Статья "Интегрированные музыкальные занятия с детьми раннего возраста"
статья по теме
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_integrirovannye_muzykalnye_zanyatiya_s_detmi_rannego_vozrasta.doc | 39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированные музыкальные занятия с детьми раннего возраста.
Автор: Кудрина Светлана Юрьевна,
музыкальный руководитель МБДОУ ДС комбинированного вида № 52 «Маячок»
Ранний возраст – самый главный период жизни каждого человека, т.к. именно в этот период закладываются наиболее важные способности, которые определяют дальнейшее развитие человека. Становление ключевых понятий (уверенность в себе, творческие возможности, речь, познавательная активность и другие) требует правильного воздействия со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Главная задача практики работы дошкольных учреждений — насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включать искусство в повседневную жизнь детей, создавать условия для детского творчества.
Искусство — одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую действительность, увидеть её красоту и неприглядные стороны. По определению Я.А.Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека. И музыка играет в этом не последнюю роль.
На традиционных музыкальных занятиях еженедельно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Музыкальный руководитель организует процесс передачи и усвоения музыкального материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми.
Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста, представляются нам интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитие творческих способностей детей, делает педагогический процесс более интересным и содержательным. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребёнка деятельности.
Интеграция на музыкальных занятиях очень актуальна, так как:
- интегрированные занятия развивают эстетический вкус;
- помогают формированию речи, ее развитию;
- способствуют глубокому проникновению детей в мир звуков, красок;
- воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).
В основе реализации интегрированного подхода необходимо использовать принцип эмоционального восприятия, т.к. именно этот принцип позволяет сделать педагогический процесс в работе с детьми интересным и игровым.
Интегрированный подход раскрывает у детей раннего возраста творческий потенциал. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов.
Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность малышей.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей:
- воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха;
- развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений;
- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки. Поэтому главная задача педагогов детского сада, по моему мнению – научить детей с самого раннего детства воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, приобщать к первоначальным исполнительским навыкам, то есть заложить основу, на которой далее развертывалось бы музыкальное творчество детей.
Литература:
- Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994;
- Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. №6;
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций. Степина Н.М. М., 2004;
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., ВЛАДОС, 2000;
- Кондратьева Л.Р. Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников // Открытый урок. - 2009, № 8;
- Ненаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2006;
- Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1986;
- Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2006;
- Смирнова Е. О. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010;
- Щелованов Н. М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. - М., 1955.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование музыкальных занятий с детьми раннего возраста.
Помесячное планирование музыкальных занятий в группах раннего развития....
Цикл музыкальных занятий с детьми раннего возраста
Музыкальные занятия...
конспект музыкального занятия с детьми раннего возраста
Рекомендовано к использованию в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста...
Презентация для педагогов Использование игровых моментов на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста
Использование игровых моментов на занятиях с детьми раннего возраста...
Выступление на педагогическом совете ДОО с темой «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии с детьми раннего возраста».
В соответствии с новыми нормативными документами, введением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка. И приоритетная задача п...
Мастер-класс: "Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста"
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельност...
Мастер- класс: «Игровые технологии на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста»
Цель: Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых технологий на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста....