасно способствуют улучшению
математических навыков. Дети учатся
считать и начинают понимать, что означают понятия «больше» и «меньше».
Основываясь на блоках Дьенеша, специалисты разработали для всех возрастных групп соответствующие комплексы занятий и уроков исходя из особенностей каждой из них.
Главная заслуга игры – в простоте и
в возможности вызвать живой интерес
и даже любопытство ребенка, увлекая
его в мир освоения сложной
математической стороны
познавательного процесса.
Положительное воздействие
- Логические блоки Дьенеша, несомненно, приносят только пользу:
- улучшают память, внимание и концентрацию,
- способствуют формированию аналитического и логического ума,
- совершенствуют фантазийную грань сознания.
- Это дидактическое пособие дает возможность проявить самостоятельность и учит не останавливаться, достигая поставленной цели.
Развивают речь
Также методика Дьенеша способствует более быстрому и правильному развитию речевых навыков. Словарный запас детей пополняется отвлеченными существительными и прилагательными, которыми называют формы, размеры и цвета предметов.
Так как ребенок учится мыслить логически, его речь становится более сложной и начинает наполняться доказательной основой его мыслей.
Как использовать блоки?
Как уже упоминалось, учебно-игровое пособие Дьенеша состоит из сорока восьми деталей. В комплект также входят различные карточки с разнообразными картинками, схемами и шаблонами, альбомы с заданиями и описанием игр и упражнений. Повторяющихся элементов в наборе нет. Они различаются по формам и цветам, размерам и объемам.
Вариантов занятий
основанных на логических блоках Дьенеша, очень много. При выборе надо ориентироваться на возраст и возможности своих детей. Специалисты в области педагогики рекомендуют использовать данный способ развития мышления именно у малышей. Одним из плюсов данной методики является возможность ее применения даже в подвижных играх.Многие дети могут начинать познавать новое раньше своих сверстников, многие позже, но это совершенно нормальный процесс.
Золтан Дьенеш предложил разделить
работу со своим пособием на три ступени.
- Свободная игра подразумевает отсутствие всяких правил, дайте право ребенку самому их придумывать. Это позволяет соприкоснуться впервые с математикой и геометрией.
- Игра по правилам. Здесь необходимо, чтобы воспитатели, педагоги или родители объяснили ребенку, что от него требуется. Его задача – повторить что-либо. Например, «повтори картинку». Он должен выложить из имеющихся фигур представленное на карточке изображение.
- Математические игры дают дошкольникам возможность окунуться в мир чисел, учат пользоваться элементами в решении первых арифметических задач.
Примеры занятий
Приведем несколько примеров игр и упражнений по методике Дьенеша. Их применяют как дома, так и в младших, средних, старших группах детских садов.«Второй ряд». Данная игра эффективно тренирует аналитический тип осмысления. Необходимо использовать несколько фигур. Складываем их в определенной последовательности, например треугольники двух цветов. Пусть малыш попробует догадаться, какая фигура должна следовать дальше. При правильном решении он должен встроить в ряд треугольник третьего цвета. При другом варианте можно создать иную последовательность, например ряд одноцветных фигур. Пусть маленький исследователь догадается, что рядом надо поставить фигуры такого же цвета.
Подсказки делать не нужно – пусть он сам учится анализировать и строить догадки.
Игровое упражнение
«Что изменилось?»
Такое математическое упражнение позволяет улучшить память и помочь развитию мышления ребенка в интересной форме. Надо выложить какую-либо последовательность из элементов Дьенеша. Пусть ребенок попробует ее запомнить. По одному сценарию игры нужно убрать одну из деталей, а испытуемый должен догадаться, какую именно деталь убрали, и положить ее обратно. Другой вариант предполагает замену одного элемента. Игроку надо разгадать произошедшую перемену и воспроизвести изначальную картину.
Усложнение задачи подразумевает включение сразу двух-трех новых элементов или замену нескольких блоков.
Игровое упражнение
«Заселяем в домик»
Это упражнение предназначено для детей старшей подготовительной группы детского сада (пять — семь лет). Для его выполнения надо схематично нарисовать дом с несколькими комнатами, в которых «живут» фигуры (их тоже рисуем в комнатах). Также изображаем те элементы, которым там «жить» нельзя (например, в перечеркнутой окружности). Озадачьте ребенка правильным «заселением» фигурок в их комнаты.
Игровое упражнение
«Магазин»
Подготовьте магазин с товарами, которыми могут быть любые предметы, например игрушки ребенка или что-то вкусненькое. Функцию денег должны выполнять фигуры из набора Дьенеша. У каждого товара своя стоимость. Ребенок должен понять, что он сможет себе позволить купить исходя из количества данных ему фигур-денег. Постепенно задача становится труднее. Например, пусть заяц стоит уже не один квадрат, а большой желтый квадрат либо два маленьких квадрата красного и синего цветов. Гораздо интереснее играть, когда ребят несколько.
Игровое упражнение
«Покормим животных» малдший возраст
Можно смело приобщать к освоению методики Дьенеша детей в возрасте двух лет. К трем годам их интерес возрастет еще больше.
Очень полезным занятием для маленьких ребят станет простое распределение фигур по разным группам,например по цвету. Сложнее для них будет выполнить группировку по размеру элементов и еще сложнее – по форме.
Прекрасный способ научиться распределению элементов по группам. Можно создать импровизированный зоопарк из игрушечных зверей, например, рассадив их на столе, и сказать ребенку, что ему надо их покормить. Пища – это элементы из комплекта Дьенеша. Все животные любят кушать свою еду (например, мишка питается только синими фигурками). Ребятам предлагается накормить всех зверей соответственно их предпочтениям.
Затем можно усложнять игру.
Например, мишка хочет кушать только
синие треугольники.
Игры с альбомами
Их можно купить в специализированных магазинах или скачать из интернета. Представляют собой цветные картинки с изображением разных предметов (цветов, зверей, машин, геометрических фигур). Задача ребенка разобраться, какой именно элемент из комплекта надо приложить к рисункам (например, треугольник – это крыша домика), также надо верно подобрать цвет и размер, в итоге правильно наслоить элементы друг на друга соответственно предлагаемым аналогичным элементам изображения.
«Найди такой же»
Очень занимательная игра. Среди всех
фигур надо найти ту, что показывают. Можно отметить, что искать надо одинаковые по форме фигуры, но разных цветов или разные фигуры, но одного цвета.
«Найди другой» Это задание похоже на предыдущее, но задачей малыша является поиск фигур, отличающихся от показанной (по цвету, форме, размеру).
Конструирование
Дети 3-3,5 лет с большим интересом увлекаются этой игрой. Она позволяет развивать творческие задатки и фантазию. Из предметов набора Дьенеша ребенку предлагается что-либо сконструировать, например домик, какую-то мебель, лестницу и т. п. Вначале ребенку дают возможность использовать готовую схему. Затем усложняют задачу и предлагают либо вспомнить увиденную ранее схему, либо включить воображение. И тот и другой прием принесет пользу и поможет приобрести важные навыки и умения.
Занятия с областями
Важно вложить в детское мышление понятие множеств. Внутрь нарисованных, не пересекающих друг друга окружностей вложите детали красного цвета, а в другую – желтые. Синие детали оставьте за пределами окружностей. Таким образом ребенок знакомится с тем, что предметы могут находиться внутри и снаружи. Когда дошкольник поймет суть этого занятия, можно приступить к усложнению.
Нарисуйте пересекающиеся окружности, в одну из которых положите красные фигуры, в другую – синие, а о том, какие детали надо положить в место пересечения, обучаемый пусть попробует догадаться сам. Это детали красного и синего цвета, одинакового размера и формы, например квадраты.
Еще эффективнее развивает логический
подход к осмыслению информации
занятие с частицей «не». Скажите ему,
например, «положи в круг не синие и не желтые треугольники.
Уважаемые родители,
помните, что:
игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку. Радуйте себя и ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.
В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....
Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.
презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...
"Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников"
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления...
Консультация для педагогов:Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов:Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов блоки Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Блоки Дьенеша...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников.
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников....