Мануальная гимнастика
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Мануальные физкультминутки и пальчиковая гимнастика для детей 5-7 лет.
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев», — говорил
В. А. Сухомлинский.
И с этим высказыванием не поспоришь. Период от рождения до школьного возраста является самым благоприятным для формирования умений и навыков.
Модные тенденции раннего развития заставляют родителей искать все новые методы обучения детей. Однако многие порой забывают, что ведущим видом деятельности для ребенка является игра.
Поэтому нужно обращать внимание на способы развития интеллекта, навыков и умений, которые будут соответствовать, прежде всего, возрасту ребенка.
Если с пальчиковыми играми для малышей все понятно: они незамысловатые, носят больше развлекательный характер, то пальчиковая гимнастика для ребят 5-7 лет должна стать хорошим подспорьем в подготовке к письму.
Нельзя не сказать о том, что развитие речи напрямую связано с манипулятивной способностью руки, и значение пальчиковой гимнастики при этом играет важную роль.
Тип игр-упражнений характеризуется полезностью для развития тех или иных индивидуальных особенностей ребенка (внимание, память, зрительно-моторная координация, мелкая моторика и т.д.). Целью игр-упражнений, связанных с деятельностью руки, является концентрация внимания ребенка на мануальном способе выполнения того или иного игрового действия. Игры данного типа могут представлять собой комплекс специальных занятий или особых форм обучения, в которых эффективно решаются учебно-воспитательные задачи. Игры-упражнения снимают тревожность, позволяют детям преодолевать изолированность в общении и ощущение неудачи в учебной деятельности, хорошо развивают тонкие движения пальцев, мышцы предплечья, глазомер.
Правила проведения пальчиковой гимнастики
1)Занятие нельзя проводить, когда ребенок болен, устал или находится в плохом настроении.
Несоблюдение данного правила может надолго отбить у вашего ребенка желание заниматься. Практика показывает, что подобные занятия неэффективны;
2)У ребенка должен быть свой рабочий уголок. Лучше всего, если это будет хорошо освещенное место, возможно, письменный стол и удобный, подобранный по росту, стул;
3)Необходимо исключить все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, работающий телевизор, игрушки;
4)Занятия должны носить игровой характер, иначе они просто наскучат ребенку;
5)Продолжительность занятия не должна быть больше 7-10 минут.
Особенности пальчиковой гимнастики для детей 5-7 лет
Начиная с 5 лет, пальчиковая гимнастика для детей сводится к более сложным манипуляциям. Ребят просят рассказать с помощью рук стихотворение, или спеть песенку, где приходится часто менять фигуры.
В этом же возрасте становятся возможными упражнения, где необходимо совмещать пальцы рук в определенной последовательности 1 и 2, 1 – 3 и так далее на одной руке, потом на другой, далее на обеих одновременно. Самыми интересными для дошкольников являются задания, в которых просят изобразить какое-либо животное с помощью рук и дополнительных материалов.
Проводя занятия, нужно обращать внимание на:
- качество составленной фигуры;
- движения отдельных пальцев, координацию;
- совместную работу кисти и пальцев;
- умение удерживать предметы пальцами.
Чем занять? Пальчиковая разминка
Для ориентирования родителей, которым интересен данный метод развития ребенка и его подготовки к школе, можно отметить некоторые виды упражнений, они, несомненно, принесут большую пользу
В качестве примера игры-упражнения приведу описание игры «Гоночная трасса». На поверхности стола, пола или другой, специально созданной, образуется "колея" (некоторое углубление или просто нарисованная линия). "Колея" представляет собой замкнутое, но изогнутое в разных направлениях очертание. Игроки, используя небольшой предмет (машинку, грецкий орех, шарик и т.п.), должны продвигать своеобразного "гонщика" от старта к финишу, совершая при этом разнообразные движения кистью руки. Правила данной игры-упражнения могут усложняться: не перехватывая предмет рукой, не отрывая предмет от "колеи", не менять своего положения относительно игровой поверхности. В связи с этим упражняется в подвижности и запястье, т.е. разрабатываются соответствующие мышцы кисти руки, двигательная активность которых очень важна в начальный период овладения навыками письма. В социальном плане, в зависимости от предварительной мотивации, данное упражнение может рассматриваться и как способ коммуникации между игроками (вариант игры "кольцевые гонки"), и как способ сотрудничества (помощь болельщиков). Кроме того, игра может предполагать различные вариации и дополнения. В качестве "гонщика", можно использовать предметы разнообразных материалов (войлока, стекла, глины, дерева, металла) и форм. «Ежовые колючки» Материал: картон, ножницы, скрепки. Цель: упражнения: развитие визуальной координации движений рук, аккуратности выполненного движения. Описание: нарисовать (или по образцу перевести) и вырезать фигуру ежа; прицепить ему на спинку скрепки, выполнив, таким образом колючки. «Конфетти» Материал: бумага, дырокол, пустые коробочки или баночки. Цель упражнения: развитие координации движений рук, пинцетного хвата. Описание: бумага прокалывается дыроколом (нарезается или рвется на мелкие кусочки), рассыпается на столе; затем либо складывается по определенному критерию (цвет, форма) в пустые коробочки, либо из этих конфетти составляется мозаика на столе. «Ватбол» Материал: вата, резиновая груша, гладкая поверхность. Цель упражнения: развитие силы пальцев. Описание: вату скатать в комочки; надавливая на резиновую грушу, воздухом загонять ватные комочки в ворота (или попадать в цель). «Бусинки» Материал: пинцет, разноцветные бусинки, рисунок, изображенный на листе бумаги, на деревянной или фанерной дощечке. Цель упражнения: развитие точности и координации движений, пинцетного хвата. Описание: эскиз рисунка или рисуется, или заранее выбирается в деревянной подкладке; пинцетом вынимаются бусинки и из них складывается рисунок; так же рисунок можно раскрашивать. «Новая картинка» Материал: цветная бумага, старые газеты, журналы, иллюстрации, клей. Цель упражнения: развитие точности движений, координации движения рук. Описание: из старых журналов аккуратными движениями пальцев вырывать картинки или фигурки и составлять на цветном фоне новые сюжеты. Вариант: в старых газетах, по столбцам статей, карандашом или фломастером прочертить контуры домиков, машинок и т.д. и, аккуратно разрывая их, складывать сюжет рисунка на цветном фоне. «Дождь» Материал: бумага для рисования, карандаши. Цель упражнения: выработка ритмичности движений, совершенствование мускульного аппарата и приобретение графических навыков. Описание: Дети рисуют разнообразный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от "ветра” - капли рисуются в виде штрихов, точек, сплошных линий. При этом графические движения ребенка сопровождаются словами "кап-кап”, произносимыми в быстром или медленном темпе. |
Отлично подойдет для работы стихотворение Е. Серебровой:
«Как у нашей Галечки
Есть на ручках пальчики.
Есть мизинчик, безымянный,
Средний, указательный
И большой. Их имена
Запомним обязательно.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинай считать опять.
Пять, четыре, три, два, раз.
Сколько пальчиков у нас? »
В настоящее время можно найти огромное количество стихотворений, под которые ребенок с удовольствием будет выполнять упражнения.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
«Колечки»
Сомкнуть указательный и большой пальцы правой руки, а на левой – большой палец и мизинец. Получилось два «кольца». Пальцы рук ребенок должен сомкнуть так, чтобы на каждой руке поочередно получались «большое» и «малое» колечко.
«Кулачки»
Ребенок сгибает руки в локтях, кладет их на стол. Сначала в медленном, а потом и в быстром темпе сжимает-разжимает кулаки. Упражнение выполняется до появления усталости. Затем руки нужно встряхнуть и расслабить.
«Моторчик»
Ребенок сцепляет руки в замок, начинает вращать большие пальцы друг вокруг друга, увеличивая темп.
«Ухо-нос»
Правой рукой держать кончик носа, а левой — противоположное ухо, затем одновременно поменять положение рук.
«Слон»
На прогулку вышел слон,
(Средний палец правой руки – «хобот»)
Хоботом качает он.
(Все остальные пальцы – «ноги» слона)
Топ-топ, топ-топ…
(Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли.)
Говорю слону я: «Стоп!» («Слон» останавливается.)
Можно изображать слона попеременно левой и правой рукой.
«Лодочка»
Две ладошки прижму, И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
Мышка Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
«Шла кукушка»
Шла кукушка мимо рынка,
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
У неё была корзинка, (Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
А корзинка на пол - бух! (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
Полетело (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи.
Десять (девять, восемь ит.д.) мух!
Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
В настоящее время родители могут найти не один десяток упражнений для пальчиковой гимнастики. Главное, конечно, не это. Эффективность подобной зарядки будет высока лишь в том случае, если ребенок будет увлечен.
Для этого родители сами должны включиться в игру и стать лучшими учителями для своих малышей. И всегда помните, уважаемые родители, цели и задачи пальчиковой гимнастики -помочь вашему ребенку полноценно развиться.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (мануальный массаж О. Приходько мышц артикуляционного аппарата) с ребёнком 4-х лет со стёртой
Конспект индивидуального логопедического занятия...
Развитие мануальных навыков у детей дошкольного возраста
Методические рекомендации воспитателям и родителям по работе с детьми над развитием мелкой моторики...
Мануальные физкультминутки и пальчиковая гимнастика для детей 5-7 лет.
В данной статье представлен материал для родителей о пользе пальчиковой гимнастики и мануальных физминуток, при подготовке детей к школе. Тип игр-упражнений характеризуется полезностью для развит...
Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...
Технологии коррекции мануальной диспраксии как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР.
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) наряду с недоразвитием всех речевых компонентов отмечаются проблемы психомоторного развития, которые характеризуются как мануальная диспраксия. Одним из ...
Опросник для определения мануальных предпочтений ребенка (ведущей руки).
В работе представлены 2 опросника для определения мануальных предпочтений у детей....
УДК 376.1 Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и Су-Джок терапии The development of speech in older preschool children through manual and Su-Jok therapy
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством Су-Джок терапии...