"Семья и ДОУ, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности дошкольника"
статья
обобщение опыта работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_semya_i_dou_kak_sotsiokulturnaya_sreda.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский
«Семья и ДОУ, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника»
(обобщение опыта работы МАДОУ детский сад «Сказка»)
Воспитатель: Кирюшина О.Н.
г. Белоярский
«Именно в детстве делается великий посев и добра и зла. Это казалось бы, незаметный посев взойдет через годы, и от урожая будет зависеть, какой человек вступает в жизнь, становится членом нашего
общества» (С.Михалков) Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственностью поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию
российского народа.
Поэтому, сегодня необходимо формировать у детей такие понятия, как любовь и уважение к семье, дому, Родине; прививать чувства долга, чести, совести, ответственности. И важно это сделать именно в дошкольном возрасте, т.к. дошкольный возраст – уникальный период, когда ребенок еще всецело открыт,когда закладывается фундамент его личности,происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания дошкольника имеет чрезвычайную значимость.
Актуальность данного направления в современной педагогике отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в соответствие с которым особое внимание в развитии ребенка дошкольника должно уделяться формированию его духовно – нравственных и социокультурных ценностей, приобщению к традициям семьи, общества и государства. Именно поэтому, формирование у дошкольников духовно - нравственных качеств – является одним из приоритетных направлений программы развития ДОУ детский сад «Сказка», где на протяжении ряда лет перед педагогическим коллективом стоит цель: создание условий, способствующих становлению гражданских, патриотических и нравственных основ личности ребенка – дошкольника.
Достижение цели осуществляется через решение ряда задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, городу, краю, Родине; развитие интереса к традициям и промыслам разных народов страны; знакомство с государственными символами; формирование патриотизма, нравственности, толерантности.
Система работы, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач и осуществляется через все формы работы с педагогами, детьми, родителями: НОД, проектную, игровую, трудовую, досуговую деятельность; взаимодействие с организациями, работающими в данном направлении.
Одним из эффективных методов работы ДОУ стало использование метода музейной педагогики, реализация которого направлена на активное решение задач духовно – нравственного развития подрастающего поколения и активизацию творческих способностей личности. Метод музейной педагогики предполагает создание мини-музеев в развивающей предметно – пространственной среде ДОУ на основе музейных принципов, представленных на слайде.
Практический этап внедрения метода музейной педагогики предусматривал создание мини-музеев всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями и предполагает участие дошкольников в обсуждении новой тематики выставки, сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление игр, макетов. Как результат работы инновационного метода–проведение «юными экскурсоводами» (дети старших и подготовительных групп) экскурсий для малышей и родителей, создание своими руками рисунков, поделок для новых выставок. Все это формирует у детей творческие способности, представления о содержании музейной культуры, языка; развивает коммуникативные качества.
По правилам музея ДОУ, в отличие от существующих музейных правил, трогать, обследовать, изучать экспонаты не только можно, но и нужно! То есть в наших музеях каждый дошкольник (и члены его семьи) могут быть соавтором, творцом экспозиции, а не просто пассивным зрителем. Каждая новая выставка музея — результат творческого союза педагогов - детей - родителей. В процессе такого взаимодействия были созданы мини – музейные выставки на тему: «Кукла Акань», «Народная кукла», «Жемчужины Белоярского», «Паспорт маленького гражданина», «В гостях у русской народной сказки», «Мой родной край», «Русская изба», «Книжки – малышки», «Древо семьи», «Домовята», «Мой город». Проводимая работа помогает приобщить детей к истокам национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма, нравственности, духовности; развивает способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формирует способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Метод музейной педагогики позволяет педагогическому коллективу поддерживать тесный контакт с родителями и находиться в постоянном творческом поиске. Интересная и увлекательная работа по расширению и созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Работа ДОУ по формированию духовно-нравственного развития дошкольников осуществляется также через использование современной образовательнойтехнологии проектной деятельности, ходе которой воспитанники ДОУ совместно с педагогами и родителями добывают знания об истории и культуре разных народов; о малой Родине, символах города, края и страны; овладевают позитивным отношением к окружающему миру, получают право на саморазвитие.
Педагогами детей старшего дошкольного возраста, совместно с их родителями, реализовано множество проектов, способствующих формированию нравственных, семейных, культурных ценностей, например, проекты на тему: «Моя Семья», «Древо жизни», «Мой город Белоярский»,
«Берегите белых журавлей», «Матрёшка – душа России, «Деревянные игрушки», «Культура и традиции народов ханты и манси», «Куклы народов Севера», многие из которых стали победителями муниципальных конкурсов. В подготовке проектов, как правило, активное участию принимают родители дошкольников.
Таким образом, использование метода проектной деятельности является эффективным средством духовно-нравственного развития личности дошкольника.
Но, как бы активно не решались задачи по духовно-нравственному развитию личности в стенах ДОУ, ведущая роль в её становлении принадлежит семье, ведь благодаря примеру родителей, ребенок приобретаетсвой первый социокультурный опыт. В современной педагогике решать задачу объединения усилий ДОУ и семьи для более успешного духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника позволяет программа
«Социокультурные истоки», которую с 2015 – 2016 учебного года реализует наше учреждение. Содержание программы включает: фольклор русского народа, знакомство с народными игрушками и лучшими образцами классиков русской литературы, с картинами выдающихся художников, с музыкальными произведения русских композиторов.
Внедрение программы осуществляется постепенно, начиная с младшей группы детского сада. На основе русских- сказок, потешек, песенок и хороводных игр у детей формируются понятия: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга». Повседневная работа осуществляется через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение и
позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного, познавательного и речевого развития детей. Через знакомство с русским фольклором происходит познание окружающего мира, формируются нравственные взаимоотношения.
Вся деятельность, организованная педагогами в течение месяца, является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое проводится в последнюю неделю месяца, совместно с родителями с помощью активной формы обучения – ресурсного круга.
Новая форма взаимодействия формирует коммуникативные навыки, способствует доверительному общению всех участников образовательного процесса, дает им возможность выражать свое мнение, договариваться, родителям делиться положительным опытом воспитания детей. Действенным результатом совместной работы ДОУ и семьи по программе «Социокультурные истоки», является создание тематических альбомов: «Любимое имя моего ребенка», «Добрые слова», «Ласковая песенка - колыбельная». Работа над альбомами – это совместное семейное творчество, способствующее укреплению детско-родительских отношений, выявлению творческих способностей, формированию чувства ответственности за порученное дело
Имеющийся опыт работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей-дошкольников показывает, что только активное, плодотворное сотрудничество педагогов и семьи, может обеспечить положительные результаты проводимой работы. Поэтому, перспективной задачей для педагогического коллектива является – помочь каждому родителю осознать, что именно семья ответственна за воспитание своего ребенка, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.
Литература:
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
- «Истоковедение». Том 5. Издание 5-. М.:Издательский дом «Истоки», 2014. 3.«С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005г.
4. «Российский этнографический музей – детям»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений (Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.
Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника на примере жизни святых
Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...
Семья и детский сад, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника
Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает. Дошкольный возраст...
Семья и детский сад, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника
Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает. Дошкольный возраст...
Место педагога в системе взаимоотношений семьи и государства при формировании духовно-нравственных основ личности дошкольника
Взаимодействие участников образовательного процесса при воспитании духовно-нравственной основы личности ребенка...