Методические рекомендации по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка по рисованию на тему
Краткое описание нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_net.docx | 231.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого
средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность
способствует познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в рисунке. Нетрадиционное рисование подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются привычными в педагогической практике дошкольных учреждений.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество, помогают вселить уверенность в себя, свои силы и умения, помогают более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок
учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками начинаем с наиболее простых и доступных. Это рисование пальчиками, ладошками, оттисками, тычком жесткой кистью. Затем знакомим детей с более сложными техниками: печатками,
оттисками, выдуванием, кляксографией, монотипией, рисование манной краской.
Рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку
почувствовать свободу творчества, даёт
взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное
чувственное наслаждение при тактильных
контактах с краской, бумагой, водой. Данная техника рисования может использоваться
начиная от
младшего возраста, с условием усложнения композиции. Наносим краску на ладонь и
ставим ладонью отпечаток на лист бумаги. Дорисовываем мелкие детали (Плавники, Глазки…).
Установлено, что указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем
кисть или карандаш. Хорошо если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. Рисование
пальцевой живописью способствует развитию контроля за мелкой моторикой, увеличению зрительного восприятия, способствует
приобретению опыта координации зрения и руки.
А вот техника «Выдувание» - развивает
фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение. Нужно капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Раздувание краски –
нанести краску на бумагу и через соломинку раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение, дорисовывать
недостающие детали.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного
размера, крышки и т.д.). Печать может
осуществляться разными способами: «Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки. Изображения получаются, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской,
наносят оттиск на бумагу. «Оттиск печатками из картофеля» - заготавливают заранее печатки.
Ребенок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки,
наносит оттиск на бумагу.
Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются
плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Такой вид рисования позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.
Есть ещё интересный нетрадиционный приём
«Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски.
Данная техника требует усидчивости, терпения.
Очень интересны и такие приёмы как рисование
«Тычком» - (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.). Ватная палочка
смачивается в воде, после чего на нее набирается краска. И методом тычка изображаем рисунок.
Также в методе пуантилизма можно использовать фломастеры или маркеры.
«Скатывание бумаги» - берётся бумага и
мнется в руках пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой –
снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
«Монотипия» - (отпечаток) – лист бумаги
складывается пополам, затем разворачивается,
краска (гуашь) наносится на одну половину листа
- создается пейзаж. После чего лист снова
складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его контуры на водной глади водоема.
Отражение на воде вновь подкрашивать не
нужно, оно остается слегка размытым. Таким же способом можно изобразить например бабочку.
«Рисование манной краской» интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим веселым делом можно дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.
«Аппликация ватой» наносится на темный фон. Отщипываем небольшие кусочки ваты и начинаем составлять композицию. Рисунок изначально нужно продумать, или наметить
карандашом, так как вату мы приклеиваем на клей.
Вату можно заменить мелко нарезанными шерстяными нитками.
Развивает мелкую моторику рук ребенка.
Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила
использовать их в своей работе, так как занятий по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей
необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу
рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.
Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Написала авторскую программу
«Увлекательное творчество» по нетрадиционным техникам рисования. Составила перспективное планирование на каждую возрастную группу, это мне позволило
учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от
простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей от 3 до 7 лет
Я, считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:
- Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости;
- Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей;
- Развивается мышление, речь, воображение;
- Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, так как темы занятий предусматривают
использование загадок, стихов;
- Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции;
- Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности
изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста.
Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования....
План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...
Методическая разработка по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...
«Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста (рекомендации)»
памятка для педагогов...
Рисование восковыми карандашами и акварелью как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.
Приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами....
Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.
quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....
Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста - рисование пальцами"
quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...