Как помочь детям, имеющим трудности в овладении речью.
консультация
Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать, на что следует обратить самое пристальное внимание, не выжидать, пока всё образуется само собой. Существуют определённые неблагоприятные факторы, мешающие нормальному процессу овладения необходимыми речевыми умениями, и родителям следует о них помнить и по возможности устранять как можно скорее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.15 КБ |
ranniy_vozrast.docx | 21.52 КБ |
dnevnik_rechevogo_razvitiya.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь детям,
имеющим трудности в овладении речью.
Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать, на что следует обратить самое пристальное внимание, не выжидать, пока всё образуется само собой. Существуют определённые неблагоприятные факторы, мешающие нормальному процессу овладения необходимыми речевыми умениями, и родителям следует о них помнить и по возможности устранять как можно скорее.
Что же должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей в разные возрастные периоды?
Два года
- Отсутствие речи в два года при сохранном слухе.
Необходимо активное общение с взрослым путём жестов и любых звуков. Если оно есть, тот в ближайшем будущем должны появиться слова.
- Ребёнок достиг двух с половиной лет, а речь не появилась.
Надо начинать специальные активные занятия, чтобы побудить детей к разговору. Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка за отсутствие речи, чтобы не вызвать страха перед речью, боязни допустить ошибку. Требуется поощрение любых успехов в речи, поддержка малейших попыток пользоваться словами. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш будет поставлен перед необходимостью сказать что-либо.
Три года
- Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени.
Помощь состоит в стимуляции речи, предъявлении речевых образцов. Речь лучше развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать ребёнка к обслуживающему труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью собственную деятельность. Предложения, с какими вы обращаетесь к малышу, должны быть простыми, немногословными, с повтором ключевых слов в разных падежных формах.
- На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведшей к перегрузке и, как следствие, к заиканию.
Следует снять излишние речевые перегрузки. Установить спокойный режим. При выраженном проявлении заикания необходима консультация у невролога и логопеда.
- Очень быстрый темп речи, «проглатывание окончаний», при этом частые повторения слогов, напоминающие заикание, но без судорог.
В данном случае главное – не фиксировать внимание ребёнка на этом дефекте, не передразнивать или повторять за ним его ошибочное произнесение. Дайте малышу установку говорить медленнее. Скорее всего, ваш малыш торопится не только в речи, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной.
Четыре года
- Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены : вместо шипящих произносятся свистящие (Ш – С, Ж-З, Щ – Сь); звук Р заменяется на Л, Ль или Й. Кроме этого , возможны замены твердых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у 2-х летних.
Главная причина – недоразвитие фонематического слуха, поэтому надо проводить работу по его нормализации.
- Искаженное произношение отдельных согласных звуков: Р – горловое, произносимое без вибрации кончика языка – одноударное; Л- двугубное, похожее на английское W; свистящие звуки С, З, Ц – произносятся с просовыванием кончика языка между зубами.
Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление искаженных звуков на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильного произношения. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а закрепить в речи поставленный специалистом звук смогут и сами родители. Первое время ребенок будет забывать употреблять свой новый звук в каждом случае; роль родителей – заметить неправильность и попросить повторить то же слово верно. Если у ребенка нарушено несколько звуков из разных групп: свистящие С, З, Ц и сонорные Р, Л, - их исправляют одновременно. При закреплении звука лексический материал должен состоять только из правильно произносимых звуков (нельзя включать слова с теми звуками, которые ребенок еще не умеет правильно произносить).
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей группы «В детский сад идти пора»
Как помочь детям,
имеющим трудности в овладении речью.
Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать, на что следует обратить самое пристальное внимание, не выжидать, пока всё образуется само собой. Существуют определённые неблагоприятные факторы, мешающие нормальному процессу овладения необходимыми речевыми умениями, и родителям следует о них помнить и по возможности устранять как можно скорее.
Что же должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей в разные возрастные периоды?
Возраст до одного года
- Гуление в 3-4 месяца не усложняется и не переходит в лепет, затем постепенно угасает. Это свидетельствует о серьёзных нарушениях слуха.
Как можно скорее нужно обратиться к врачам-специалистам для обследования слуха ребёнка. Наибольший положительный эффект даст в данном случае ранняя коррекционная работа.
- Не развивается понимание речи при сохранном слухе к концу первого года жизни. Ребёнок не включается в работу по подражанию, не активен в игре с игрушками. Такие показатели свойственны детям с недоразвитием интеллекта.
В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи, поэтому основная помощь должна быть направлена на развитие познавательных интересов.
Два года
- Отсутствие речи в два года при сохранном слухе.
Необходимо активное общение с взрослым путём жестов и любых звуков. Если оно есть, тот в ближайшем будущем должны появиться слова.
- Ребёнок достиг двух с половиной лет, а речь не появилась.
Надо начинать специальные активные занятия, чтобы побудить детей к разговору. Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка за отсутствие речи, чтобы не вызвать страха перед речью, боязни допустить ошибку. Требуется поощрение любых успехов в речи, поддержка малейших попыток пользоваться словами. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш будет поставлен перед необходимостью сказать что-либо.
Три года
- Отсутствие фразовой реи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени.
Помощь состоит в стимуляции речи, предъявлении речевых образцов. Речь лучше развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать ребёнка к обслуживающему труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью собственную деятельность. Предложения, с какими вы обращаетесь к малышу, должны быть простыми, немногословными, с повтором ключевых слов в разных падежных формах.
- На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведшей к перегрузке и, как следствие, к заиканию.
Следует снять излишние речевые перегрузки. Установить спокойный режим. При выраженном проявлении заикания необходима консультация у невролога и логопеда.
- Очень быстрый темп речи, «проглатывание окончаний», при этом частые повторения слогов, напоминающие заикание, но без судорог.
В данном случае главное – не фиксировать внимание ребёнка на этом дефекте, не передразнивать или повторять за ним его ошибочное произнесение. Дайте малышу установку говорить медленнее. Скорее всего, ваш малыш торопится не только в речи, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной.
Дневник речевого развития
Показатели речи в норме | Время появления в норме | Достижения вашего малыша (время появления) | Ваши наблюдения |
Слуховое сосредоточение на речевые звуки | 1 мес. | ||
Улыбка при общении со знакомыми людьми | 2 мес. | ||
Появление гуления | 3 мес. | ||
Комплекс оживления | 3 мес. | ||
Смех при общении с взрослыми | 4 мес. | ||
Появление «свирели» (певучего гуления) | 5 мес. | ||
Лепет | 6 мес. | ||
Начало подражания действиям взрослых | 6 мес. | ||
Появление и развитие модулированного лепета | 8 мес. | ||
Развитие подражательных движений («Ладушки») | 9 мес. | ||
Начало понимания речи | 10 мес. | ||
Первые лепетные слова с соотнесением | 10 – 11 мес. | ||
Понимание простой инструкции, дополняемой жестами, 5 – 6 лепетных слов | 11 – 12 мес. | ||
Предложение из двух слов-корней | 1 г. 3 мес. | ||
Множественное число существительных | 1 г. 8 мес. | ||
Предложение из трёх слов, употребление винительного падежа существительных | 1 г. 10 мес. | ||
Активный словарь достигает 50 слов | 1 г. 6 мес. | ||
Активный словарь состоит из 200 – 400 слов | 2 г. | ||
Произнесение твёрдых согласных звуков Т, Д, Н. | 2 г. | ||
Употребляет местоимение «Я» | 2 г. 3 мес. | ||
Адекватно использует названия цветов | 2 г. 6 мес. | ||
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего) | К 3 г. | ||
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 г. | ||
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 л. 1 мес. | ||
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 г. | ||
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 л. 3 мес. | ||
Произносит твёрдые звуки С, З, Ц | С 2 л. 1 мес. | ||
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 г. | ||
Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 л. |
учитель-логопед Пугачева Л. А.
Предварительный просмотр:
Дневник речевого развития
Показатели речи в норме | Время появления в норме | Достижения вашего малыша (время появления) | Ваши наблюдения |
Активный словарь состоит из 200 – 400 слов | 2 г. | ||
Произнесение твёрдых согласных звуков Т, Д, Н. | 2 г. | ||
Употребляет местоимение «Я» | 2 г. 3 мес. | ||
Адекватно использует названия цветов | 2 г. 6 мес. | ||
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего) | К 3 г. | ||
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 г. | ||
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 л. 1 мес. | ||
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 г. | ||
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 л. 3 мес. | ||
Произносит твёрдые звуки С, З, Ц | С 2 л. 1 мес. | ||
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 г. | ||
Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 л. | ||
Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов | 3 г. 6 мес. | ||
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет | ||
Использует в речи приставочные глаголы | 3 г. 1 мес. | ||
Появляется словотворчество | С 3 лет | ||
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (звуком) типа ЖУК- ЛУК | К 4 годам | ||
Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Ль, Л | К 4 годам | ||
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам | ||
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам | ||
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
учитель-логопед Пугачева Л. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи.
Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. ...
Родительское собрание “Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом“
План:1. Введение: что такое письменная речь2. Что необходимо для успешного овладения письмом3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом4. Основные направления работы при обучении...
Беседа с родителями на тему: Дети с недостатками развития испытывают значительные трудности при овладение речи.
Беседа с родителями на тему: Дети с недостатками развития испытывают значительные трудности при овладение речи.I. Трудности в освоении у речи у ребенка с недостатками развития могут быть вызваны...
Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".
Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...
Как помочь ребенку избежать трудностей при овладении письмом? Советы логопеда родителям
В статье представлены практические рекомендации родителям детей дошкольного возраста по профилактике нарушений письма....
Как помочь детям, имеющим трудности в овладении речью.
Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развити...
Использование разных анализаторных систем при формировании звуко-буквенной связи у детей с трудностями в овладении письменной речью.
Статья раскрывает способы формирования звуко-буквенной связи у детей с трудночтями в овладении письменной речью....
- Мне нравится (1)