Методическая разработка ( из опыта работы) «Играем, развивая фонематическое восприятие»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Полукова Нина Алексеевна

Игры на развитие фонематического Залог успешного обучения элементам грамоты в дошкольном возрасте - развитие фонематического восприятия. В этом возрасте основной вид деятельности ребенка – игра. Занимательная игровая ситуация помогает детям комфортно и эффективно развивать фонематическое восприятие. Я предлагаю игры, которые провожу с детьми давно, но они и сейчас во времена ИКТ работают и дают очень хорошие результаты. восприятия для детей подготовительной группы.                                   Игра «Кто лишний ?»

Описание игры.

           Есть много вариантов проведения этой игры. Один из них – для игры беру несколько сказочных персонажей ( из коллекции деревянных игрушек), например: Медведь, Айболит, Винни–Пух, Петрушка, Незнайка. Детям необходимо определить персонажа, у которого звук в начале слова отличается от других. (учить дифференцировать:  гласные – согласные,  твердые - мягкие согласные).

    Дети должны ответить: « Айболит – в начале этого слова гласный звук , у других – мягкий согласный.» и т. д.

 

image                    image

                                           

 

                                              Игра «Сказочные замки»

 

Описание игры.

Красиво оформленные «замки» (красного, синего, зеленого цвета) располагаются на доске или в разных местах кабинета, группы. Игра проводится индивидуально или с подгруппой.

1 вариант. У каждого ребенка предметные картинки на гласные, твердые, мягкие согласные звуки. Предлагается расселить предметы по замкам.

2 вариант. Дети называют, кто может жить в красном, синем, зеленом замке (без картинок).

3 вариант. Предлагается детям назвать сказочных персонажей, которые могли бы поселиться в каждом из этих замков.

 

 

                             image                   

 

 

 

                                                      Игра «Сказка»

Описание игры.

Проводится игра, как индивидуально, так и с подгруппой (в этом случае используются , соответственно, большие и маленькие карточки). Дети по первым звукам в названии предметных картинок составляют  слово. Если слово составлено правильно, то на обратной стороне карточек получается сюжет из сказки.    

                                                                                                                                                                           

imageimage

image

image

imageimage

image

 

 

 

Игра «Зашифрованное слово»

Описание игры.

 

Детям раздаются карточки, на которых изображены разные предметы. По первым звукам названия предметов каждый ребенок составляет слово. При выполнении задания предусмотрено три уровня сложности.

                                      Слова состоят:

  1. из одного слога
  2. из двух слогов
  3. из трех слогов
  4. из четырех слогов

image

 

.

 

 

 

 

 

Электронная игра «Зажги лампочку»

Игра, которая детям очень нравится -  на сочетание слухового и зрительного восприятия

Описание игры.

 Ребёнок должен найти картинку на заданный звук  и  букву, одновременно нажать на кнопки. Если задание выполнено правильно, загорается лампочка.

Задание:

1 вариант. Зажги лампочку со звуком «А», «М», «О»…

2 вариант. Зажги лампочку с мягким согласным звуком

                                                с твердым согласным звуком

                                                с любым гласным звуком       

                                                с всегда твёрдым согласным звуком

                                                с всегда мягким согласным звуком

 

 

image

     

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с воспитателями " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников ".

Консультация для воспитателей " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников "....

Развиваем фонематическое восприятие, слуховое внимание и память в игре

В моей работе указаны этапы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Памятка. Серия "Развиваем фонематическое восприятие"

Методическая подборка из памяток для родителей, рассказывающих о необходимости развития фонематического восприятия у етей, а также о разнообразии игр, способствующих развития фонематического слуха[[{"...

"Развиваем фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи" Консультация для воспитателей.

Театрализованные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими ви...

Буклет для родителей "Развиваем фонематическое восприятие"

Ваш ребенок ходит в школу, но под диктовку пишет с ошибками. В чем же причина? Чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой. Трудности, ...

Альбом упражнений для дошкольников Н.М.Миронова "Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей группы"

Альбом входит в  комплект пособий по развитию слухового  внимания и фонематического   восприятия у детей старшей логопедической группы...