Игры и упражнения, которые помогают развивать фонематическое восприятие
консультация (подготовительная группа)
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_kotorye_pomogayut_razvivat_fonematicheskoe_vospriyatie.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения, которые помогают развивать фонематическое восприятие
Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, усвоения правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения учащимся чтения и письма.
Дети с хорошим фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. При этом, у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес).
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.
1. Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
2. Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
3. Отвечай – не торопясь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.
Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
- Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
- Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
- Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
- Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
- Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики…)
4. Исправь Незнайкины ошибки.
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:
- Какой первый (последний) звук в слове собака?
- Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
- Сколько слогов в слове кошка (корова)?
- Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.
5. Паучок.
Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.
Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.
На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.
Проверим, как вы можете делить слова на слоги.
- Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
- Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
- Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
- Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.
6. Поймай слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
7. Разбросай слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
8. Крестики – нолики
Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.
Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
А
Х | О | Х |
Х | Х | Х |
О | Х | О |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем фонематическое восприятие, слуховое внимание и память в игре
В моей работе указаны этапы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет, которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму.
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет, которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму....
Игры и упражнения направленные на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Консультация для педагогов...
Альбом упражнений для дошкольников Н.М.Миронова "Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей группы"
Альбом входит в комплект пособий по развитию слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы...
Играем дома."Развиваем фонематическое восприятие"
В презентации представлены образцы игр для развития фонематического слуха и восприятия ребенка...
Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия у детей с ОВЗ среднего и старшего дошкольного возраста
Представленные в формате таблицы игры и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия у детей с ОВЗ среднего и старшего дошкольного возраста будут удобны как для специалистов, так и ...
Методическая разработка ( из опыта работы) «Играем, развивая фонематическое восприятие»
Игры на развитие фонематического Залог успешного обучения элементам грамоты в дошкольном возрасте - развитие фонематического восприятия. В этом возрасте основной вид деятельности ребенка – игра....