Статья "Интегрированные музыкальные занятия с детьми раннего возраста"
статья по теме

Кудрина Светлана Юрьевна

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированные музыкальные занятия с детьми раннего возраста.

Автор:  Кудрина Светлана Юрьевна,

музыкальный руководитель МБДОУ ДС  комбинированного вида № 52 «Маячок»

 Ранний возраст – самый главный период жизни каждого человека, т.к. именно в этот период закладываются наиболее важные способности, которые определяют дальнейшее развитие человека. Становление  ключевых понятий (уверенность в себе, творческие возможности, речь, познавательная активность и другие) требует правильного воздействия со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

         Главная задача практики работы дошкольных учреждений — насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включать искусство в повседневную жизнь детей, создавать условия для детского творчества.

Искусство — одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую действительность, увидеть её красоту и неприглядные стороны. По определению Я.А.Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека. И музыка играет в этом не последнюю роль.

На традиционных музыкальных занятиях еженедельно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Музыкальный руководитель организует процесс передачи и усвоения музыкального материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми.

       Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста, представляются нам интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитие творческих способностей детей,  делает педагогический процесс более интересным и содержательным. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребёнка деятельности.

Интеграция на музыкальных занятиях очень актуальна, так как:

  • интегрированные занятия развивают эстетический вкус;
  • помогают формированию речи, ее развитию;
  • способствуют глубокому проникновению детей в мир звуков, красок;
  • воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).

В основе реализации интегрированного подхода необходимо использовать принцип эмоционального восприятия, т.к. именно этот принцип позволяет сделать педагогический процесс в работе с детьми интересным и игровым.

Интегрированный подход раскрывает у детей раннего  возраста творческий потенциал. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов.  

Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность малышей.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей:

  • воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха;
  • развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений;
  • развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки. Поэтому главная задача педагогов детского сада, по моему мнению – научить детей с самого раннего детства воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, приобщать к первоначальным исполнительским навыкам, то есть заложить основу, на которой далее развертывалось бы музыкальное творчество детей.

Литература:

  1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994;
  2. Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. №6;
  3. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. Степина Н.М. М., 2004;
  4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.  М., ВЛАДОС, 2000;
  5. Кондратьева Л.Р. Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников // Открытый урок. - 2009, № 8;
  6. Ненаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2006;
  7. Павлова Л.Н.  Воспитание и обучение детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1986;
  8. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2006;
  9. Смирнова Е. О. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010;
  10. Щелованов Н. М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. - М., 1955.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование музыкальных занятий с детьми раннего возраста.

Помесячное планирование музыкальных занятий в группах раннего развития....

конспект музыкального занятия с детьми раннего возраста

Рекомендовано к использованию в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете ДОО с темой «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии с детьми раннего возраста».

В соответствии с новыми нормативными документами, введением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка. И приоритетная задача п...

Мастер-класс: "Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста"

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельност...

Мастер- класс: «Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста»

Цель: Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых технологий на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста....