Семья и детский сад, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника
статья
Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает.
Дошкольный возраст -это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение - семья, друзья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_duhovno_nravstvennom_vospitanii.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и детский сад, как социокультурная среда формирования
духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника
«Годы детства - это, прежде всего, а воспитание патриотических
чувств без воспитания сердца невозможно»
В.А.Сухомлинский
Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает.
Дошкольный возраст -это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение - семья, друзья.
Наши дети –это будущие чиновники, руководители, защитники нашей Родины, мамы, папы, и какими они вырастут зависит от нас.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст-это стартовый период всех высоких человеческих начал.
Oсобую роль в окружающей среде рeбёнка - дошкольника играет семья и детский сад. Oни как бы пeрвые сoциальные институты для детей, которые способны обеспечивать полноту и целостность для формирования личности.
Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление, в настоящее время, наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственностью поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Поэтому, сегодня необходимо формировать у детей такие понятия, как любовь и уважение к семье, дому, Родине; прививать чувство долга, чести, совести, ответственности. И важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как, дошкольный возраст – уникальный период, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладывается фундамент его личности, происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим, задача духовно-нравственного воспитания дошкольника имеет чрезвычайную значимость.
Актуальность данного направления в современной педагогике отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в соответствии с которым, особое внимание в развитии ребенка - дошкольника должно уделяться формированию его духовно – нравственных и социокультурных ценностей, приобщению к традициям семьи, общества и государства. И как раз в этом случае дошкольное учреждение, при условии грамотного построения работы, обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьёй, взаимодействия с родителями. Что помогло бы реализовать многое для развития личности ребёнка.
Достижение цели осуществляется через решение ряда задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, городу, краю, Родине; развитие интереса к традициям и промыслам разных народов страны; знакомство с государственными символами; формирование патриотизма, нравственности, толерантности.
Система работы, по духовно-нравственному развитию детей, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач и осуществляется через все формы работы с педагогами, детьми, родителями: ООД, проектную, игровую, трудовую, досуговую деятельность; взаимодействие с социальными партнерами.
Проводимая работа, помогает приобщить детей к истокам национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма, нравственности, духовности; развивает способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формирует способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Работа в данном направлении осуществляется также через использование современной образовательной технологии проектной деятельности, в ходе которой, воспитанники, совместно с педагогами и родителями, добывают знания об истории и культуре разных народов; о малой Родине, символах города, края и страны; овладевают позитивным отношением к окружающему миру, получают право на саморазвитие.
Совместно с родителями, реализовано множество проектов, способствующих формированию нравственных, семейных, культурных ценностей, например, проекты на тему: «Моя Семья», «Древо жизни», «Мой город Саранск», «Берегите белых журавлей», «Матрёшка – душа России, «Деревянные игрушки», «Культура и традиции народов Мордовии» и много других проектов. В реализации проектов, как правило, активное участие принимают родители дошкольников.
Таким образом, использование метода проектной деятельности, является эффективным средством духовно-нравственного развития личности дошкольника.
Но, как бы активно не решались задачи по духовно-нравственному развитию личности в МАДОУ, ведущая роль в её становлении принадлежит семье, ведь благодаря примеру родителей, ребенок приобретает свой первый социокультурный опыт.
Вся деятельность, организованная мной в течение месяца, является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое проводится в последнюю неделю месяца, совместно с родителями, с помощью активной формы обучения – ресурсного круга.
Новая форма взаимодействия формирует у детей коммуникативные навыки, способствует доверительному общению всех участников образовательного процесса, дает им возможность выражать свое мнение, договариваться, родителям делиться положительным опытом воспитания детей. Действенным результатом совместной работы МАДОУ и семьи является создание тематических альбомов: «Любимое имя моего ребенка», «Добрые слова», «Ласковая песенка - колыбельная». Работа над альбомами – это совместное семейное творчество, способствующее укреплению детско-родительских отношений, выявлению творческих способностей, формированию чувства ответственности за порученное дело.
Имеющийся опыт работы МАДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников показывает, что только активное, плодотворное сотрудничество педагогов и семьи, может обеспечить положительные результаты проводимой работы. Поэтому, перспективной задачей для педагогического коллектива является: помочь каждому родителю осознать, что именно семья ответственна за воспитание своего ребенка, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.
Литература
1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования [п.2.6].
2. «Истоковедение». Том 5. Издание 5. М.:Издательский дом «Истоки», 2014.
3.«С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005г.
4. «Российский этнографический музей – детям»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений (Ботякова О.А., ЗязеваЛ.К., Прокофьева С.А. и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...
Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка.
Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка....
"Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности"
Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором....
" Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка "
Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором....
"Семья и ДОУ, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности дошкольника"
обобщение опыта работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...
Семья и детский сад, как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника
Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает. Дошкольный возраст...
«Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребенка»
Работа с семьей в ДОО...