Пальчиковый игротренинг
консультация (старшая, подготовительная группа)

Булатникова Анна Геннадьевна

Консультация логопеда для родитетелей по развитию мелкой моторики у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovyy_igrotrening.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковый игротренинг

для родителей с детьми

«Мы играем, руки развиваем»

Тема: «Мы играем, руки развиваем».

Цель:

  • повысить грамотность  родителей в области развивающей и коррекционной педагогики.

Задачи:

  • установить партнерские отношения с семьями воспитанников в решении педагогических и коррекционных задач;
  • познакомить родителей со значением развития мелкой моторики для речевого развития ребенка;
  • пробудить у родителей интерес и желание участвовать в воспитании и развитии ребенка.  

Оборудование:

Игрушка би-ба-бо «Кошка», картинки с изображением скворечника и гнезда, счётные палочки, разноцветные верёвочки, сухой бассейн из фасоли и гороха, мелкие игрушки, салфетки, кусочки льда, выставка литературы о значении развития мелкой моторики и пальчиковые тренажеры.

Ход собрания:

1. Вступительное слово логопеда.

- Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память и связная речь.

Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного его состояния.  Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем скажется на развитии речи ребенка и подготовке руки к письму.

2. Сообщение темы.

Логопед:

- Сегодня мы проведем наше собрание в необычной форме. Все упражнения, которые мы выполняем с детьми, вы опробуете на себе.

1. Воздействие холодом на руки ребёнка (криотерапия).

Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан и на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Логопед высыпает в пластмассовую емкость шарики льда и предлагает взрослым и детям запустить  в нее руки.

- Отыщите в этом «ледяном» бассейне все игрушки.

4. Самомассаж лица.

Массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Я предлагаю Вам вместе с детьми выполнить самомассаж.

Самомассаж мышц головы и шеи.

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица.

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем елочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

3. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

4. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

5. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 - 5 с.

6. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта .

7. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

8. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

9. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх

ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

10.  «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

11. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

12. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

13. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

14. Пожевывание попеременно, то верхней, то нижней губы.

15. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

16. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

17. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

18. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

19. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

20. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

21. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

22. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж мышц языка.

1.      «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2.      «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.

3.      «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4.      «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

5. Игры со счётными палочками и шнурками.

Раздаётся стук в дверь, и в группу «входит» Кошка (игрушка би-ба-бо).

Кошка: Мяу! Мяу! Мяу! Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть, какая уютная у вас группа! Ребята, помогите построить мне домик, а то, у меня совсем ничего не получается.

Логопед: Не волнуйся, Кошечка, мы тебе сейчас поможем. Домики для животных бывают разные (показ картинок домиков). Предлагаю из счётных палочек выложить разные домики.

Логопед раздаёт карточки со схемами домиков.

Дети выкладывают из счётных палочек домик.

Кошка благодарит и  предлагает детям поиграть с разноцветными шнурками.

6. Игра со шнурками.

- Мамы или папы будут наматывать на пальчики ребёнка шнурочек, обматывая каждый по несколько раз. Затем предлагает ребенку снять веревочку без помощи второй руки.         

Взрослый и ребенок меняются ролями.

7. Игра в сухом бассейне (пластмассовая емкость, заполненная сухими горохом и фасолью)

Кошка:

- Предлагаю поиграть: я спрятала мелкие игрушки в бассейне, а ребята будут их искать. Затем дети прячут игрушки, а родители их ищут.

Кошка благодарит детей и взрослых за интересно проведенное время и прощается.

Логопед благодарит детей и родителей за активное участие в играх, отвечает на вопросы.

8. Родители знакомятся с выставкой литературы, посвящённой развитию мелкой моторики. Логопед знакомит родителей, как в домашних условиях можно сделать  пособия и пальчиковые тренажеры.

Выставка:

Литература:

1.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М.: Гном- Пресс, 1998.

2. Крупенчук О. И.. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

3.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

4. Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2010.

5. Новиковская О.А. Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009.

6. Новиковская О.А. У на кончиках пальцев. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.

Пособия для развития мелкой моторики: еж, солнце, гномик из прищепок, резиновые колючие мячи, шнуровки, бусы, су-джок, мяч-эспандер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковый игротренинг для детей и их родителей (семинар - практикум).

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук - это одно из направлений развития ребёнка - дошкольника и гарант успешности в обучении его письму. Мы можем повысить успешность у ребёнка в...

пальчиковый игротренинг

развитие мелкой моторики...

пальчиковый игротренинг

что такое пальчиковый игротренинг ?...

Презентация "Пальчиковый игротренинг для детей дошкольного возраста"

Ученые установили, что развитие речи во многом зависит от развития мелкой мотрики руки....

Пальчиковый игротренинг работы с детьми.

Пальчиковый игротренинг работы с детьми дошкольного возраста.Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой, М.С.Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию исовершенствов...

Пальчиковый игротренинг

Семейный клуб «Школа дошколят»:(нетрадиционные игровые приемы)...