РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА.
методическая разработка (средняя группа)
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяют педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Одним из таких дидактических средств являются счетные палочки Кюизенера. Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером. Педагоги, занимаясь с детьми, палочки называют также цветными числами, счетными палочками, цветными палочками, цветными линеечками. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность и универсальность. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач. 83 Палочки X. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических и практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей. С математической точки зрения, палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка [1]. Комплект цветных чисел содержит 241 палочку; каждая палочка делается из дерева или пластмассы и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратны пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых»), целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство». Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Существует и плоскостной вариант палочек, состоящий из цветных полосок плотной бумаги или картона. Окрашиваются они так же, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе. Они не требуют особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Применение цветных полосок также интересно и разнообразно, как и объемный вариант. Лишь немногие предложенные задания нельзя выполнить с помощью плоскостного варианта. Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе, в то время как полоски можно размещать как на столе (в горизонтальной плоскости), так и на фланелеграфе (в вертикальной плоскости). С палочками и полосками можно играть и на полу. Возможны разные варианты использования их в работе: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками, чередование того и другого набора и, наконец, предоставление возможности ребенку выбрать (по желанию) дидактическое средство, учитывая характер задания [3]. 84 Целесообразно организовывать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера: во-первых, вне занятий – наличие наборов палочек или полосок в предметно – развивающей среде группы (математический центр); во-вторых, в совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование из палочек, моделирование цветными полосками); в-третьих, на занятиях (комплексных, интегрированных), обеспечивающих наглядность, системность и доступность, смену видов деятельности. Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того, возможна и фронтальная работа со всей группой детей. Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни развития детей. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек (полосок) помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставить возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предполагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей [1]. Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе цветные палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. На втором этапе цветные палочки выступают как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием 85 нового. Ребенок быстро научиться переводить игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел. Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех, четырех. Работая с цветными палочками, дети приобщаются к моделированию. С моделированием дети знакомятся с младшего дошкольного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия [4]. Таким образом, палочки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек (полосок) поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте) [2].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активизация познавательных процессов с помощью палочек кюизенера"
Презентация1 слайд.Сегодня я хочу вам прорекламировать игру палочки Кюизенера. Эта игра уникальна. Универсальность в том что с помощью этой игры можно решать задачи: сравнение, анализ, синтез, обобщен...
Конспект занятия непрерывной образовательной деятельности на развитие познавательно-творческих способностей с использованием современных игровых технологий "Блоки Дьеныша", палочки Кюизенера. "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского
В данном конспекте "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского, занятие раскрывает несколько задач: образовательные, развивающие, воспитательные. Занятие знакомит со сказками Корнея Ивановича ...
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с помощью палочек Кюизенера
Для современной образовательной системы проблема умственного развития чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и ...
Конспект интегрированного занятия по математическому развитию в старшей группе «Закрепление состава числа 4 с помощью палочек Кюизенера»
презентация к занятию...
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию «Состав числа 10» в подготовительной группе занятия с использованием палочек Кюизенера
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию «Состав числа 10» в подготовительной группе занятия с использованием палочек Кюизенера...
Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"
Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"...