Консультация для педагогов блоки Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
консультация по математике
Блоки Дьенеша
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возможности использования блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей седьмого года жизни
Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становления личности. Одной из важных сторон развития личности дошкольника является развитие логического мышления – это важнейшее условие успеха в будущей профессиональной и личностной сфере, залог жизненной успешности.
Замечательное игровое пособие «Блоки Дьенеша» сочетает в себе черты яркого привлекательного конструктора и развивающей игры. Играя в блоки Дьенеша, дети седьмого года жизни с лёгкостью овладевают сложными логическими действиями и операциями. У детей развиваются умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», они учатся с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
З. Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре. При этом З. Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, З. Дьенеш и придумал логические блоки и свою теорию «новой математики». Он разработал теорию о шести стадиях игры с блоками для изучения математики. Но, кроме того, З. Дьенеш придумал обучающие логические игры и упражнения, которые должны были дополнительно стимулировать и заинтересовывать детей к обучению.
Игры с блоками Дьенеша для развития логического мышления у детей седьмого года жизни проводятся в несколько этапов. Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от уровня развития детей, от их возраста педагог может объединять или исключать некоторые этапы.
1. Ознакомительный этап: ознакомление детей с обучающим материалом. З. Дьенеш советует просто познакомить детей с данным дидактическим пособием – дать детям блоки в свободный доступ. Пусть они их трогают, внимательно рассматривают, ощупывают, изучают самостоятельно, играют с ними по собственному усмотрению. После того, как дети познакомятся с блоками, можно предлагать им небольшие несложные задания.
2. Обучающий этап предполагает участие педагога, когда ребенку объясняют в доступной форме новые усложненные задания. Постепенно осуществляется плавный переход на вторую стадию – на стадию «правила игры». Без знания правил игры дети не смогут решить поставленные задачи от начала до конца.
В процессе различных действий с блоками дети сначала должны освоить умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Когда они легко и безошибочно научатся справляться с заданиями определенной ступени, возможно предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами. Когда дети овладели умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), а несколько позже и по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине), и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине), детям можно предложить разные игровые задания и упражнения. При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами)
На втором этапе для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Наряду с логическими блоками используются карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (Приложение 1). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
3. На третьем этапе происходит процесс сравнения. После того, как педагог вместе с детьми уже использовали несколько игр, наступает этап сравнения содержания данных игр. З. Дьенеш призывает обучать детей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но использовать при этом различный дидактический материал. Эта стадия развивает абстрактное мышление у дошкольников.
Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» - не квадратный, не красный, не большой и т.д. Работа на данном этапе по формированию понимания отрицания свойств проводится постепенно.
4. Четвертый этап помогает детям в ходе игры воспринимать абстрактный смысл чисел. Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...
Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...
опыт работы на тему "использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
материал для педагогов...
План по самообразованию: "Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
план по самообразованию...
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» ...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».
Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование Среднее-специальноеСтаж педагогической работы 5 летКвалифика...
Консультация для педагогов:Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов:Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста...