Презентация «Числа в цвете. Игровые занятия с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по математике (средняя группа)

Лобашева Наталия Викторовна

Джордж Кюизенер (годы жизни 1891-1976 гг.) - Бельгийский педагог. Долгое время работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения детей математическим способностям. Он разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа». Это палочки Кюизенера – счетные палочки, «числа в цвете», цветные палочки, цветные числа, цветные линеечки.

Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.

С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации.

Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.

К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Числа в цвете. Игровые занятия с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста» Использование палочек Кюизенера дома для игр с детьми. Автор: Лобашева Н.В.

Слайд 2

История возникновения Так же Д.Кюизенер является автором книги , в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета» , или как их называл сам автор «числа в цвете». В книге приведены разнообразные интересные обучающие игры и упражнения, благодаря которым ребенок в ходе игры сначала под присмотром и с помощью взрослого, а затем и самостоятельной работой постигает абстрактное понятие числа, его формирование из других чисел. Так ребенок начинает учиться считать. Джордж Кюизенер (годы жизни 1891-1976 гг.) - Бельгийский педагог. Долгое время работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения детей математическим способностям. Он разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа». Палочки Кюизенера – это счетные палочки, «числа в цвете», цветные палочки, цветные числа, цветные линеечки.

Слайд 3

Возрастные особенности Занятия рекомендованы с детьми от 3 до 7 лет. Основная причина в ограничении - безопасность. Самые маленькие палочки белого цвета - кубики с гранью в 1 см. Есть риск, что маленький ребенок может их проглотить. Занятия можно разделить на три последовательных этапа : Знакомство с палочками . Ребенок играет с ними, как с обычными кубиками. Задача в том, чтобы малыш хорошо ориентировался в цветах и размерах палочек. Тренируется цветовосприятие и мелкая моторика. Упражнения по схемам . В продаже много тематических альбомов для палочек Кюизенера со схемами. На этом этапе развивается воображение, фантазия и пространственное мышление. Изучается состав палочек . На этом этапе формируется понятие «больше-меньше», «право-лево» и другие. Ребенок учится комбинировать по признакам. Знакомство с простыми математическими действиями . Этот этап ориентировочно начинается с 4- х лет. Углубление в математику, знакомство с долями . На всех этапах, кроме самого первого, необходимо присутствие и работа взрослого. Важно! Самостоятельная работа с палочками Кюизенера не даст никаких результатов.

Слайд 4

Цветные счетные палочки Кюизенера Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения . К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Слайд 5

Цветные счетные палочки Кюизенера С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др. Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т.д. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство». В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Слайд 6

МАТЕМАТИКА ДОШКОЛЬНИКАМ НА ПАЛОЧКАХ КЮИЗЕНЕРА. С ЧЕГО НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО С ПАЛОЧКАМИ? 1. «Один и много. Много и один». Где один? Где много? Сравнение множеств. Больше, меньше; длиннее короче. Понятие равенство показываем на палочках. 2. «Понятие цифры». Каждая палочка имеет имя, оно записывается цифрой. (Картонные цифры и знаки входят в состав игры). Давай подпишем синюю палочку, и розовую… Как называется красная палочка, давай подберем к ней цифру!

Слайд 7

МАТЕМАТИКА ДОШКОЛЬНИКАМ НА ПАЛОЧКАХ КЮИЗЕНЕРА. С ЧЕГО НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО С ПАЛОЧКАМИ? 3. «Состав числа из единиц. Сколько единиц в числе, таково и число». Где один? Где много? Исследовательская деятельность детей: определить сколько единиц в палочке розового цвета, в палочке черного цвета. Длину каждой палочки можно обозначить цифрой, а при сравнении использовать знаки <, >, = 4. «Формируем представление больше, меньше. На сколько больше (меньше). Уравнивание». 3 больше 2 на 1 6 меньше 7 на 1

Слайд 8

МАТЕМАТИКА ДОШКОЛЬНИКАМ НА ПАЛОЧКАХ КЮИЗЕНЕРА. С ЧЕГО НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО С ПАЛОЧКАМИ? 5. «Натуральный ряд. Построение натурального ряда». Первый этап: строим ряд до 5, второй этап – от 5 до 10. Ряды строим в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной. Давай построим лесенку! (Какая следующая ступенька? Давай посчитаем! (один, два, три …) Еще одна исследовательская работа – доказать, что каждое последующее число на 1 больше или на 1 меньше предыдущего.

Слайд 9

МАТЕМАТИКА ДОШКОЛЬНИКАМ НА ПАЛОЧКАХ КЮИЗЕНЕРА. С ЧЕГО НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО С ПАЛОЧКАМИ? 6. Палочки можно объединить в семейки: Белая семейка Черная семейка Красная семейка Синяя семейка Желтая семейка Можно отметить, что некоторые числа входят в несколько семеек. Как вы догадались, в семейки объединяются числа кратные 2,3,5 и простые числа. Один и семь - семейки – одиночки.

Слайд 10

МАТЕМАТИКА ДОШКОЛЬНИКАМ НА ПАЛОЧКАХ КЮИЗЕНЕРА. С ЧЕГО НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО С ПАЛОЧКАМИ? 7. Состав числа из двух меньших. Очень эффективно упражнение на закрепление состава числа из двух меньших. Дети не просто запомнят состав, а еще сами подберут число и прочувствуют состав тактильно. Пример упражнений: Соткем коврики . Давайте будем ткать ковер. Сложим ковер числа 7: Или соберем взлетную полосу для самолета.. Полезно записать (закодировать) свой коврик с помощью цифр. Интересно и раскодирование.

Слайд 11

ВСЕ ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ ПОСТЕПЕННО ВВОДЯТСЯ КАК ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ (НОД) Для использования на занятиях понадобится одна коробка цветных счетных палочек Кюизенера на 2-3 человека И, конечно, в образовательном процессе используем игры и пособия, которые позволяют системно работать с цветными счетными палочками Кюизенера. Младший возраст Средний возраст Старший возраст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста...

Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста

Палочки Кюизенера используются для того, чтобы развить у ребёнка интерес к математике в игровой форме. Логические игры с ним понравятся и любознательным малышам и старшим дошкольникам.Набор кюизенера ...

Методическая разработка сюжетно-игровые занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста

В данной работе представлен материал для работы с дошкольниками по физической культуре...

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее — коро...