Круглый стол "Беседы с детьми о временах года"
методическая разработка

Колесова Ирина Юрьевна

На первый взгляд может показаться, что тема простая и очевидная: идёт снег, значит, зима; летают бабочки, значит, лето. Но дети с трудом  понимают абстракции. Атрибуты осени, например,  жёлтые листья, можно увидеть и потрогать, а почувствовать саму осень нельзя, это что-то неосязаемое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_3.docx176.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №59»

Конспект родительского собрания

Круглый стол

«Беседы с детьми о временах года»

                                                                              Подготовила: воспитатель I

                                                                                  квалификационной категории

                                                         Колесова И.Ю.

Оренбург

Как объяснить ребёнку времена года: инструкция для родителей

Раскрываем восемь способов для детей разного возраста

На первый взгляд может показаться, что тема простая и очевидная: идёт снег, значит, зима; летают бабочки, значит, лето. Но дети с трудом  понимают абстракции. Атрибуты осени, например,  жёлтые листья, можно увидеть и потрогать, а почувствовать саму осень нельзя, это что-то неосязаемое.

Ниже рассмотрим несколько способов, как помочь ребёнку разобраться во временах года.

Наблюдать

Годовалого ребёнка можно знакомить с некоторыми простыми понятиями: тепло, холодно, сухо, сыро, солнечно, пасмурно, дождь, снег, гроза, гром и солнце.

Перед прогулкой рассказывайте, почему нужно одеваться именно так. Например, «надевай резиновые сапоги, потому что на улице дождь и лужи, так ноги не промокнут». У ребёнка закрепятся ассоциативные и логические связи: дождь — сапоги, дождь бывает, когда на улице жёлтые листья или появляются цветы, то есть осенью или весной. Когда дождь тёплый, это лето. Зимой его практически не бывает.

Играть

Это самый простой способ для ребёнка. У большинства игр для детей дошкольного возраста есть чёткие педагогические цели. Например, в игре «Что лишнее?» развивается наблюдательность, логическое мышление и внимательность. Она подойдёт и для изучения времён года: нужно использовать картинки или предметы, соответствующие, например, зиме, и только один объект сделать лишним, например изобразить лето.

Предметы

Игра для детей от трёх лет. Важное условие — ребёнок должен знать времена года, признаки и одежду. Можно сделать игру самим или купить в магазине. Картинки нужно складывать рядом или прикреплять, как пазлы.

Задача — узнать время года на большом изображении и найти все маленькие картинки, которые подходят. Это могут быть элементы одежды, осадки, какие-то типичные признаки.

https://assets-global.website-files.com/599873abab717100012c91ea/63c146d5abf90b6bb3cfdcdc_11254_1.png

Что это?

Игра для детей от трёх лет, которые знакомы с временами года. Взрослый показывает ребёнку картинку, а он должен угадать, какое время года загадано. Например, нарядная ёлка — зима, зелёная ёлка — любое.

https://assets-global.website-files.com/599873abab717100012c91ea/63c1470e95304f40a2ce09ac_11254_2.png

Одеваемся гулять

Игра для детей от трёх лет. Можно использовать картинки или элементы одежды человека или куклы. Задача ребёнка — выбрать всё, что подходит для определённой погоды. Например, «на улице солнце, гроза и косой дождь». При этом нужно определить, какое это время года.

Для изучения времён года подойдут обычные детские забавы: лото, домино, пазлы, раскраски, трафареты. Их можно подстроить практически под любую тематику.

Смотреть мультфильмы

Ещё один простой способ. Важно: не оставляйте ребёнка наедине с мыслями, убедитесь, что он правильно понял смысл и сюжет мультфильма. В конце задайте уточняющие вопросы или предложите разыграть сценку, слепить героев или нарисовать основную мысль.

Мультфильмы, в которых есть выпуски про времена года:

  • «Любознашки»,
  • «Уроки тётушки Совы»,
  • «Малышарики»,
  • «Три котёнка»,
  • «Три кота».

Кроме специальных обучающих выпусков, можно смотреть обычные мультфильмы и уточнять, какое в них показано время года, например в «Серой шейке», «12 месяцах» или «Простоквашино».

Читать книги

Здесь принцип такой же, как и с мультфильмами: есть специализированные серии и пособия, а есть простые художественные произведения, на картинках которых можно тренироваться. Задача на уровень выше — на слух определять время года по описанию.

Делать поделки

Способ для развития мелкой моторики, творческого мышления и запоминания. Поделки могут быть из любых материалов. Обязательно проговаривайте, что вы сейчас делаете и почему. Например, «катаем шарик из пластилина, чтобы сделать снеговика». Это отличный способ для развития речи и мыслительного процесса: так становится понятно, из каких элементов состоит целое. Снеговик — это три шара, ведро с ручкой, морковка, глаза из угля, рот из нескольких ягод, руки из веток.

Отгадывать загадки

Лёгкие задачки дети могут решать с двух-трёх лет, когда загадка представлена простым описанием. Например: «Это ты держишь в руке, когда ешь суп. У неё есть подруга-вилка и друг-нож, но суп ими есть неудобно. Что это?»

В три-четыре года дети осваивают загадки в стихах, но небольшого размера. Это классические «Висит груша — нельзя скушать» и «Сидит краса в темнице, а коса — на улице».

Детям от пяти лет можно предлагать более длинные варианты, например:

Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки. 
И летят уже грачи
К нам из стран далёких.

Заучивать стихотворения

Дети, которые уже умеют говорить, способны в три года запоминать двустишия и четверостишия. Дети, которые ещё не научились говорить, начинают свой путь позже, но также запоминают сначала двустишия, потом четверостишия и более сложные произведения.

Стихотворения могут быть краткими и ёмкими, например:

За зимой пришла весна, и теплее стало,
Снег растаял и исчез, как и не бывало!

Важно, чтобы в строчках речь шла о временах года, об их чередовании и признаках. Детям в школьном возрасте или ближе к нему можно заучивать более метафоричные произведения, где есть разные средства литературной выразительности.

Вести календарь погоды

Способ для детей от четырёх лет. Календарь может быть в виде круга, разделённого на секторы, как часы, но вместо чисел на нём будут атрибуты времён года, например солнце, туча, дождь, снег. Далее нужно расширить календарь, добавить время года, месяц, температуру, день недели, число. Так ребёнок научится ориентироваться в более абстрактных понятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми старшего возраста по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие по временам года"

Занятие проходит в форме путешествия по временам года на "машине времени" с использованием блоков Дьенеша. На каждой станции дети выполняют задание, которое позволяет закрепить знания о соответствующе...

Творческая гостиная с родителями и детьми старшей группы "Чудеса времен года - зимние сказки"

Творческая встреча, в ходе которой происходит сближение детей и родителей, благодаря общению и сотрудничеству. Дети и взрослые попадают в музыкальную зимнюю сказку, совместно выполняют творческие зада...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию. Тема: «Четыре времени года»

Систематизировать знание детей о характерных сезонных изменениях в природе по средствам интеграции образовательных областей....

Необычный способ запоминания детьми месяцев по временам года.

 Я работаю с детьми подготовительной к школе группы. Дети этого возраста  знают времена года и уже учатся выделять звуки из слов, многие умеют читать, поэтому можно применить для запо...

Круглый стол "Беседа с детьми о временах года"

На первый взгляд может показаться, что тема простая и очевидная: идёт снег, значит, зима; летают бабочки, значит, лето. Но дети с трудом  понимают абстракции. Атрибуты осени, например,  жёлт...

Беседа с детьми о временах года и сезонных изменениях

Беседа с детьми о временах года и сезонных изменениях. Зима....