Как помочь детям, имеющим трудности в овладении речью.
консультация

Пугачёва Лариса Анатольевна

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать, на что следует обратить самое пристальное внимание, не выжидать, пока всё образуется само собой. Существуют определённые неблагоприятные факторы, мешающие нормальному  процессу овладения необходимыми речевыми умениями, и родителям следует о них помнить и по возможности устранять как можно скорее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь детям,

имеющим трудности в овладении речью.

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать, на что следует обратить самое пристальное внимание, не выжидать, пока всё образуется само собой. Существуют определённые неблагоприятные факторы, мешающие нормальному  процессу овладения необходимыми речевыми умениями, и родителям следует о них помнить и по возможности устранять как можно скорее.

Что же должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей в разные возрастные периоды?

Два года

  1. Отсутствие речи  в два года при сохранном слухе.

Необходимо активное общение с взрослым путём жестов и любых звуков. Если оно есть, тот в ближайшем будущем должны появиться слова.

  1. Ребёнок достиг двух с половиной лет, а речь не появилась.

Надо начинать специальные активные занятия, чтобы побудить детей к разговору. Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка за отсутствие речи, чтобы не вызвать страха перед речью, боязни допустить ошибку. Требуется поощрение любых успехов в речи, поддержка малейших попыток пользоваться словами. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш будет поставлен перед необходимостью сказать что-либо.

Три года

  1. Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени.

Помощь состоит в стимуляции речи, предъявлении речевых образцов. Речь лучше развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать ребёнка к обслуживающему труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью собственную деятельность. Предложения, с какими вы обращаетесь к малышу, должны быть простыми, немногословными, с повтором ключевых слов в разных падежных формах.

  1.  На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается  нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведшей к перегрузке и, как следствие, к заиканию.

Следует снять излишние речевые перегрузки. Установить спокойный режим. При выраженном проявлении заикания необходима консультация у невролога и логопеда.

  1. Очень быстрый темп речи, «проглатывание окончаний», при этом частые повторения слогов, напоминающие заикание, но без судорог.

В данном случае главное – не фиксировать внимание ребёнка на этом дефекте, не передразнивать или повторять за ним его ошибочное произнесение. Дайте малышу установку говорить медленнее. Скорее всего, ваш малыш торопится не только в речи, поэтому надо нормализовать  весь двигательный режим, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной.

Четыре года

  1. Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены : вместо шипящих произносятся свистящие (Ш – С, Ж-З, Щ – Сь); звук Р заменяется на Л, Ль или Й. Кроме этого , возможны замены твердых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у 2-х летних.

Главная причина – недоразвитие фонематического слуха, поэтому надо проводить работу по его нормализации.

  1. Искаженное произношение отдельных согласных звуков: Р – горловое, произносимое без вибрации кончика языка – одноударное; Л- двугубное, похожее на английское W; свистящие звуки С, З, Ц – произносятся с просовыванием кончика языка между зубами.

Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление искаженных звуков на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильного произношения. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а закрепить в речи поставленный специалистом звук смогут и сами родители. Первое время ребенок будет забывать употреблять свой новый звук в каждом случае; роль родителей – заметить неправильность и попросить повторить то же слово верно. Если у ребенка нарушено несколько звуков из разных групп: свистящие С, З, Ц и сонорные Р, Л, - их исправляют одновременно. При закреплении звука лексический материал должен состоять только из правильно произносимых звуков (нельзя включать слова с теми звуками, которые ребенок еще не умеет правильно произносить).



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  группы «В детский сад идти пора»

Как помочь детям,

имеющим трудности в овладении речью.

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать, на что следует обратить самое пристальное внимание, не выжидать, пока всё образуется само собой. Существуют определённые неблагоприятные факторы, мешающие нормальному  процессу овладения необходимыми речевыми умениями, и родителям следует о них помнить и по возможности устранять как можно скорее.

Что же должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей в разные возрастные периоды?

Возраст до одного года

  1. Гуление в 3-4 месяца не усложняется и не переходит в лепет, затем постепенно угасает. Это свидетельствует о серьёзных нарушениях слуха.

Как можно скорее нужно обратиться к врачам-специалистам для обследования слуха ребёнка. Наибольший положительный эффект даст в данном случае ранняя коррекционная работа.

  1. Не развивается понимание речи при сохранном слухе к концу первого года жизни. Ребёнок не включается в работу по подражанию, не активен в игре с игрушками. Такие показатели свойственны детям с недоразвитием интеллекта.

В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи, поэтому основная помощь должна быть направлена на развитие познавательных интересов.

Два года

  1. Отсутствие речи  в два года при сохранном слухе.

Необходимо активное общение с взрослым путём жестов и любых звуков. Если оно есть, тот в ближайшем будущем должны появиться слова.

  1. Ребёнок достиг двух с половиной лет, а речь не появилась.

Надо начинать специальные активные занятия, чтобы побудить детей к разговору. Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка за отсутствие речи, чтобы не вызвать страха перед речью, боязни допустить ошибку. Требуется поощрение любых успехов в речи, поддержка малейших попыток пользоваться словами. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш будет поставлен перед необходимостью сказать что-либо.

Три года

  1. Отсутствие фразовой реи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени.

Помощь состоит в стимуляции речи, предъявлении речевых образцов. Речь лучше развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать ребёнка к обслуживающему труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью собственную деятельность. Предложения, с какими вы обращаетесь к малышу, должны быть простыми, немногословными, с повтором ключевых слов в разных падежных формах.

  1.  На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается  нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведшей к перегрузке и, как следствие, к заиканию.

Следует снять излишние речевые перегрузки. Установить спокойный режим. При выраженном проявлении заикания необходима консультация у невролога и логопеда.

  1. Очень быстрый темп речи, «проглатывание окончаний», при этом частые повторения слогов, напоминающие заикание, но без судорог.

В данном случае главное – не фиксировать внимание ребёнка на этом дефекте, не передразнивать или повторять за ним его ошибочное произнесение. Дайте малышу установку говорить медленнее. Скорее всего, ваш малыш торопится не только в речи, поэтому надо нормализовать  весь двигательный режим, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной.

Дневник речевого развития

Показатели речи в норме

Время появления

в норме

Достижения вашего малыша

 (время появления)

Ваши наблюдения

Слуховое сосредоточение на речевые звуки

1 мес.

Улыбка при общении со знакомыми людьми

2 мес.

Появление гуления

3 мес.

Комплекс оживления

3 мес.

Смех при общении с взрослыми

4 мес.

Появление «свирели» (певучего гуления)

5 мес.

Лепет

6 мес.

Начало подражания действиям взрослых

6 мес.

Появление и развитие модулированного лепета

8 мес.

Развитие подражательных движений («Ладушки»)

9 мес.

Начало понимания речи

10 мес.

Первые лепетные слова с соотнесением

10 – 11 мес.

Понимание простой инструкции, дополняемой жестами, 5 – 6 лепетных слов

11 – 12 мес.

Предложение из двух слов-корней

1 г. 3 мес.

Множественное число существительных

1 г. 8 мес.

Предложение из трёх слов, употребление винительного падежа существительных

1 г. 10 мес.

Активный словарь достигает 50 слов

1 г. 6 мес.

Активный словарь состоит из 200 – 400 слов

2 г.

Произнесение твёрдых согласных звуков Т, Д, Н.

2 г.

Употребляет местоимение «Я»

2 г. 3 мес.

Адекватно использует названия цветов

2 г. 6 мес.

Согласует имена прилагательные  с существительными в роде (кроме среднего)

К 3 г.

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде

К 3 г.

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями

С 2 л. 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи

К 3 г.

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи

С 2 л. 3 мес.

Произносит твёрдые звуки С, З, Ц

С 2 л. 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

К 3 г.

Начинает подбирать рифмы к словам

С 3 л.

учитель-логопед Пугачева Л. А.



Предварительный просмотр:

Дневник речевого развития

Показатели речи в норме

Время появления

в норме

Достижения вашего малыша

 (время появления)

Ваши наблюдения

Активный словарь состоит из 200 – 400 слов

2 г.

Произнесение твёрдых согласных звуков Т, Д, Н.

2 г.

Употребляет местоимение «Я»

2 г. 3 мес.

Адекватно использует названия цветов

2 г. 6 мес.

Согласует имена прилагательные  с существительными в роде (кроме среднего)

К 3 г.

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде

К 3 г.

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями

С 2 л. 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи

К 3 г.

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи

С 2 л. 3 мес.

Произносит твёрдые звуки С, З, Ц

С 2 л. 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

К 3 г.

Начинает подбирать рифмы к словам

С 3 л.

Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов

3 г. 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы

3 г. 1 мес.

Появляется словотворчество

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (звуком) типа ЖУК- ЛУК

К 4 годам

Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Ль, Л

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

К 4 годам

учитель-логопед Пугачева Л. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. ...

Родительское собрание “Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом“

План:1. Введение: что такое письменная речь2. Что необходимо для успешного овладения письмом3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом4. Основные направления работы при обучении...

Беседа с родителями на тему: Дети с недостатками развития испытывают значительные трудности при овладение речи.

Беседа с родителями на тему:  Дети с недостатками развития испытывают значительные трудности при овладение речи.I. Трудности в освоении у речи у ребенка с недостатками развития могут быть вызваны...

Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...

Как помочь ребенку избежать трудностей при овладении письмом? Советы логопеда родителям

В статье представлены практические рекомендации родителям детей дошкольного возраста по профилактике нарушений письма....

Как помочь детям, имеющим трудности в овладении речью.

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развити...

Использование разных анализаторных систем при формировании звуко-буквенной связи у детей с трудностями в овладении письменной речью.

Статья раскрывает способы формирования звуко-буквенной связи у детей с трудночтями в овладении письменной речью....