Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования.
консультация (средняя группа)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Баганский детский сад № 2 «Солнышко»
Выполнила:
Воспитатель средней группы «Звёздочки»
МКДОУ «Баганский детский сад»
№ 2 «Солнышко» Фоменко М.А
2023год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 8.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию
нетрадиционных техник рисования
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию.
Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, печатание листиками всё это похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры. Отличительной особенностью детского восприятия, это стремление к самостоятельности. Будет лучше, если садиться рядом с ребёнком и рисовать, показывать, как выполнить тот или иной элемент на отдельном листе, ребёнок будет смотреть и повторять, рисуя свою картину. И никогда не нужно говорить, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей. Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.
Обязательными признаками творческой деятельности детей являются: новизна, преобразование явлений и предметов, оригинальность в процессе работы. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Особое направление по использованию нетрадиционных техник - рисование шерстяной ниткой. В старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Хорошую эффективность показывает практика применения этих занятий для гиперактивных, закомплексованных, агрессивных детей. Например: агрессия снимается при рисовании петлеобразных узоров. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Во время работы можно столкнуться с проблемой: дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько ненужных интересных вещей: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и др. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Овладение техникой должно быть, с одной стороны, целенаправленным, т.е. дети должны иметь четкие представления о выразительных возможностях той или иной техники. С другой – обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.
Необходимо стимулировать интерес детей, предлагать технику сначала экспериментально. Только после этого при создании образа следует знакомить с вариантами конкретной техники. Важно научить ребенка творчески преобразовывать ее специфические особенности для получения оригинального рисунка. И чем раньше это сделать, тем эффективнее он сможет пользоваться приобретенным опытом в своей деятельности.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение. И т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Положительным моментом в этих занятиях является и то, что воспитатель может осуществить индивидуальный подход к ребенку: подсаживаясь то к одному, то к другому, она может поговорить с каждым, помочь ему быстрее овладеть необходимыми навыками, нарисовать что -нибудь ребенку, который сам не умеет, и таким образом заинтересовать его рисованием.
Ввиду того что дети в этом возрасте быстро переутомляются, длительность занятий зависит от поведения самих детей, их активности и заинтересованности.
Все вопросы и указания воспитатель должен делать очень умело, чтобы не подавлять, а наоборот, поощрять самостоятельность детей.
С первых занятий нужно вырабатывать у ребенка внимательное отношение к своему рисунку и к рисунку товарища. Также надо следить за тем, чтобы ребенок правильно использовал бумагу, иначе в дальнейшем его трудно будет этому обучить.
Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми взрослым, приходящим в группу, и родителям. При этом ребятишки проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Для того чтобы малыш своевременно и всесторонне развивался, надо:
Создать все необходимые условия для его активного поведения и бодрого, жизнерадостного настроения.
Расширять кругозор, развивать умственные способности и речь ребенка.
Удовлетворять его потребность в движениях и совершенствовать их.
Усложнять и разнообразить деятельность малыша.
Воспитывать положительные чувства, дружеские взаимоотношения со взрослыми и детьми, положительные черты характера, т.е. формировать нравственные качества.
Воспитывать любовь и интерес к художественному слову и изобразительной деятельности, т.е. способствовать эстетическому развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Нетрадиционные изобразительные техники рисования"
Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям детских садов. Описанные нетрадиционные техники рисования применимы для занятий с детьми 5-7 лет....
Методические рекомендации "Вышивка в технике "Изонить"
Данное методическое пособие познакомит Вас с основными элементами вышивки в технике "Изонить"...
Методические рекомендации по нетрадиционной технике рисования
Методические рекомендации содержат описание техник нетрадиционного рисования. Способы их использования в дошкольном учреждении для возвратной категории 3 – 6 лет. Материал предназначен...
Методические рекомендации по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста.
Краткое описание нетрадиционных техник рисования....
Методические рекомендации по реализации техник релаксации в условиях ДОУ
В условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и тормож...
Методические рекомендации для педагогов "Техника Эбру в работе с детьми дошкольного возраста"
Как сохранить интерес ребенка к творческой деятельности и дать возможность почувствовать себя волшебником? Интересная идея - предложить детям создать оригинальные композиции в технике Эбру - вед...
Методические рекомендации "Нетрадиционные графические техники для детей дошкольного возраста"
Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий.Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разнообразному развитию ребенка.Формирование творческой личности – од...